Британцы не могли поверить, что один корабль доставит столько проблем
---
Современную приключенческую литературу окончательно декорировали, по сути, французы и англичане, как-то много и традиционно воевавшие с Испанией. Отсюда некий мировой стереотип, упрямо гласящий, что испанцы являлись никудышными моряками, падкими на золото и жестокими к пленным. В то же время они показывали себя негодными бойцами при встрече с достойным противником. Так гласит всеобщий миф, в подтверждение которому вспоминают гибель Армады и романы Сабатини. На деле же Испания не зря считалась грозным противником даже для таких тяжеловесов, как Британия. И особенно противникам досталось от испанцев в так называемой "войне за ухо Дженкинса".
В 1720-х годах Испания вдруг осознала, что изрядно отстала от мировых лидеров в плане организации флота и его матчасти. Тогда вице-адмирал де Гастаньета промониторил мировой опыт и остановился на французском варианте. Чтобы максимально овладеть темой, Хосе Антонио де Гастаньета совершил ряд поездок по верфям Франции, внимательно изучая и конспектируя чужой опыт. По итогам почти без изменений была позаимствована система подготовки моряков и проект 74-х пушечного корабля. Который, правда, изрядно переработали.
В испанской трактовке от французского прототипа оставили обводы, но общие размеры увеличили. Убрали 4 пушки (испанцы решили остановиться на 70 орудиях), но нижнюю артиллерийскую палубу подняли, благодаря чему появилась возможность стрелять главным калибром даже в сильное волнение – редкая роскошь для линкоров тех лет. Говоря по правде, эти меры в чем-то были вынужденными, поскольку традиционно на кораблях Испании размещались экипажи более многочисленные, чем в остальной Европе. Примерно раза в полтора – исходили из соображения, что есть возможность оперативно замещать вышедших из строя, да и при абордаже не помешает. Хотя есть мнение, что происходило это из-за плохой квалификации испанских экипажей. В любом случае получился типовой проект очень прочного, маневренного и ходкого корабля. Который, правда, оказался дороговат. Но этот недостаток, как потом выяснилось, с запасом окупался во время войны.
1739 год, в ходе "войны за ухо Дженкинса" англичане берут Портобело (ныне в Панаме) - важный порт испанцев, откуда уходил "серебряный флот" с богатствами. Художник: Louis Dodd
В 1740 году в Гаване из прочнейшего красного дерева именно по этому проекту построили "Глориосо". Корабль, позднее ставший легендарным и доставивший немало хлопот британцам.
В той акватории Испании требовался мощный флот – в Америку везли ртуть, которую использовали в добыче золота, а обратно к Европе следовали серебряные караваны – основной доход империи. Вот только после сражения в 1744 под Тулоном основная масса испанского флота оказалась заблокирована в Картахене. Поэтому решили для транспортировки ценных грузов использовать боевые корабли, базировавшиеся тогда в Гаване. "Глориосо" совершил несколько удачных рейсов, но его очередной поход из Кадиса в Веракрус в 1747 году окончился не очень удачно. Корабль вез ртуть для рудников. Собственно, ртуть он доставил и даже получил грузы для Испании. Потом зашел в Гавану за пресной водой и продовольствием, после чего отправился в метрополию.
У Подветренных островов его обнаружил британский конвой, но капитан испанцев воспользовался непогодой и сумел сбежать. За Азорскими островами вновь наткнулся на англичан – фрегат с 40 пушками и старый вспомогательный линейный корабль с 60 орудиями, отправленный дослуживать на периферию империи. Британцы сопровождали караван с продовольствием и другими припасами для нескольких гарнизонов в колониях, поэтому атаковали испанца довольно нерешительно и неуклюже.
Художник: Augusto Ferrer-Dalmau
Фрегат вырвался вперед, а его более крупный напарник поотстал. Чем воспользовались испанцы и крепко повредили такелаж и рангоут преследователя, получив всего 4 попадания – помогло то, что в качестве ретирадных у испанцев стояли немаленькие 18-фунтовки. Когда более крупный британец решился на атаку, досталось и ему. Возможно, нападай англичане сообща, дело бы и заладилось. Но они так не сделали. И когда 60-пушечник нагнал испанца, на море было неспокойно. В результате британец не мог стрелять с нижнего дека, а испанец преспокойно работал самыми нижними 24-фунтовками. Так что англичане получили изрядную трепку, от которой сами еле оправились и, напав, унесли ноги.
Уже в августе (первый бой – конец июля) на испанцев наткнулись сразу три британца – в 50, 24 и 20 пушек. Малые корабли взяли испанцев в два огня и здорово пощипали – разбили корму, бушприт. Убитыми на "Глориосо" потеряли 40 человек, ранеными – 50. Даже при экипаже в 760 человек это было чувствительно. И надо отдать должное испанскому капитану. Он всех свободных от управления парусами людей направил помогать пушкарям. И те открыли такой шквал огня, что оба атаковавших британца потеряли львиную долю рангоута и вынужденно вышли из боя. А их "большой брат" и вовсе на атаку не решился. Потом, на суде, капитан этого корабля заявит, что принял 70-пушечный "Глориосо" за 100-пушечный.
