Многодетный отец на пальцах объясняет, что такое любовь
23.05.2020 6 999 0 +114 IgorV

Многодетный отец на пальцах объясняет, что такое любовь

---
+114
В закладки
Протоиерей Андрей Пинчук, отец 13 детей, 10 из которых — приемные: «Как то мы решили провести семейный совет. На них мы, я и супруга, поднимаем те вопросы и проблемы, которые тревожат всех и от решения которых зависит жизнь всей семьи.

Многодетный отец на пальцах объясняет, что такое любовь человека, любви, очень, любить, просто, только, может, нашей, когда, сейчас, такие, отношения, собой, черту, жизни, хватает, конечно, между, своей, другого

Сидим. Работаем. Обсуждаем постоянные и непрекращающиеся конфликты между детьми. Думаем, как преодолеть. Размышляем, спорим, разговариваем.

Решил объяснить «на пальцах», как любить того, к кому испытываешь неприязнь. Это очень просто: надо найти в нём хотя бы одну хорошую черту, и когда вдруг придёт мысль, какой он плохой, приводить эту черту себе на память и просто любить человека — лишь за одну черту. Постепенно ты полюбишь и примешь его со всеми его глупостями и слабостями.

И вдруг одно наше чадо спрашивает: «А назови хоть одну черту, за которую можно любить Марка!».

Тут необходимо пояснить. Марк — это один из наших приёмных сыновей, с которым отношения у нас не сложились. Не сложились громко. На всё село. И на старуху бывает проруха. Мы сейчас с ним не общаемся совсем. По его инициативе. И не знаю, сможем ли когда нибудь общаться.

Детские обиды, «меня никто не любит», враньё и воровство были, как оказалось, не самым страшным периодом в нашей жизни. Когда повзрослел, Марк — прекрасный организатор — сколотил вокруг себя небольшую бандочку, которая под его чутким руководством обносила дома. Не брезговала и кладбищами. Кладбища — это же вообще клондайк металла: кресты, оградки. Не жизнь, а песня.

И всё это происходило в нашем маленьком Волосском. Люди, которые приходили на него жаловаться, говорили мне в лицо: «Это вы его привезли в село!».

Конфликт давно перерос этап семейной ссоры и вылился на просторы фейсбука. Какое то время сотни пользователей могли ежедневно наблюдать за вербальными баталиями между мною и теми, кто стоял за Марком и натравливал его на меня. Эти люди были очень недовольны реформами в селе. Я ведь старостой работаю. Вот в руках этих швондеров Марк и стал злобным Шариковым.

ЛЮБИТЬ ЧЕРЕЗ «НЕ МОГУ»

Итак, вопрос, неожиданно поднятый одним из детей на семейном совете, заставил задуматься, какие положительные черты есть у Марка.

Я начал. Все остальные стали добавлять. И понеслось.

Очень отзывчивый, всегда во всём всем помогает, не надо просить дважды.

Помогает бабушкам заносить сумки в автобус.

Кормил собаку конфетами «Ромашка».

Любит играть с младшими детьми.

Пока был жив дедушка Коля, очень нежно к нему относился.

Не пропадёт с голоду.

Очень коммуникабельный.

Шьёт и вышивает.

Не курит.

Не пьёт.

У него красивые голубые глаза.

Всегда хочет о ком то заботиться. Поэтому всегда заводит животных.

Безотказный.

Любит делать дорогие подарки: серёжки, книгу «Про всё оружие мира», тапочки из овчинки.

Он всегда и всем привозил подарки из всех лагерей отдыха.

Трудоголик.

В общем, продуктивно поработали. Неожиданно для себя самих вспомнили столько доброго про Марка. И доброго оказалось так много.

Материал о любви был усвоен. А меня наша беседа заставила крепко задуматься. Про то, насколько часто мы становимся ослеплены ненавистью или враждой к другому человеку. Или просто неприятием. Начинаем что то думать о нашем брате или сестре, надумываем, придумываем, сами себя убеждаем в пороках ближнего, сами начинаем в это верить, а потом ещё и пересказываем другим. Такое отношение к ближнему — прямое нарушение заповеди любви.

