Без красного грустна палитра. Цвет как символ в живописи
09.02.2017 663 0 0 vakin

Без красного грустна палитра. Цвет как символ в живописи

---
0
В закладки
Его не заметить невозможно. Он один из самых предпочитаемых и выразительных. Он — первый в истории искусства, уже не говоря о хроматической шкале. Он привлекал к себе внимание издревле: и потому, что таковы свойства его природы и природы человеческой; и потому, что он ассоциируется с такими жизненно важными понятиями, как кровь и огонь. Вобрав в себя естественные смыслы, красный с ними не расстается на протяжении всей истории человечества.


Анри Матисс. Музыка
260*389 см. Эрмитаж

Еще с древности красный выражал в основном позитивные значения, но, сбрасывать со счетов закодированные в нем сигналы опасности и боли тоже не приходится.


Тамара Лемпицка. Портрет миссис Букар. 1931.

Например, в Древнем Египте красный вобрал в себя качества необитаемой и бесплодной земли и поэтому стал цветом зла. Именно по этой причине Сет, брат и убийца Озириса, рисовался красной охрой. Этим же цветом писались слова, которые несли недобрые предзнаменования.



Императорская мода

В Древнем Риме цвет крови символизировал храбрость, могущество и власть. Такой цвет одежды и оформления интерьера могли позволить себе разве что императоры да в преторианских когортах. Красными были отделки тог римских сенаторов. Уж очень дорога была кошениль — насекомое, из панциря которого добывали водостойкое красящее вещество.





В XV веке в Риме случайно были обнаружены нижние помещения дворца императора Нерона (64 г. н. э.—68 год н. э. гг.), которые входили в гигантский дворцовый комплекс «Золотой Дом» (Domus Aurea). Эти помещения сравнительно неплохо сохранились на тот момент вместе с настенными росписями. Но открытие стенописи имело гибельные последствия — она очень сильно пострадала от влаги. Однако до нас дошли предусмотрительно сделанные эскизы росписей.

Оттенки красного играли немаловажную роль в обозначении императорской вертикали в Византии и преемниках ее культуры. Этикет строго соблюдался. Придворным дозволялось носить в одежде яркие детали, но право носить ярко — красную мантию и высокие, расшитые жемчугом красные сапоги, имел только император.

Спустя века, от обувки остались только каблуки и в соответствии с дворцовыми правилами ими могли щеголять только дворяне.


Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV
1701, 190×279 см


Жак-Луи Давид. Помазание Наполеона I и коронация императрицы Жозефины
979×621 см


Жак-Луи Давид. Клятва Горациев
1784, 330×425 см

Сын красного и синего — пурпур, превзошел родителей в величии и иначе, как «роскошный» этот цвет не величают. Пурпурные тоги одевали триумфаторы Древнего Рима, и отголоски (точнее отсветы) его славы пережили века. Даже в Германии XVI века на красную или фиолетовую верхнюю одежду из бархата или атласа, подбитую мехом, имели право только князья.
Миниаютюра Х в. с изображением императора Оттона в пурпурном плаще.

В третьем веке римский император Аурелиан не разрешил своей жене приобрести пурпурный шелковый платок из Тира, потому что он в стоил как столько же грамм золота.



Исключительность пурпурного цвета сохранилась и до Елизаветинской эры (1558 — 1603). В Англии строго соблюдались законы, регулирующие потребление предметов роскоши, а также прописывалось какие цвета, ткани и одежды могли и не могли носить представители разных классов общества.

Страстной канон

Церковные каноны переняли лаконичность палитры предыдущих культур и вобрали основные трактовки цветов, наделив красный значениями могущества и мученичества. Красный мафорий (покрывало, ниспадающее на плечи) на голове Пречистой символизирует страдания и указывает на ее назначение — Царица небесная. Нижние одежды, как правило, пишутся голубым (знак небесной чистоты).


