Большое будущее и долгая жизнь для Як-152
08.06.2020 5 276 0 +242 reeder

Большое будущее и долгая жизнь для Як-152

---
+242
В закладки
Большое будущее и долгая жизнь для Як-152 Як152, испытаний, самолет, Як130, время, подготовки, опытных, может, самолетов, летных, испытания, «Иркут», авиации, машин, опытный, государственных, менее, Минобороны, техники, только

Первый летный прототип Як-152

В интересах воздушно-космических сил России разработан перспективный учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки Як-152. В настоящее время эта машина проходит испытания, и в обозримом будущем сможет поступить в войска. Со временем Як-152 станет основным образцом своего класса в нашей системе подготовки летного состава.

«Птичка» для ВВС

Разработка будущего УТС Як-152 началась в 2014 г. в рамках ОКР с шифром «Птичка-ВВС». Проектирование велось в ОКБ им. Яковлева (входит в состав НПК «Иркут») и заняло минимальное время. Уже летом 2016 г. Иркутским авиазаводом был построен первый опытный самолет, и 29 сентября он совершил первый полет. С тех пор продолжаются летно-конструкторские испытания, и ожидается скорое начало государственных.

Як-152 выполнен в виде цельнометаллического одномоторного низкоплана с тандемной двухместной кабиной. Длина машины – 7,8 м, размах крыла – 8,8 м, площадь – 12,9 кв. м. Максимальная взлетная масса – 1700 кг. Максимальная скорость определена в 500 км/ч, дальность при полной заправке (245 кг) – 1500 км.

Машина имеет однолонжеронное прямое крыло с выдвижными закрылками и элеронами, обеспечивающими высокие взлетно-посадочные и маневренные характеристики. Усиленное трехточечное шасси позволяет эксплуатировать самолет как на бетонных, так и на грунтовых аэродромах.

Большое будущее и долгая жизнь для Як-152 Як152, испытаний, самолет, Як130, время, подготовки, опытных, может, самолетов, летных, испытания, «Иркут», авиации, машин, опытный, государственных, менее, Минобороны, техники, только

УТС оснащается дизельным двигателем RED A03T мощностью 500 л.с., использующим авиационный керосин. Двигатель соединен с винтом изменяемого шага MVT-9. Двигатель разработан немецкой компанией, но уже налажено лицензионное производство на российской площадке, что убирает зависимость от импортных поставок.

Два летчика, курсант и инструктор, располагаются в кабине тандемной компоновки с полным набором необходимого оснащения. Предусмотрены «истребительные» органы управления; приборная панель построена на основе ЖК-экранов. Авионика унифицирована с Як-130 и обеспечивает создание единого учебно-тренировочного комплекса. На случай аварий имеется система катапультирования СКС-94М.

Самолет может храниться внутри ангаров и за его пределами. Предусмотрены меры, упрощающие доступ к приборам и агрегатам, что облегчает обслуживание техники. Заявленный ресурс – не менее 10 тыс. часов, 30 лет и 30 тыс. посадок.

На стадии испытаний

В рамках первого этапа подготовки к испытаниям было построено четыре самолета Як-152 в разной комплектации. Два из них (с/н 1520001 и 1520002) предназначались для летных испытаний, а два других – для статических и ресурсных (1520003 и 1520004). Первый летный поднялся в воздух осенью 2016 г., а в 2018-м к нему присоединился второй.

Также СМИ сообщали, что в ближайшее время должны появиться еще два опытных самолета, которые позволят ускорить проведение необходимых испытаний. Год назад, в конце мая, стало известно, что НПК «Иркут» достроила пятый опытный Як-152, а также продолжает сборку шестого. Информация о завершении строительства шестой машины пока не поступала, но может появиться в любое время.

Большое будущее и долгая жизнь для Як-152 Як152, испытаний, самолет, Як130, время, подготовки, опытных, может, самолетов, летных, испытания, «Иркут», авиации, машин, опытный, государственных, менее, Минобороны, техники, только

По имеющимся данным, проект Як-152 пока остается на стадии летно-конструкторских испытаний. Три летных прототипа выполняют установленную программу по проверке работы отдельных агрегатов и систем, определению летных и маневренных характеристик на разных режимах и т. д. Статические испытания планера завершились в 2018 г. получением заключения о соответствии заявленным характеристикам.

