Интересная находка археологов
---
В знаменитых христианских энколпионах – крестах с вложенными в них реликвиями, не оказалось частиц мощей святых, как считалось ранее, а вместо них обнаружены фрагменты тканей, нитей, волос и растений, такое открытие сделали ученые Института археологии РАН и НИЦ «Курчатовский институт».
Энколпионы – это двустворчатые кресты домонгольского периода, внутри которых помещались почитаемые реликвии (кресты позднего времени принято называть складнями или мощевиками). Считается, что первые энколпионы были созданы при монастырях в Малой Азии, на Балканах и Дунае примерно в VI-VII веках. На Русь, вероятно, традиция пришла на начальном этапе христианизации.
В ходе совместного исследования известных христианских средневековых артефактов специалисты с помощью нейтронной томографии, инфракрасной спектроскопии и других неразрушающих методов смогли обнаружить следы или остатки вложений между створками крестов.
– Археологи и искусствоведы давно изучают энколпионы: описаны их типы, художественные особенности, определены возможные пути появления на Руси. Но до сих пор не было известно, какие реликвии помещали в кресты. Предполагалось, что ими могли быть частицы мощей мучеников и предметов, связанных с местами их жизни, – отметил директор Института археологии РАН, академик Николай Макаров. – Однако по итогам исследований оказалось, что все намного сложнее. Мы не нашли остатков костей, но это не означает, что отсутствие частиц мощей – это отклонение от некой нормативной практики.
Директор ИА РАН пояснил, что обычно энколпионы находят открытыми, а чаще всего – только их створки, а вот закрытые энколпионы – большая редкость.
– Раньше, когда находили закрытые энколпионы, их отдавали реставраторам, которые при работе помещали кресты в кислоту – понятно, что внутри ничего не оставалось. Поэтому среди огромной научной коллекции к началу 2000-х годов закрытых энколпионов, с содержимым которых можно было бы работать, были единицы. За последние 10 лет экспедиции ИА РАН собрали большую коллекцию крестов-реликвариев, причем основная часть – 42 артефакта – приходится на селища Суздальского Ополья.
Для исследования взяли 14 закрытых энколпионов, 11 из которых нашли на селищах округи Суздаля и Юрьева Владимирской области, и три – в Новгороде.
Как показало исследование, кресты представляли собой религиозную атрибутику, производившуюся для массового потребителя: из недорогих материалов и большими сериями.
Среди вложений не было обнаружено частиц мощей святых, зато найдены ладан, смесь воска и ладана, завернутая в льняную ткань, фрагменты льняной, шелковой, конопляной ткани, остатки травянистого растения, которое не удалось идентифицировать, а также человеческий волос, завернутый в ткань из козьей шерсти. В одном из крестов сохранились частицы дерева и смолы, завернутые в льняную ткань.
Директор ИА РАН пояснил, что мощи немногочисленных русских святых, канонизированных в домонгольское время, в период со второй половины XII по XIII век по большей части еще были недоступны для паломников. В связи с этим, вложениями в энколпионах и могли оказаться другие святыни – например, реликвии из паломничества в ближайший храм, где находилась чудотворная икона.
– Изучение крестов-реликвариев и находившихся в них вложений позволяет прояснить особенности христианской культовой практики домонгольской Руси: мы убедились, что строгих правил, регламентирующих вложения, не было, и что традиция ношения энколпонов была укоренена среди людей самого разного социального статуса, – сказал Николай Макаров.
Исследование крестов-реликвариев будет продолжено. В лабораторию НИЦ «Курчатовский институт» передано еще пять энколпионов с закрытыми створками, недавно найденных экспедицией ИА РАН на Суздальских селищах.
Энколпионы – это двустворчатые кресты домонгольского периода, внутри которых помещались почитаемые реликвии (кресты позднего времени принято называть складнями или мощевиками). Считается, что первые энколпионы были созданы при монастырях в Малой Азии, на Балканах и Дунае примерно в VI-VII веках. На Русь, вероятно, традиция пришла на начальном этапе христианизации.
В ходе совместного исследования известных христианских средневековых артефактов специалисты с помощью нейтронной томографии, инфракрасной спектроскопии и других неразрушающих методов смогли обнаружить следы или остатки вложений между створками крестов.
– Археологи и искусствоведы давно изучают энколпионы: описаны их типы, художественные особенности, определены возможные пути появления на Руси. Но до сих пор не было известно, какие реликвии помещали в кресты. Предполагалось, что ими могли быть частицы мощей мучеников и предметов, связанных с местами их жизни, – отметил директор Института археологии РАН, академик Николай Макаров. – Однако по итогам исследований оказалось, что все намного сложнее. Мы не нашли остатков костей, но это не означает, что отсутствие частиц мощей – это отклонение от некой нормативной практики.
Директор ИА РАН пояснил, что обычно энколпионы находят открытыми, а чаще всего – только их створки, а вот закрытые энколпионы – большая редкость.
– Раньше, когда находили закрытые энколпионы, их отдавали реставраторам, которые при работе помещали кресты в кислоту – понятно, что внутри ничего не оставалось. Поэтому среди огромной научной коллекции к началу 2000-х годов закрытых энколпионов, с содержимым которых можно было бы работать, были единицы. За последние 10 лет экспедиции ИА РАН собрали большую коллекцию крестов-реликвариев, причем основная часть – 42 артефакта – приходится на селища Суздальского Ополья.
Для исследования взяли 14 закрытых энколпионов, 11 из которых нашли на селищах округи Суздаля и Юрьева Владимирской области, и три – в Новгороде.
Как показало исследование, кресты представляли собой религиозную атрибутику, производившуюся для массового потребителя: из недорогих материалов и большими сериями.
Среди вложений не было обнаружено частиц мощей святых, зато найдены ладан, смесь воска и ладана, завернутая в льняную ткань, фрагменты льняной, шелковой, конопляной ткани, остатки травянистого растения, которое не удалось идентифицировать, а также человеческий волос, завернутый в ткань из козьей шерсти. В одном из крестов сохранились частицы дерева и смолы, завернутые в льняную ткань.
Директор ИА РАН пояснил, что мощи немногочисленных русских святых, канонизированных в домонгольское время, в период со второй половины XII по XIII век по большей части еще были недоступны для паломников. В связи с этим, вложениями в энколпионах и могли оказаться другие святыни – например, реликвии из паломничества в ближайший храм, где находилась чудотворная икона.
– Изучение крестов-реликвариев и находившихся в них вложений позволяет прояснить особенности христианской культовой практики домонгольской Руси: мы убедились, что строгих правил, регламентирующих вложения, не было, и что традиция ношения энколпонов была укоренена среди людей самого разного социального статуса, – сказал Николай Макаров.
Исследование крестов-реликвариев будет продолжено. В лабораторию НИЦ «Курчатовский институт» передано еще пять энколпионов с закрытыми створками, недавно найденных экспедицией ИА РАН на Суздальских селищах.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]