Микеланджело Буонарроти. Мадонна Дони Тондо


Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена
62×66 см

Одеяния Христа меняются в разных сценах: синий гиматий (накидка) — символ Его Божественности, а темно-красный хитон — символ Его человеческой природы, цвет священной крови, пролитой во имя спасения людей. О мученической гибели и страданиях свидетельствует и красный плащ святого Георгия, и ярко — алые одежды святых мучеников.


Иван Николаевич Крамской. Христос в пустыне
1872, 180×210 см. Масло, Холст


Бартоломе Эстебан Мурильо. Видение святого Франциска в Порциункуле
1667. Масло, Холст


Эль Греко (Доменико Теотокопули). Христос в Гефсиманском саду
1610, 170×112.5 см. Масло, Холст


Питер Пауль Рубенс. Христос в терновом венце
1612, 120×96 см

Красными на иконах также изображались серафимы, само название которых буквально переводится с иврита как «огненные», «пламенеющие».

Серафимы, поддерживающие престол Бога (Миниатюра XIV в. Малый часослов герцога Беррийского)



Этот тревожный яркий цвет сопровождает силы зла, адской бездны, образы греха и позора как антипод белого цвета — символа праведности и чистоты.


Архангел Михаил взвешивает души. Фреска. 1150 г. Епископальный музей. Барселона.

Уж замуж невтерпеж

В Древнем Риме невеста одевалась строго, в соответствии с образом Юноны: на голове — алое покрывало, символизирующее страсть, любовь и невинность невесты. На Руси девушки выходили замуж в традиционном одеянии: длинная белая рубаха с широкими рукавами, поверх нее — алый сарафан, символизировавший радость, солнце и красоту. К тому же, красный цвет одежды новобрачной должен был защищать ее от сглаза и служить залогом благополучия. В Западной Европе «готические» невесты непременно надевали на свадьбу наряд, ранее никем не виданный. Нередко даже для для невесты: в средневековье красивое платье было единственной радостью от замужества. Браки в те времена заключались как сделки, с непременным свадебным контрактом, и подвенечный убор тоже являлся частью контракта. Прописывалось, из какой ткани его следовало шить (бархат или парча), чем украшать, каким мехом подбивать (беличьим или горностаевым). Цвет убранства зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный («Портрет Сибиллы Клевской». Лукас Кранах старший). Кстати, первой в Европе рискнула пойти под венец в белом Маргарита Валуа — королева Марго.


Лукас Кранах Старший. Портрет принцессы Сибиллы Клевской в наряде невесты
1526, 36×55 см


Андрей Петрович Рябушкин. Свадебный поезд в Москве
1901, 206×90 см

Быть или не быть? Вот в чем вопрос

Со временем «краски сгустились» над красным. Жизнерадостное великолепие Возрождения потихоньку гасло. В Венеции вводились ограничения на роскошь, в Испании просто всех одели в черное и упаковали в тесные футляры костюмов. Цвет утратил значение сословного маркера, стал менее ярким и более приглушенным. Но живопись без красного обойтись уже не могла и, начиная с XVI века, живописцы экспериментируют с красками в поисках способов выражения внутреннего состояния героев. И красный подчас играет главную роль. Тому весьма ярким примером служит картина Тициана «Положение во гроб» (1570). Драматические, даже трагические оттенки придает сюжету красный на полотнах Рембрандта («Портрет старика в красном»).


Тициан Вечеллио. Положение во гроб
175×137 см


Рембрандт Ван Рейн. Старик в кресле
86×108 см

Палитра становилась изысканнее, художники отдавали предпочтение утонченным приглушенным цветам: жемчужным оттенкам, серому, коричневому. Красную одежду полагалось носить только судьям да кардиналам.

Вольфганг Гете в своей книге «К теории цвета» (1810) уже описывал красный как цвет наивысшей энергии, вызывающий ощущение «невыносимого насилия». Он полагал, что красный должен «понравиться энергичным, здоровым и грубым людям. Ему радуются дикие народы и дети».

