Сталинский воздушный путь в небытие. Загадка исчезновения экипажа Леваневского
21.05.2020 3 709 0 +95 vagenleitner

Сталинский воздушный путь в небытие. Загадка исчезновения экипажа Леваневского

---
+95
В закладки
Сталинский воздушный путь в небытие. Загадка исчезновения экипажа Леваневского Леваневского, августа, Леваневский, самолет, экипажа, действительно, очень, АНТ25, просто, спустя, полета, Сталин, после, потому, самолета, Громов, Сталина, может, поиски, будто

Сталинский воздушный путь в небытие. Загадка исчезновения экипажа Леваневского Леваневского, августа, Леваневский, самолет, экипажа, действительно, очень, АНТ25, просто, спустя, полета, Сталин, после, потому, самолета, Громов, Сталина, может, поиски, будто

Кто сказал, что это был мрачный год репрессий, «ежовых рукавиц» и раскрытия «военно-фашистского заговора Тухачевского»? Нет! 1937-й – славный и светлый год юбилеев, рекордов и триумфа: «Победа сплошной коллективизации», «Победа 2-й Сталинской пятилетки», «Победа сталинской Конституции» (первые выборы в Верховный Совет), 20-летие победы Октября. 1937-му принадлежало войти в сознание и память миллионов годом побед и никак иначе.
Авиаторам в этом пропагандистском шоу отводилось особое место: они должны были прикрыть кровавую вакханалию НКВД камуфляжем своих рекордов. А заодно продемонстрировать возрастающую советскую военную мощь: лучшая в мире авиация, лучшие в мире самолеты, лучшие в мире летчики…

Побед действительно хватало. В мае четыре самолета высаживают десант под командованием Отто Шмидта для покорения Северного полюса. Позднее — триумф первого в истории трансарктического полета в Америку самолета Валерия Чкалова на туполевском АНТ-25. Вслед за Чкаловым на аналогичной машине полет повторяет Михаил Громов. На фюзеляжах чкаловского и громовского самолетов красовалась надпись «Сталинский маршрут». Экипажу Сигизмунда Леваневского поставлена задача — третьим перелетом завершить череду рекордов и открыть уже «Сталинский воздушный путь»…

Исчезновение

12 августа 1937-го в 18 часов 15 минут со Щелковского аэродрома (ныне Чкаловский), взлетел самолет Н-209 — бомбардировщик, оснащенный четырьмя двигателями, ДБ-А, самой последней разработки. Экипаж: командир — Леваневский, второй пилот — Кастаев, штурман — Левченко, механики — Годовиков и Побежимов, радист — Галковский. И это все, чему можно верить по информации официоза, ибо 13 августа в 14 часов 32 минуты связь Н-209 со штабом перелета прекратилась. Последние слова радиста, военного техника 1-го ранга Николая Галковского, «отказал крайний правый из-за маслосистемы. Высота 4600 м. Идем в сплошных облаках. Очень тяжело...». Впрочем, материалы радиообмена и по сей день полностью не раскрыты, поэтому проверить достоверность этой телеграммы трудно.

Была такая правительственная комиссия по организации дальних перелетов по маршруту Москва — Северный полюс — Северная Америка. Именно эта комиссия занималась розыскными работами пропавшего Н-209. Вот бы увидеть ее материалы, и все узнали бы: как готовился полет и какие принимались решения, где искали… Но нет их. Даже само местонахождение этих документов остается тайной. Да такой глубокой, что сомнение берет: а была ли в природе эта комиссия?

Ничего существенного нет и в фонде ВВС РККА, в Российском государственном военном архиве. Нет следов ни поисков, ни все той же комиссии в «особых папках» Сталина и Молотова. Пусто в фонде Главного управления Северного морского пути. Хотя вот это как раз и неудивительно: организация О. Ю. Шмидта более чем наполовину состояла из кадровых сотрудников другого ведомства — НКВД. Что же, все исчезло? А, может, именно потому нигде и ничего нет, что лежит в ином, не доступном для исследователей, месте?