Испанцы смогли поставить бушприт, хотя корму отремонтировать в условиях моря и не получалось. А еще при ремонте бушприта они выгрузили все серебро, о чем британцы знать не могли. Затем испанцы отклонились от обычных маршрутов серебряных конвоев, и все равно у мыса Сент-Винсент наткнулись на четыре британских фрегата. Которые имели по 30 пушек, но их мощность оставляла желать лучшего. Только на одном было шесть 12-фунтовок, что и считалось главным калибром эскадры. Против 18-ти и 24-фунтовых испанских орудий аргумент слабый. И все же британский приватир решился на атаку, понимая, что цена такому призу немалая.
Атаковавшие растянулись, и отступавший испанец лупил поодиночке. Вырвавшемуся вперед британцу он сбил две реи (фок и грот), да еще и разбил 8 пушек. Отчего тот, понятное дело, прыть убавил и ушел на базу для починки. Его коллеги, посмотрев на итоги, решили не ввязываться в драку, предпочитая держаться на расстоянии и поджидать помощь.
К утру к погоне присоединился 50-пушечник и тяжеловес с 80-ю орудиями. При таком перевесе англичане, ясное дело, проявили активность. 50-пушечник, недавно почистивший днище, настиг испанцев быстрее всех. И без промедления начал обстрел. Правда, дуэль продлилась недолго. По непонятной причине он вдруг взорвался – уцелели 1 офицер и 11 матросов, которые ничего внятного комиссии по расследованию катастрофы сообщить не смогли. Ну, тут уж, очевидно, англичане упускать испанца не имели права. И взялись за него очень серьезно.
Последний бой Глориосо. Художник: Augusto Ferrer-Dalmau
К вечеру они настигли жертву и окружили ее. Начался бой, длившийся всю ночь. К 9 утра на "Глориосо" не было ни одной мачты, вышел весь порох и ядра. Потери в экипаже – почти 200 человек. Понимая, что сопротивляться дальше нет ни смысла, ни возможности, военный совет, созванный капитаном, принял решение сдаться.
Португальцам испанец очень понравился. И они предложили британцам продать его на месте в том виде, в каком он был. Но капитан англичан рассчитывал на серьезные призовые деньги, а потому за свой счет подлатал трофей и отбыл в Англию. Но тут война кончилась, и капитан-победитель остался с испанским кораблем как с сувениром, который никому уже не требовался. Но в 1749 году его все же удалось продать британскому купцу, рассчитывавшему нажиться на красном дереве, из которого "Глориосо" и был построен. Так что сразу после завершения сделки героический корабль пошел на слом.
Надо сказать, что храбрость и решительность испанского капитана и его команды признавали даже британцы. Иные историки последнее путешествие этого корабля приводили в качестве эталона "высоты боевого духа и решительности".
В 1720-х годах Испания вдруг осознала, что изрядно отстала от мировых лидеров в плане организации флота и его матчасти. Тогда вице-адмирал де Гастаньета промониторил мировой опыт и остановился на французском варианте. Чтобы максимально овладеть темой, Хосе Антонио де Гастаньета совершил ряд поездок по верфям Франции, внимательно изучая и конспектируя чужой опыт. По итогам почти без изменений была позаимствована система подготовки моряков и проект 74-х пушечного корабля. Который, правда, изрядно переработали.
В испанской трактовке от французского прототипа оставили обводы, но общие размеры увеличили. Убрали 4 пушки (испанцы решили остановиться на 70 орудиях), но нижнюю артиллерийскую палубу подняли, благодаря чему появилась возможность стрелять главным калибром даже в сильное волнение – редкая роскошь для линкоров тех лет. Говоря по правде, эти меры в чем-то были вынужденными, поскольку традиционно на кораблях Испании размещались экипажи более многочисленные, чем в остальной Европе. Примерно раза в полтора – исходили из соображения, что есть возможность оперативно замещать вышедших из строя, да и при абордаже не помешает. Хотя есть мнение, что происходило это из-за плохой квалификации испанских экипажей. В любом случае получился типовой проект очень прочного, маневренного и ходкого корабля. Который, правда, оказался дороговат. Но этот недостаток, как потом выяснилось, с запасом окупался во время войны.
1739 год, в ходе "войны за ухо Дженкинса" англичане берут Портобело (ныне в Панаме) - важный порт испанцев, откуда уходил "серебряный флот" с богатствами. Художник: Louis Dodd
В 1740 году в Гаване из прочнейшего красного дерева именно по этому проекту построили "Глориосо". Корабль, позднее ставший легендарным и доставивший немало хлопот британцам.
В той акватории Испании требовался мощный флот – в Америку везли ртуть, которую использовали в добыче золота, а обратно к Европе следовали серебряные караваны – основной доход империи. Вот только после сражения в 1744 под Тулоном основная масса испанского флота оказалась заблокирована в Картахене. Поэтому решили для транспортировки ценных грузов использовать боевые корабли, базировавшиеся тогда в Гаване. "Глориосо" совершил несколько удачных рейсов, но его очередной поход из Кадиса в Веракрус в 1747 году окончился не очень удачно. Корабль вез ртуть для рудников. Собственно, ртуть он доставил и даже получил грузы для Испании. Потом зашел в Гавану за пресной водой и продовольствием, после чего отправился в метрополию.