По завершении нынешнего этапа испытаний самолет выйдет на государственные. Сроки их начала пока не уточнялись. Наличие значительного количества опытных машин и длительность нынешних работ позволяют предполагать, что они начнутся в ближайшее время. По результатам государственных испытаний будет окончательно решен вопрос принятия на снабжение и запуска серийного производства.

Объемы производства

На данный момент существует только пять опытных Як-152 разного назначения, но в будущем количество такой техники резко увеличится. Еще несколько лет назад стало известно о наличии планов на серийное производство в крупных объемах – в интересах ВКС и других структур.

Еще в 2015 г. руководство министерства обороны заявило о намерении приобрести 150 легких УТС типа Як-152. Вскоре Департамент авиации ДОСААФ заявил о возможной закупке 105 самолетов. Позже, в июне 2016 г., когда еще завершалось строительство первых прототипов, руководство Иркутского авиазавода сообщило о получении заказа от Минобороны на 150 самолетов.

Большое будущее и долгая жизнь для Як-152 Як152, испытаний, самолет, Як130, время, подготовки, опытных, может, самолетов, летных, испытания, «Иркут», авиации, машин, опытный, государственных, менее, Минобороны, техники, только

В октябре 2018 г. отечественные СМИ сообщили о расширении планов по перспективным УТС. Со ссылкой на источники в Минобороны сообщалось о возможной закупке 230 самолетов в течение нескольких лет. Однако тип планируемых к заказу машин не уточнялся – его определят после государственных испытаний Як-152. Конкурентом российского УТС в борьбе за будущий контракт назвали машину Diamond DART-550 австрийского производства.

По всей видимости, Минобороны пока только прорабатывает планы в отношении Як-152. Окончательные выводы будут сделаны по результатам ожидаемых госиспытаний, и только тогда появится твердый контракт. При этом уже ясно, что для нужд ВКС требуются значительные количества техники – не менее 150 единиц.

Имеется интерес со стороны ДОСААФ – эта организация может разметить весьма крупный заказ. Самолет Як-152 регулярно демонстрируют на авиационных выставках, где он может привлечь внимание зарубежных покупателей. Однако пока сообщения о возможном экспорте не поступали.

Задачи и возможности

До недавнего времени летчики фронтовой авиации проходят первоначальную подготовку на реактивных УТС L-39, после которых осваивают учебно-тренировочные модификации боевых самолетов. При этом осуществляется программа перестройки системы обучения, направленная на замену устаревших образцов.

Большое будущее и долгая жизнь для Як-152 Як152, испытаний, самолет, Як130, время, подготовки, опытных, может, самолетов, летных, испытания, «Иркут», авиации, машин, опытный, государственных, менее, Минобороны, техники, только

Второй опытный самолет

Текущая модернизация основывается на внедрении современного УТС Як-130. Первоначальная подготовка теперь ведется при помощи L-39, а базовую и повышенную осуществляют с использованием нового Як-130. В дальнейшем предлагается отказаться от устаревших L-39 в пользу новых машин первоначального обучения – именно для этой ниши разрабатывается перспективный Як-152.

Как сообщает «Иркут», Як-152 позволяет решать все задачи первоначальной подготовки курсанта: обучать технике пилотирования и навигации, в т.ч. в сложных условиях, готовить к полетам в составе группы и т. д. При достаточно высоких летных и маневренных данных, самолет прост и прощает ошибки, свойственные новичкам.

Важнейшей особенностью Як-152 является частичная унификация по оборудованию с более «продвинутым» Як-130. Эти два УТС образуют учебный комплекс, способный обеспечить весь цикл подготовки летчика. Освоив простые задачи на поршневом Як-152, курсант сможет перейти на реактивный Як-130, полноценно имитирующий боевые самолеты.

Большое будущее

Есть все основания полагать, что Як-152 ждет большое будущее. В ближайшие годы такая техника пойдет в серию, доберется до училищ и начнет обеспечивать подготовку будущих летчиков фронтовой авиации. Учитывая заявленные сроки эксплуатации, можно ожидать, что Як-152 будут оставаться в строю и во второй половине XXI века.

Однако для большого будущего нужно разобраться с важным настоящим. Несколько опытных самолетов проходят летно-конструкторские испытания и пока не переходили на стадию государственных. На выполнение всех подобных мероприятий требуется время, что сказывается на сроках начала службы. Тем не менее, заказчик и разработчик проявляют оптимизм и строят самые смелые планы на будущее. Очевидно, что Як-152 ждет успех, и это лишь вопрос времени.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]