Беларусь в «заложниках» у России: почему Минск вынужден закупать нефть у Москвы
---
Сейчас многие нефтедобывающие страны несут убытки, поскольку цены на «черное золото» обвалились из-за пандемии коронавирусной инфекции, которая вызвала спад потребления сырья, в частности по причине сокращения авиаперелетов. В связи с этим в мире уже сократилось финансирование разведывание новых месторождений на 42%, потому что это слишком дорого в условиях кризиса и низких котировок.
Вместе с тем Белоруссия продолжает разведывательную деятельность. Сообщается, что ПО «Белоруснефть» открыла два новых месторождения нефти на территории Хойникского района Гомельской области. По предварительным подсчетам их запасы составляют более 2,5 млн тонн нефти. Всего в 2019 году добыча нефти на территории Беларуси составила 1,69 млн тонн, в 2020 году добычу планируется увеличить до 1,7 млн тонн, при этом внутренние потребности страны составляют 7-8 млн тонн в год.
На данный момент доказанные запасы нефти в стране составляют всего 60 млн тонн, однако почти 50% этих объемов трудноизвлекаемые, к тому же маленьких по объему запасов месторождений существенно больше: почти половина обладает запасами меньше, чем 0,5 млн тонн. Всего сейчас в стране работает 870 скважин на 83 месторождениях.
Эксперт в области энергетики, президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание» Алексей Анпилогов объяснил в комментарии Baltnews, почему новые месторождения нефти не избавят Белоруссию от импорта ресурса:
«Конечно, эти новые месторождения будут влиять на общий баланс потребления нефти. Я искренне надеюсь, что они смогут с них ее добывать, но это не решит проблему того, что Белоруссия является импортером нефти – она и будет продолжать им оставаться, причем в серьезных количествах. Во-первых, речь идет о геологических запасах. То есть извлекаемые запасы там могут быть гораздо меньше 2,5 млн тонн, потому что нефть никогда не извлекается полностью – что-то остается в месторождении».
Он подчеркнул, что объем в 2,5 млн тонн для Белоруссии не такой уж и большой, так как фактически они потребляют гораздо больше – где-то порядка 70-ти тысяч тонн нефти в день. То есть за год Белоруссия потребляет в несколько раз больше, чем 2,5 млн тонн.
«Еще нужно понимать, какая будет себестоимость у нефти с этих новых месторождений. Масса месторождений в мире сейчас не эксплуатируется по причине того, что нефть там достаточно дорогая. А на фоне нынешнего кризиса еще больше месторождений, которые уже были освоены и где была построена вся инфраструктура, сейчас просто замораживаются», – сказал Анпилогов.
Эксперт напомнил, что такой процесс сейчас происходит в США, – там падает добыча нефти на уже освоенных, пробуренных, введенных в эксплуатацию и снабженных нефтепроводами месторождениях.
По словам энергетика, если рассматривать эти 2,5 миллиона тонн просто как цифры, то в случае добычи «сразу и сейчас» их хватит месяца на три работы белорусских нефтеперерабатывающих заводов.
«Так их, конечно, добывать никто не будет, их, скорее всего, растянут на десятилетия, потому что это все-таки промышленная эксплуатация и нефть невозможно всю сразу выкачать. Соответственно, например, Мозырский и Полоцкий НПЗ будут теперь получать 2 или 3 процента нефти белорусского происхождения. А откуда они будут брать оставшиеся 97%? По–прежнему у России», – подытожил Алексей Анпилогов.
Примечательно, что благодаря возможности покупать российскую нефть сорта Urals на беспошлинной основе, то есть со скидкой почти в 20%, Беларусь весь объем добытой на ее территории нефти экспортирует – преимущественно в Германию. При этом белорусские НПЗ ранее ежегодно перерабатывали порядка 18 млн тонн российской нефти, часть из которой она так же продавала другим странам.
Но сейчас НПЗ страны работают на минимальном техническом уровне, поскольку Минск и Москва не смогли договориться о новых поставках нефти в конце 2019 года, потому что возникли спорные моменты в программе углубленной интеграции между странами, которая подразумевает единую систему налогообложения и другие важные экономические параметры.
В связи с этим Беларусь начала искать альтернативных поставщиков сырья в лице Норвегии, Азербайджана, Саудовской Аравии и США. Однако для всех очевидно, что такие поставки не могут быть выгодны Минску на постоянной основе, поскольку в стоимость сырья закладывается логистика, а РФ качает нефть через трубопровод, что гораздо рентабельнее.
Но это не остановило Беларусь от единоразовой закупки 86 тонн сырой нефти у Норвегии и начала поставок сырья из США в размере 100 тысяч тонн ежемесячно, что все равно не покроет даже четвертую часть потребляемой нефти. Впрочем, это очередная фикция со стороны дружественного России государства, потому что в будущем Минск планирует увеличить мощность своих НПЗ до 24 млн тонн, видимо, рассчитывая все-таки получить какие-то поблажки со стороны РФ.
Как уже говорил Анпилогов, Беларусь будет просто вынуждена закупать основную часть нефти как для потребления, так и для переработки у России, потому что Москва предоставляет сырье беспошлинно и ниже рыночной цены. То есть в некотором смысле Беларусь находится в «заложниках» у России, но вряд ли Минск хочет выбираться из такого «плена»…
Борис Переломов специально для Новостного агентства «Харьков».
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]