У Подветренных островов его обнаружил британский конвой, но капитан испанцев воспользовался непогодой и сумел сбежать. За Азорскими островами вновь наткнулся на англичан – фрегат с 40 пушками и старый вспомогательный линейный корабль с 60 орудиями, отправленный дослуживать на периферию империи. Британцы сопровождали караван с продовольствием и другими припасами для нескольких гарнизонов в колониях, поэтому атаковали испанца довольно нерешительно и неуклюже.
Художник: Augusto Ferrer-Dalmau
Фрегат вырвался вперед, а его более крупный напарник поотстал. Чем воспользовались испанцы и крепко повредили такелаж и рангоут преследователя, получив всего 4 попадания – помогло то, что в качестве ретирадных у испанцев стояли немаленькие 18-фунтовки. Когда более крупный британец решился на атаку, досталось и ему. Возможно, нападай англичане сообща, дело бы и заладилось. Но они так не сделали. И когда 60-пушечник нагнал испанца, на море было неспокойно. В результате британец не мог стрелять с нижнего дека, а испанец преспокойно работал самыми нижними 24-фунтовками. Так что англичане получили изрядную трепку, от которой сами еле оправились и, напав, унесли ноги.
Уже в августе (первый бой – конец июля) на испанцев наткнулись сразу три британца – в 50, 24 и 20 пушек. Малые корабли взяли испанцев в два огня и здорово пощипали – разбили корму, бушприт. Убитыми на "Глориосо" потеряли 40 человек, ранеными – 50. Даже при экипаже в 760 человек это было чувствительно. И надо отдать должное испанскому капитану. Он всех свободных от управления парусами людей направил помогать пушкарям. И те открыли такой шквал огня, что оба атаковавших британца потеряли львиную долю рангоута и вынужденно вышли из боя. А их "большой брат" и вовсе на атаку не решился. Потом, на суде, капитан этого корабля заявит, что принял 70-пушечный "Глориосо" за 100-пушечный.
Испанцы смогли поставить бушприт, хотя корму отремонтировать в условиях моря и не получалось. А еще при ремонте бушприта они выгрузили все серебро, о чем британцы знать не могли. Затем испанцы отклонились от обычных маршрутов серебряных конвоев, и все равно у мыса Сент-Винсент наткнулись на четыре британских фрегата. Которые имели по 30 пушек, но их мощность оставляла желать лучшего. Только на одном было шесть 12-фунтовок, что и считалось главным калибром эскадры. Против 18-ти и 24-фунтовых испанских орудий аргумент слабый. И все же британский приватир решился на атаку, понимая, что цена такому призу немалая.
Атаковавшие растянулись, и отступавший испанец лупил поодиночке. Вырвавшемуся вперед британцу он сбил две реи (фок и грот), да еще и разбил 8 пушек. Отчего тот, понятное дело, прыть убавил и ушел на базу для починки. Его коллеги, посмотрев на итоги, решили не ввязываться в драку, предпочитая держаться на расстоянии и поджидать помощь.
К утру к погоне присоединился 50-пушечник и тяжеловес с 80-ю орудиями. При таком перевесе англичане, ясное дело, проявили активность. 50-пушечник, недавно почистивший днище, настиг испанцев быстрее всех. И без промедления начал обстрел. Правда, дуэль продлилась недолго. По непонятной причине он вдруг взорвался – уцелели 1 офицер и 11 матросов, которые ничего внятного комиссии по расследованию катастрофы сообщить не смогли. Ну, тут уж, очевидно, англичане упускать испанца не имели права. И взялись за него очень серьезно.
Последний бой Глориосо. Художник: Augusto Ferrer-Dalmau
К вечеру они настигли жертву и окружили ее. Начался бой, длившийся всю ночь. К 9 утра на "Глориосо" не было ни одной мачты, вышел весь порох и ядра. Потери в экипаже – почти 200 человек. Понимая, что сопротивляться дальше нет ни смысла, ни возможности, военный совет, созванный капитаном, принял решение сдаться.
Португальцам испанец очень понравился. И они предложили британцам продать его на месте в том виде, в каком он был. Но капитан англичан рассчитывал на серьезные призовые деньги, а потому за свой счет подлатал трофей и отбыл в Англию. Но тут война кончилась, и капитан-победитель остался с испанским кораблем как с сувениром, который никому уже не требовался. Но в 1749 году его все же удалось продать британскому купцу, рассчитывавшему нажиться на красном дереве, из которого "Глориосо" и был построен. Так что сразу после завершения сделки героический корабль пошел на слом.
Надо сказать, что храбрость и решительность испанского капитана и его команды признавали даже британцы. Иные историки последнее путешествие этого корабля приводили в качестве эталона "высоты боевого духа и решительности".
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]