Академик Иван Павлов в 1934 г.: "Вы сеете по культурному миру не революцию, а фашизм"
07.02.2017 473 0 0 vakin

Академик Иван Павлов в 1934 г.: "Вы сеете по культурному миру не революцию, а фашизм"

---
0
В закладки
Оригинал взят у philologist в Академик Иван Павлов в 1934 г.: "Вы сеете по культурному миру не революцию, а фашизм"

Иван Петрович Павлов (1849—1936) — академик Петербургской Академии наук (1907), директор Института физиологии АН СССР (1925—1936), основатель крупнейшей современной физиологической школы, лауреат Нобелевской премии по биологии (1904). Тексты письма академика Павлова и ответного письма Вячеслава Молотова приводятся по изданию: История России. 1917-1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. - Челябинск, 1994.



ИЗ ПИСЬМА И. П. ПАВЛОВА В СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР 21 ДЕКАБРЯ 1934 г.

...Я решительно не могу расстаться с родиной и пре­рвать здешнюю работу, которую считаю очень важной, способной не только хорошо послужить репутации рус­ской науки, но и толкнуть вперед человеческую мысль вообще, — Но мне тяжело, по временам очень тяжело жить здесь — и это есть причина моего письма в Совет. Вы напрасно верите в мировую революцию... Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До вашей революции фашизма не было. Ведь только политическим младенцам Временного прави­тельства было мало даже двух Ваших репетиций перед Вашим Октябрьским торжеством.

Все остальные пра­вительства вовсе не желают видеть у себя то, что было и есть у нас, и, конечно, вовремя догадываются при­менить для предупреждения этого то, чем пользовались и пользуетесь Вы — террор и насилие... Да, под Вашим косвенным влиянием фашизм постепенно охватит весь культурный мир, исключая могучий англо-саксонский отдел (Англию, наверное, американские Соединенные Штаты, вероятно), который воплотит-таки в жизнь ядро социализма: лозунг — труд как первую обязанность и главное достоинство человека и как основу человеческих отношений, обеспечивающую соответствующее существо­вание каждого — и достигнет этого с сохранением всех дорогих, стоивших больших жертв и большого времени, приобретений культурного человечества. Но мне тяжело не от того, что мировой фашизм попридержит на известный срок темп естественного че­ловеческого прогресса, а от того, что делается у нас и что, по моему мнению, грозит серьезной опасностью моей родине.

Во-первых, то, что Вы делаете, есть, конечно, только эксперимент и пусть даже грандиозный по отваге, ...но не осуществление бесспорной насквозь жизненной прав­ды — и, как всякий эксперимент, с неизвестным пока окончательным результатом. Во-вторых, эксперимент страшно дорогой (и в этом суть дела), с уничтожением всего культурного покоя и всей культурной красоты жизни. Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Если бы нашу обывательскую действительность воспроизвести целиком без пропусков, со всеми ежедневными подробностями,— это была бы ужасающая картина, потрясающее впечатление от кото­рой на настоящих людей едва ли бы значительно смягчилось, если рядом с ней поставить и другую нашу картину с чудесно как бы вновь вырастающими горо­дами, днепростроями, гигантами-заводами и бесчислен­ными учеными и учебными заведениями.

Когда первая картина заполняет мое внимание, я всего более вижу сходство нашей жизни с жизнью древних азиатских де­спотий. А у нас это называется республикой. Пусть, мо­жет быть, это временно. Но надо помнить, что человеку, происшедшему из зверей, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приво­дят это в исполнение, как и тем, насильственно приуча­емым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного человеческого достоинства.

Когда я встречаюсь с новыми случаями из отрица­тельной полосы нашей жизни (а их легион), я терзаюсь ядовитым укором, что остался и остаюсь среди нее. Не один же я так думаю и чувствую? Пощадите же родину и нас.

И.П.Павлов



В.М. МОЛОТОВ — И.П. ПАВЛОВУ

2 января 1935 г.

Ваше письмо от 21 декабря Совет Народных Комисса­ров получил. Должен при этом выразить Вам свое откро­венное мнение о полной неубедительности и несостоятель­ности высказанных в Вашем письме политических поло­жений. Чего стоит, например, одно противопоставление таких представительниц «культурного мира», как импе­риалистические державы — Англия и Соединенные Шта­ты, огнем и мечом прокладывающие себе путь к мирово­му господству и загубившие миллионы людей в Индии и Америке, также и теперь ни перед чем не останавлива­ющиеся, чтобы охранять интересы эксплуататорских классов, — противопоставление этих капиталистических государств нашему Советскому Союзу, спасшему от гибели миллионы людей путем быстрого выхода из войны в 1917 году и провозглашения мира и успешно строящему бесклассовое социалистическое общество, общество под­линно высокой культуры и освобожденного труда, несмот­ря на все трудности борьбы с врагами этого нового мира.

Можно только удивляться, что Вы беретесь делать категорические выводы в отношении принципиально-политических вопросов, научная основа которых Вам, как видно, совершенно неизвестна. Могу лишь добавить, что политические руководители СССР ни в коем случае не позволили бы себе проявить подобную ретивость в отношении вопросов физиологии, где Ваш научный ав­торитет бесспорен.

Позволю себе на этом закончить свой ответ на Ваше письмо.

Председатель СНК Союза ССР В. Молотов

Копии Вашего письма и моего ответа мною посланы президенту Академии наук А.П. Карпинскому.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]