Решили добить. Что происходит с ценами на бензин
22.06.2020 4 617 0 +110 vorbur

Решили добить. Что происходит с ценами на бензин

---
+110
В закладки
Решили добить. Что происходит с ценами на бензин бензина, России, бензин, больше, нефть, когда, тогда, налоги, нефтяников, кризис, нужно, правительство, нефти, стоимости, должно, которые, чтобы, границу, нефтяники, кризиса

Уроки "тучного" 2018 года ничему не научили чиновников, и цены на бензин в Центральной России снова пошли на взлёт. Да ещё какой! Рекордный, небывалый. С апреля в оптовой торговле 95-й бензин подорожал уже более чем на 50%. Тем временем население беднеет из-за коронавирусного кризиса, а власть имущие готовятся считать внезапные прибыли.

Автор:
Егор Кучер

Нет, действительно, снова на те же грабли. Наверняка каждый из наших читателей и зрителей подумал то же самое – вот только небывалого роста цен на бензин нам и не хватало. Уже всё есть – и рост безработицы, и гибнущий малый бизнес, и обнищание населения. Вроде как страна выходит из карантинных ограничений. Но куда? Во тьму нового кризиса, не иначе.

Одним из показателей кризиса в России наряду с девальвацией рубля является и лихорадка на топливном рынке. Нечто похожее мы уже прошли в 2018 году, когда цены не нефть резко выросли, а вместе с ними "поплыл" так называемый экспортный паритет. Вывозить нефть за границу стало выгоднее, чем доплачивать за продажу нефтепродуктов внутри страны.

Все шишки тогда посыпались на нефтяников. Мол, они, такие-сякие, зарабатывают на населении. Нефтяники отвечали: мы вовсе не поднимали цены, хотя продажа бензина в России стала космически убыточной, пошли банкротства. И что, скажете вы, значит, речь идёт о вине той самой руки рынка? Совершенно нет. В такие тиски нефтяников и население поставила налоговая политика государства. Судите сами.

Те же грабли

Мы в России живём в совершенно удивительной ситуации. Наша страна – один из мировых лидеров по добыче нефти, однако любое падение мировых цен вовсе не приводит к снижению стоимости бензина. Цены стабильно идут вверх.

Сейчас по миру ударил коронавирус, кризис уже налицо, но есть два важных фактора. Первый – карантинные ограничения снимаются, городам и странам нужно всё больше и больше бензина. И второй – цены на нефть уже превышают 40 долларов, то есть сделка с ОПЕК даёт о себе знать, а война с Саудовской Аравией на мировом рынке нефти закончилась.

В этих условиях, когда стране нужно всё больше топлива, Минэнерго и ФАС принимают какое-то совершенно дикое решение о сокращении отгрузки топлива на внутренний рынок. Не надо быть умным экономистом, чтобы понять, что это способно привести к дефициту и росту цен.

Так, с 1 мая нефтяники, согласно приказу Минэнерго и ФАС, обязаны реализовывать на бирже не менее 5% производимого бензина, тогда как раньше – не менее 10%. Чиновники посчитали, что если из-за карантина спрос снизился, то пусть остатки будут сладки и уйдут на экспорт. Нет, мы с вами, конечно, понимаем, что цены на нефть подросли, что хочется продать побольше за границу, что из этого пойдут и увеличенные поступления в бюджет. Но зачем сейчас? И какова тогда логика правительства, которое одной рукой оказывает нам помощь (те же выплаты на детей), а другой – забирает её обратно посредством роста цен (из-за удорожания бензина растут цены на всё остальное). Именно этот момент меня обескураживает больше всего. Тоже мне, помогли.

Словом, с середины апреля в Центральной России биржевые цены на 95-й бензин выросли более чем на 50%. В Москве – до 59,5 тысячи рублей за тонну, в Петербурге – вообще до 60,5 тысячи. Розница пока реагирует вяло, но топливный кризис на самом деле всё ближе.

Собака лает, караван идёт

Складывается ситуация, очень схожая с этой поговоркой. Иначе как объяснить, что, несмотря на многочисленные предупреждения, которые делали чиновникам экономисты, в том числе на Царьграде, ничего не меняется. НДС вырос до 20%, а параллельно продолжается так называемый "налоговый манёвр" в нефтянке – растёт НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и падает экспортная пошлина. Вы поняли? То есть нефтяникам приходится больше платить за добычу, но меньше за то, что они гонят нефть на экспорт. Предпосылки к дефициту налицо. Но компаниям тоже не так весело. Ежегодно растут акцизы – каждый раз с 1 января. Всё больше и больше.