Темпераментные женщины и… лошади

К девятнадцатому веку живописцы уже решили основные изобразительные задачи и на смену дорогостоящим пигментам начали приходить иные материалы. Возможности цвета и его различных оттенков в раскрытии внутреннего мира своих героев продемонстрировал Эдгар Дега в картине «Расчесывание волос» (1896). Автору удалось создать впечатление пульсирующего холста, вырабатывающего гнетущее тепло. Цвет даже передает боль, и это подчеркивается тем, как хозяйка держится за корни своих волос. Так обычная каждодневная процедура превратилась в загадочное и провоцирующее действо.


Эдгар Дега. Расчесывание волос (Прическа)
1896, 114.3×146.7 см

«Физиологическая» символика цвета неизменно привлекала художников, которые были уверенны, что с помощью красного можно изобразить темперамент и показать психическое состояние. Например, Франц Марк на известном полотне «Три красные лошади» изобразил лошадей красными потому, что они обладали импульсивным, легко возбудимым темпераментом. Именно через красный экспрессионисты выражали образ женщины. Так в картине Людвига Кирхнера и появились красные женщины на зеленом фоне травы. Не обошли внимание киноварь и фовисты, с помощью которой подчеркивали выразительность своих форм, как это сделал Морис да Вламинк (1876−1958) в «Портрете Дерена» (1905).


Франц Марк. Сюжет 31


Эрнст Людвиг Кирхнер. Сюжет 24


Морис де Вламинк. Портрет Дерен


Алексей Георгиевич Явленский. Дама с пионами
1909

Поклонение цвету

Матиссу, произведения которого пронизаны оптимизмом и излучают жизненную энергию, через интенсивность цвета удавалось передавать и свои мироощущения, и эмоциональность сюжета. Полотно «Гармония в красном» («Красная комната»), которое сам мастер называл «декоративным панно», изначально было задумано как «Гармония в голубом», и писалось для столовой коллекционера Сергея Щукина. Художник успел основательно поработать над холстом, но внезапно кардинально полностью поменял цветовую гамму, пояснив тем, что в красном всё выглядит гораздо красивее.


Анри Матисс. Красная комната

Таких коней не бывает

В творчестве русских художников начала века красный становится действенным инструментом палитры экспериментатора, появляется его новое понимание, основанное и на традиции, и на многозначной символике, и на возможностях самого цвета как такового. Произведения К. С. Петрова-Водкина, К. Малевича, П. Филонова представляют различные способы его колористических качеств. И уже в работах Ф. А. Малявина этот цвет звучит отчаянно звонко, передавая огненность русского характера, стихийность славянской натуры («Вихрь»).


Казимир Северинович Малевич. Жнец на красном фоне
1913, 115×69 см


Павел Николаевич Филонов. Крестьянская семья
Крестьянская семья Предложить название
1914, 159×128 см • Масло, Холст


Филипп Андреевич Малявин. Женщины


Борис Михайлович Кустодиев. Московский трактир
1916, 99.3×129.3 см

Огненно-красный цвет применялся для выражения наиболее глубоких и ярких эмоций в древнерусских иконах. Именно следуя этой традиции, Кузьма Петров-Водкин и создал картину «Купание красного коня». Есть основания утверждать, что изначально конь был гнедым (рыжим), и что цвет его мастер изменил, познакомившись с новгородскими иконами, которые произвели на него неизгладимое впечатление. К тому же, в 1912 году, когда Петров-Водкин приступил к работе над полотном, собирательство и расчистка икон переживали свой расцвет. Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев (на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображен совершенно красным). И если в иконописи красный символизирует высшие философско-религиозные ценности, то у Петрова-Водкина красный конь трактуется в значении Судьбы России, которую не в силах удержать юный всадник.


Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Купание красного коня. Фрагмент
1912, 186×160 см. Масло, Холст

Что ж, красный, уже не говоря о его оттенках, был и остается фаворитом и на полотнах художников, и в женском гардеробе.

Автор Елена Настюк
Источник - Артхивуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]