Техника декорирования керамики сграффито
19.06.2020 9 818 0 +417 Mark

Техника декорирования керамики сграффито

---
+417
В закладки
Продолжаем разговор о том, как начать лепить из глины самостоятильно и сегодня хочу рассказать о своей любимой технике декорирования керамики — сграффито. Возможно в школьные годы на уроках рисования вы делали что-то подобное — процарапывали покрытую краской вощеную бумагу.

Сграффи́то (итал. sgraffito) или граффи́то (итал. graffito — процарапанный) — техника декорирования керамики, стен или фасадов зданий, которая основана на процарапывании верхнего слоя краски или штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету.

В древности техника сграффито применялась в керамике (вазы Греции), в 15-17 веках распространилась в Италии: поскольку рисунок со временем не истирается, технику сграффито использовали для декорирования внешних стен и фасадов. Из Италии сграффито распространилось в Европу.

Обычно высушенное изделие или отдельную его часть покрывают слоем ангоба, цвет должен существенно отличаться от цвета глины. Карандашом аккуратно наносится будущий рисунок, а затем специальным острым деревянным или металлическим инструментом слой ангоба процарапывается до поверхности черепка. Затем изделие обжигается, покрывается бесцветной глазурью и снова обжигается. Звучит достаточно просто и понятно. Но когда начинаешь копть глубже отываются неведомые горизонты возможностей.

Сграффито может быть многослойным, разноцветным, если на изделие нанести несколько слоев краски. Я люблю рисовать, и мои работы скорее графичны, чем живописны. Поэтому только раз увидев изделия декорированные в стиле сграфито, я загорелась сделать так же.

Ангобы наносятся на хорошо подсушенное или сухое изделие изделие, слой должен быть плотным, т. е. для густых ангобов это три слоя, для прозрачных — 5 слоев, слои краски лучше наносить в разных направлениях, чтобы избежать проплешин. А вот дальше встает вопрос — когда лучше процарапывать рисунок.

Я попробовала это делать несколькими способами и расскажу свои впечатления.

Нанесение ангоба на подсушенное изделие в кожетвердом состоянии.

Как только высохли слои краски приложила кальку с рисунком и прорисовала контур шилом. Впрочем шило при сильном нажатии прорывает кальку, поэтому я взяла самый тонкий вязальный крючок и дообвела рисунок до конца им. В результате на моей круглой плитке остался заметный, но не глубокий след.

У меня не было специальной петли для процарапывания сграффито, поэтому я попробовала выцарапывать рисунок разными инструментами — стеками, толстой иглой, вилкой для ракообразных, большой петлей. Стружки и пыть от выцарапывания я сметала толстой кистью и мягкой зубной щеткой. Удобней всего из вышеперечисленного оказались два инструмента, которые я помещаю на фото 1.

Техника декорирования керамики сграффито рисунок, изделие, сграффито, ангоба, краски, высушенное, ангоб, поэтому, процарапывания, Нанесение, декорирования, попробовала, глины, слоев, процарапывать, можно, делать, должен, ангобы, получилось

Минусы процарапывания по кожетвердому состоянию — можно слишком глубоко продавить глину, на линиях остаются лохмушки и задиры. Плюсы — рисунок процарапывается четко по линиям, можно делать полутона лопаточками, т. е. выцарапывать цвет до тонкого слоя. Вот фотографии работ процарапаных по кожетвердому состоянию:

Техника декорирования керамики сграффито рисунок, изделие, сграффито, ангоба, краски, высушенное, ангоб, поэтому, процарапывания, Нанесение, декорирования, попробовала, глины, слоев, процарапывать, можно, делать, должен, ангобы, получилось

Нанесение ангоба на высушенное изделие и процарапывание рисунка сразу же, не дожидаясь пока ангоб высохнет на 100%.

Продавить рисунок не получилось, поэтому прибегла к портновскому способу — наколола дырочки в кальке и запылилила контрастным цветом. Процарапывать рисунок по сухому изделию получается быстрее и аккуратнее, недосохший ангоб хорошо счищается лопаточками. Из минусов — сухая глина при процарапывании подлипает к влажным слоям ангоба и цвет потом после обжига получается неровным.

Техника декорирования керамики сграффито рисунок, изделие, сграффито, ангоба, краски, высушенное, ангоб, поэтому, процарапывания, Нанесение, декорирования, попробовала, глины, слоев, процарапывать, можно, делать, должен, ангобы, получилось

Нанесение ангоба на сухое изделие и ожидание пока краска высохнет полностью.

На высушенный ангоб рисунок легко перевела с помощью кальки и карандаша. Но процарапывать рисунок было непросто — инструмент подскакивал на неровностях и рисунок сбивался, кроме этого, высохший ангоб иногда отлетал кусочками и получались неровные края рисунка. Попробовала чуть попрыскать на изделие — дело пошло лучше.

Теперь для себя я выбираю способ №2 — высушенное или почти высушенное изделие и чуть влажный ангоб.

Кроме однослойного сграффито я попробовала 2 разных способа цветного сграффито. В первом случае (фото 4, фото 5) ангобы наносились в несколько слоев, поэтому нужно было постараться, чтобы аккуратно снять нужное количество краски, во втором случае на издаелие в разные места были нанесены ангобы разного цвета, а сверху все было покрыто черным ангобом, соответственно можно было процарапывать либо глубоко — до глины, либо до слоя предыдущего ангоба. Посмотрите на фото 5, что получилось, еще ярче это будет видно после обжига.

Техника декорирования керамики сграффито рисунок, изделие, сграффито, ангоба, краски, высушенное, ангоб, поэтому, процарапывания, Нанесение, декорирования, попробовала, глины, слоев, процарапывать, можно, делать, должен, ангобы, получилось

Техника декорирования керамики сграффито рисунок, изделие, сграффито, ангоба, краски, высушенное, ангоб, поэтому, процарапывания, Нанесение, декорирования, попробовала, глины, слоев, процарапывать, можно, делать, должен, ангобы, получилось

И в заключение я хочу сказать, что вы сами в праве выбрать тот способ процарапывания, который удобнее вам, а прекрасные работы будут лучшим ответом как это делать.

Техника декорирования керамики сграффито рисунок, изделие, сграффито, ангоба, краски, высушенное, ангоб, поэтому, процарапывания, Нанесение, декорирования, попробовала, глины, слоев, процарапывать, можно, делать, должен, ангобы, получилось

На фото 6 вы видите экспонаты, выполненные в технике сграффито, которые были представлены на выставке, которая проходила в Академии керамики.

Продолжим рассказ о керамике в следующий раз. До встречи!
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]