В 2018 году правительство увидело, что взрывной рост стоимости бензина нужно остановить, и заморозило акцизы. Но потом разморозило опять, положив под нас с вами и нефтяников те же грабли. Курировавший тогда ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак даже собрал совещание с крупными нефтяными компаниями и пригрозил им введением заградительных пошлин, если они допустят рост цен. Так проблему решили за счёт убытков отрасли, а налоги остались прежними.

Есть и ещё одна мера. Она называется "демпфирующий механизм", или "демпфер". Это хитрая система компенсаций нефтяникам потерь от продажи бензина в России. Если цена за границей выше, то им доплачивают, чтобы цены внутри страны не росли. Если наоборот, то платят уже нефтяники. Вот вам и ответ на вопрос, почему в России не падает стоимость бензина, когда идут вниз мировые цены на нефть.

Как видите, отрасль обложена налогами, а значит, косвенно и мы с вами. С годами, как бы ни менялась рыночная конъюнктура, тут никаких изменений нет. Действует ручное и даже "кукольное" управление. И ведь последние два года я постоянно пишу, что не является нормой ситуация, при которой более 70% в стоимости литра бензина составляют налоги.

Вы будете удивлены, но реальная цена бензина – это лишь 29% от той цифры, которую мы видим на табло АЗС. В эти 29% входит цена самого сырья (7%), переработки и транспортировки (15,5%), а также гарантированная прибыль (ещё 6,5%). Таким образом, при нынешних 46-47 рублях за литр 95-го в Москве он должен был стоить на самом деле 13,4-13,63 рубля за литр! Впечатляющая разница, правда? Из этого несложно определить, что налоги в цене бензина, таким образом, составляют вообще 71%.

На пути к кризису

На мой взгляд, новый кабинет министров успешного технократа Михаила Мишустина пока не понял до конца, что происходит. Ему в наследство досталась сложная и разбалансированная, местами бестолковая и вредная система налогов в нефтянке, которые придумывались кабинетом Дмитрия Медведева и наслоились друг на друга. Но делать с этим ведь что-то необходимо.

Член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты Рустам Танкаев рассказал, что при такой налоговой системе впереди у нас может маячить вполне реальный топливный кризис. Мы же помним, что потребление только растёт, а ведь скоро начнёт "просыпаться" ещё и гражданская авиация.

Душение отрасли налогами привело к тому, что экономика нефтепереработки в России стала отрицательной, а НПЗ – убыточными. Сейчас началось восстановление потребления, и спрос существенно превысил предложение на бирже (а там ещё и планку объёма снизили, как мы помним). Цены выросли очень сильно, обратил внимание Танкаев.

В результате экономика торговли бензином стала отрицательной. В принципе, это должно привести к тому, что у нас возникнет бензиновый кризис. Такие кризисы в России уже были. Это никакая не экзотика. И это всегда являлось следствием административного регулирования,

– пояснил Танкаев.

Он согласился с тем, что правительство пока, судя по всему, не готово снять налоговое ярмо. Ведь чиновники ничего не меняют. Они вводят какие-то компенсирующие механизмы, пытаются убедить всех, что ТЭК нужно точечно управлять. А на этом фоне у них под носом загибается переработка, начинается дефицит и рост цен на заправках.

Это вызывает большое беспокойство. Потому что неэффективность рынка нефтепродуктов на фоне роста потребления – это очевидный путь к кризису. Нужно отказываться от демпфирующего механизма, полностью отказаться от акцизов на бензин и дизтопливо. Надо переходить назад к рыночным механизмам регулирования рынка нефтепродуктов,

– дал рекомендации Танкаев.

С этим невозможно спорить, если мы вспомним, какой процент в цене бензина составляют те самые налоги. Знаете, на что я ещё обратил внимание? Если нефтяники в рамках плавающего "демпфера" что-то платят государству, то деньги эти должны идти в ФНБ. В ту "кубышку", откуда правительство черпает средства для поддержки экономики. А тут получается наоборот – экономику как раз калечат, а заодно задирают цены для нас с вами. Согласитесь, это дурдом.

Я вовсе не защищаю нефтяников, которые получают огромную прибыль от продажи нефти за границу. Но в здоровой экономике не должно быть таких огромных налогов. Напомню, что это ведь налог и для нас с вами, учитывая, сколько из денег за бензин мы отдаём нефтяникам, а сколько – государству.

У фермера, выращивающего, например, яблоки, не должно быть выбора между тем, чтобы продать их с хорошей выручкой за границей или приплачивать самому за продажу в России в тот момент, когда у него к тому же "загибаются" яблони. Ведь совершенно понятно, что в конечном счёте за этот бардак заплатит население – как за налоги, так и за рост цен, спровоцированный рукотворным дефицитом.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]