Нарцисс. Почему его звали самовлюбленным?
---
В третье книге «Метаморфоз» Овидия есть рассказ о Нарциссе — мальчике необыкновенной красоты. Этот юноша стал символом невероятной гордыни: появилось выражение «Нарцисс самовлюбленный», то есть человек, ставящий себя выше всех.
Сын речного бога и нимфы был невероятно красив, он привлекал внимание и нимф, и мужчин-ценителей красоты. И те, и другие добивались физической близости, а он
Нимф, насмехаясь, отверг, как раньше мужей домоганья.
Отвергнутые желали ему таких же страданий, какие выпали на их долю. Проклятия услышала богиня справедливого возмездия Рамнузия и повелела:
405 «Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым!»
(Вот, оказывается, почему существует неразделенная любовь: это решение богини справедливого возмездия! Правда, в жизни, в отличие от мифа, это далеко не всегда справедливо.)
Нарцисс — имя этого мальчика — остановился возле приятного и очень чистого ручья. Он хотел напиться.
Воду он пьет, а меж тем — захвачен лица красотою.
Любит без плоти мечту и призрак за плоть принимает.
Сам он собой поражен, над водою застыл неподвижен…
Он увидел в воде свое отражение: глаза как у Вакха, кудри — как у Аполлона, румяные щеки без признаков растительности, волнующие очертания губ…
Всем изумляется он, что и впрямь изумленья достойно.
Им овладело любовное безумие: он целует свое отражение, он страстно хочет обнять его и пытается его ощутить, опуская руки в воду!
425 Жаждет безумный себя…,
Рвется желаньем к себе…
В таком состоянии он проводит часы. Уже пора сменить позу, что-нибудь съесть, но ни усталость, ни голод не могут его оторвать от ручья, он никак не насмотрится на свое отражение и говорит ему (отражению) :
Что мучаешь, мальчик бесценный?
455 Милый, уходишь куда?
Некую ты мне надежду сулишь лицом дружелюбным,
Руки к тебе протяну, и твои — протянуты тоже.
Я улыбаюсь, — и ты;
не раз примечал я и слезы
Сколько времени прошло? Его силы на исходе, жизнь подходит к концу:
490 Чахнет и тайным огнем сжигается мало-помалу.
Красок в нем более нет, уж нет с белизною румянца,
Бодрости нет, ни сил…
Он умер, умер от неразделенной любви. В подземном царстве он оказался у реки забвения, но даже там
505 В воды он Стикса смотрел на себя.
После смерти нимфы не нашли его, тело исчезло,
Но вместо тела шафранный
510 Ими найден был цветок с белоснежными вкруг лепестками.
Жюль-Сириль Каве (французский художник, 1859−1940 гг., ученик Вильяма-Адольфа Бугро и Тони Робера-Флёри, участник Салона в Париже в 1886 году и лауреат бронзовой медали в 1889 и 1900 годах за жанровые картины и цветочные натюрморты) изобразил Нарцисса в момент, когда юноша впервые увидел свое отражение.
Нарцисс склонился над ручьем, чтобы получше разглядеть себя, настолько низко, что ухватился за ветку куста, дабы не упасть в воду. Он только-только начал погружаться в пучину сгубившей его страсти, он еще первозданный красавец…
Сын речного бога и нимфы был невероятно красив, он привлекал внимание и нимф, и мужчин-ценителей красоты. И те, и другие добивались физической близости, а он
Нимф, насмехаясь, отверг, как раньше мужей домоганья.
Отвергнутые желали ему таких же страданий, какие выпали на их долю. Проклятия услышала богиня справедливого возмездия Рамнузия и повелела:
405 «Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым!»
(Вот, оказывается, почему существует неразделенная любовь: это решение богини справедливого возмездия! Правда, в жизни, в отличие от мифа, это далеко не всегда справедливо.)
Нарцисс — имя этого мальчика — остановился возле приятного и очень чистого ручья. Он хотел напиться.
Воду он пьет, а меж тем — захвачен лица красотою.
Любит без плоти мечту и призрак за плоть принимает.
Сам он собой поражен, над водою застыл неподвижен…
Он увидел в воде свое отражение: глаза как у Вакха, кудри — как у Аполлона, румяные щеки без признаков растительности, волнующие очертания губ…
Всем изумляется он, что и впрямь изумленья достойно.
Им овладело любовное безумие: он целует свое отражение, он страстно хочет обнять его и пытается его ощутить, опуская руки в воду!
425 Жаждет безумный себя…,
Рвется желаньем к себе…
В таком состоянии он проводит часы. Уже пора сменить позу, что-нибудь съесть, но ни усталость, ни голод не могут его оторвать от ручья, он никак не насмотрится на свое отражение и говорит ему (отражению) :
Что мучаешь, мальчик бесценный?
455 Милый, уходишь куда?
Некую ты мне надежду сулишь лицом дружелюбным,
Руки к тебе протяну, и твои — протянуты тоже.
Я улыбаюсь, — и ты;
не раз примечал я и слезы
Сколько времени прошло? Его силы на исходе, жизнь подходит к концу:
490 Чахнет и тайным огнем сжигается мало-помалу.
Красок в нем более нет, уж нет с белизною румянца,
Бодрости нет, ни сил…
Он умер, умер от неразделенной любви. В подземном царстве он оказался у реки забвения, но даже там
505 В воды он Стикса смотрел на себя.
После смерти нимфы не нашли его, тело исчезло,
Но вместо тела шафранный
510 Ими найден был цветок с белоснежными вкруг лепестками.
Жюль-Сириль Каве (французский художник, 1859−1940 гг., ученик Вильяма-Адольфа Бугро и Тони Робера-Флёри, участник Салона в Париже в 1886 году и лауреат бронзовой медали в 1889 и 1900 годах за жанровые картины и цветочные натюрморты) изобразил Нарцисса в момент, когда юноша впервые увидел свое отражение.
Нарцисс склонился над ручьем, чтобы получше разглядеть себя, настолько низко, что ухватился за ветку куста, дабы не упасть в воду. Он только-только начал погружаться в пучину сгубившей его страсти, он еще первозданный красавец…
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]