Любовь — не пирожок и не таблетка. Её нельзя получить вмиг, помолившись или проглотив какую нибудь духовную пилюлю или даже просфорку. Любовь — это действие. Любовь — это процесс. Длительный, тяжёлый, колючий. Часто неудобный, через «не могу».

Как всякое большое дело, любовь начинается с чего то маленького. Это малое — принятие другого человека. Иногда нам не хватает сил любить христианской любовью. Иногда не хватает сил принять человека целиком. Вот в таких случаях мы и должны погружаться в море любви постепенно. Как в очень холодную воду, понемногу заходя на глубину.

Это не моё открытие. А то подумаете сейчас, что я такой гениальный… На заре нашей приёмной семьи у нас складывались очень непростые отношения с некоторыми детьми. Непростые до невозможности. Бывало такое, что я просто не мог разговаривать с ребёнком, не хотел его видеть, не хотел идти домой с работы, находиться с ним под одной крышей. И ничего не мог с собой поделать.

Раздражение внутри меня росло с каждым днём. А появилось оно, конечно, из за моих розовых очков и бирюзовых ожиданий. Дескать, мы такие умные и талантливые, ребёнка в семью сейчас возьмём, и он сразу поменяется. Отчего ж ему не поменяться? Мы ведь его будем любить, он нас будет любить. Станем жить в гармонии, радости и счастье.

Но кто тогда знал, что каждый приёмный ребёнок — как большая автомобильная катастрофа: всё вокруг перевёрнуто, всё вокруг разрушено, по бокам автострады «Жизнь» валяются полуживые пассажиры и жертвы своей самонадеянности, тщеславия и гордыни…

Докатившись до этой стадии, как то раз мы с женой приехали в гости к очень опытной и сильно многодетной приёмной маме. Рассказали ей о нашей проблеме и получили в ответ тот чудесный совет, который теперь даю тебе, дорогой читатель: не можешь полюбить человека, полюби что то маленькое в нём. А любовь потом вырастет. Главное — бросить семя.

Любить — не кадилом кадить.

Некоторые православненько веруют, что если просто еженедельно подавать имечко несчастно ненавидимого нами человека в записках для поминания на службе, то наша нелюбовь рассосётся сама собой. Боженька управит.

Молиться, конечно же, нужно. Но молитва в данном случае — вспомоществование в нашей внутренней работе. Без нашей работы над собой молитва не действует. Это же не автомат с газировкой.

Бог восполняет нашу работу, благословляет наш труд, результаты наших ошибок превращает в добро. Но нужно трудиться, работать. Падая, каждый раз вставать. Разбивая лоб об очередную преграду, вытирать кровь и идти дальше. А когда не хватает сил встать и идти, тогда ползти. Но не лежать на месте.

Вспомните евангельский рассказ про расслабленного. Друзья того парализованного заставили его двигаться. Да, он не мог. Да, отчаялся. Но они взяли его и привели в движение: понесли, разобрали крышу, опустили к ногам Христа под крики тех, кому на голову сыпались опилки и обломки. И смотрели сверху. И Христос смотрел на них, на этих авантюристов. Видел их сердца: что не сдались, не сидели, сложа руки.

Это же вообще можно было расценить как наглость: взяли и в середине дома в гущу толпы прямо перед Ним опустили на носилках своего друга. И деться Ему теперь некуда. Поможет? Не поможет? Поможет, конечно! Но нужны и действия.

Друзья ведь могли и дома остаться. Просто молиться вместе с больным или разговоры с ним разговаривать. Но Бог ждёт от нас действия. И нас побуждает к тому же: Встань, иди (Лк. 17, 19). Возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 8). Иди и впредь не греши (Ин. 8, 11). Иди, и, как ты веровал, да будет тебе (Мф. 8, 13). Иди, иди, иди, иди… Не стой, а то замёрзнешь. Любая остановка убивает. Вспомните жену Лота. Пока шла — жила. Остановилась, чтобы оглянуться — превратилась в соляной столп. Иди, иди, иди, иди…

Любить — не хороводы водить.

Иногда может показаться, что достаточно просто начать обхаживать человека, дарить ему подарки, в кофейне вместе посидеть… Но как часто в любви нам не хватает искренности.

Знаете, как понять, искренни мы или нет? Настоящая искренность рождает боль. И в том, кто говорит, и в том, кто слушает. Почему самыми результативными исповедями становятся именно те, где нам было очень больно стоять перед аналоем и пытаться снять с себя все маски, остаться перед Богом такими, какие мы есть: без нарядов, аплодисментов и напускной красоты? Быть самим собой — это больно. Думаю, Господь ждёт от нас, чтобы мы в жизни были ежедневно, ежечасно и ежеминутно такими, какими бываем в минуты самой глубокой исповеди.

То же и в отношениях между людьми. Искренность — предтеча любви. То, что должно, по слову Иоанна Крестителя, отремонтировать дорогу жизни и дорогу отношений: срезать холмы, наполнить впадины, выровнять кривизны траектории, уложить асфальт надёжности и постоянства. Да, думаю, если бы Предтеча жил в наше время, он в эту свою проповедь обязательно добавил бы про асфальт…

Искренность исцеляет разломанные отношения. В своей жизни я практикую такое правило: если чувствую, что что то начинает в отношениях с другим человеком напрягать, и это может привести к потере мира между нами, стараюсь сесть и поговорить. Разговор обычно начинаю так: «Знаешь, я смущаюсь от того то и того то. Наверное, я что то не так понимаю или как то неправильно воспринимаю ситуацию. Будь добр, помоги мне разобраться. Я очень ценю наши отношения, и для меня важно наше общение. Я вижу в тебе такие и такие добрые качества. Я учусь этому у тебя. Но сейчас я переживаю внутреннюю бурю. Меня смущают вот такие вещи, и это разъедает моё сердце». Обычно после этого завязывается долгий и искренний разговор.

Любить — не кофе со сливками пить.

Часто мы ждём от любви только хорошего, только праздника, только наслаждения — духовного, интеллектуального, плотского. Нет, конечно, и это всё должно быть. И немало. Но закаляется и растёт любовь в другом.

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16). Любовь рождается через принятие другого человека. И это принятие, как мы уже говорили, часто и густо — крестное. То есть тяжёлое, требующее труда и самосовершенствования в Боге.

Почему сейчас в эпоху небывалого развития коммуникаций всё тяжелее найти друга/подругу или любимого человека? Потому что ждём мы друг от друга только постоянного и непрекращающегося праздника. Без креста. А так не бывает.

Знаете, что ещё происходит с нами, когда мы учимся принимать другого человека? Появляется всё больше поводов для удивления. Мы начинаем замечать всё больше и больше добрых и светлых его качеств и поражаемся его внутренней красоте. И мудрости Того, Кто его ими наделил. Удивляемся величию и хрупкости, соединённым в одном сосуде, удивляемся благородству и доброте. Мы радуемся маленьким победам и большим триумфам, а всё греховное и наносное списываем на слабость человеческой природы и нашу неспособность быть абсолютным совершенством.

Если научились удивляться другому человеку, то знайте: недалеко вы от Царства Небесного. Вы среди тех, кто когда то стоял у Иордана и слышал слова Христа: Есть некоторые из стоящих здесь (в нашем случае — из читающих это), которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1).

А может, лучше не любить? Ну их, эти страдания! Может, лучше эмоционально закрыться от мира и от людей? Спрятаться и жить себе тихонечко в своём маленьком уютненьком и комфортненьком мирке, исполненном духовной радости? Можно и так. Только думаю, что такая позиция приведёт не только к нашему спокойствию. За спокойствием, как за паровозом, потянется длинный состав вагонов: обесчувствование, замкнутость, остановка внутреннего духовного развития, нарциссизм и самовозвеличивание, презрение к людям и ненависть ко всем — от непослушных детей в храме до всего белого света.

Мы не просто не будем любить, но реально превратимся в какой нибудь сухарь, давно покрывшийся плесенью. При этом высвободится масса времени на исполнение всяческих мелких предписаний различных старчиков и стариц, поучения которых будем читать днями и ночами, придумывая себе новые и новые правила и ограничения. Потому что душа будет требовать любви. Но мы то от любви закрылись!

Без любви человек не выполняет своей главной миссии, ради которой Бог привёл его в этот мир. Не может стать счастливым. Не может стать окрылённым. Преодоление себя, духовное взросление и развитие возможно только в любви.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34).
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]