Сталинский воздушный путь в небытие. Загадка исчезновения экипажа Леваневского Леваневского, августа, Леваневский, самолет, экипажа, действительно, очень, АНТ25, просто, спустя, полета, Сталин, после, потому, самолета, Громов, Сталина, может, поиски, будто
Cамолет Н-209

Самая большая загадка в деле Леваневского — полное отсутствие прямого касательства к нему наиглавнейшего и наикомпетентнейшего ведомства страны — НКВД! Сведения о пропавших искали где угодно, только не на Лубянке.

А кто посмеет сказать, что это дело не в ее компетенции? Еще как, особенно в части расследования причин неудачи перелета. И где эти материалы? Все будто вылизано: ни бумажки! Кстати, исчезли, будто и не было, личные дела членов экипажа. Кто бы мог изъять их у кадровиков?

Смертник

Ну нет документов, затерялись в архивах. Но ведь широко известно: пропавших искали, и еще как! Искали?...

«Товарищ Сталин не бросит человека!» — Не бросил: «Сегодня мы вновь поднимаем в воздух свои корабли и отправляемся в Арктику на поиски экипажа самолета Н-209. Забота нашего любимого вождя великого Сталина о человеке вдохновляет нас». (Из письма в «Правду» участников поисковой экспедиции). Экипаж Леваневского пропал 13 августа. Спасатели шлют пламенный привет вождю, начиная операцию спустя две недели! Впрочем, реально началась она еще позже. Если вообще началась...

Сигизмунд Александрович Леваневский — из плеяды известнейших летчиков 1930-х годов, его имя в ряду таких асов, как Чкалов, Громов, Водопьянов. Рекорды, перелеты, испытания… Герой Советского Союза. Но вот характер явно не сахар — самолюбивый, вспыльчивый, резкий. И очень многие его, мягко скажем, недолюбливали.
Особенно же он был нелюб авиационным конструкторам: придирки Леваневского доводили последних до бешенства. Его преследовали упреками, что он не любит отечественную технику, не доверяет ее возможностям. А в ответ слышали: «Делайте машины лучше, не можете — буду летать на американских...» И Леваневский действительно доходил до самого верха, настаивая на закупках новейшей американской техники… И еще авиационный мир не любил его за звание Героя — мол, не заслуживал, получил в общем списке тех, кто действительно спас челюскинцев...

Сталинский воздушный путь в небытие. Загадка исчезновения экипажа Леваневского Леваневского, августа, Леваневский, самолет, экипажа, действительно, очень, АНТ25, просто, спустя, полета, Сталин, после, потому, самолета, Громов, Сталина, может, поиски, будто
Сигизмунд Леваневский  с семьей

И вот именно ему в 1935-м Сталин доверил выполнение ответственнейшего задания — перелет через северный полюс в США. Спор о том, чей самолет лучше, пресек: рекорд просто обязан быть поставлен на советской машине. И, скрепя сердце, Леваневский полетел на туполевском РД («Рекорд дальности») — АНТ-25. Чтобы, спустя очень короткое время прервать полет — дала течь маслосистема.

«Разбор полета» проводило специальное заседание Политбюро, во время которого, согласно воспоминаниям Георгия Байдукова, Леваневский в резкой форме отказался когда-либо впредь совершать полеты на туполевских самолетах… «Я ему не доверяю. Этот самолет вредительство, а сам Туполев — вредитель...»

По сути дела, Леваневский сам себя загнал в ловушку: мало что задания не выполнил, так еще при самом товарище Сталине охаял отечественную технику. Такого Сам спустить не мог — и за меньшее лишал головы.

На туполевских машинах после тех слов Леваневский летать уже не мог. Как не мог и отказаться от полета. Посему оставался лишь ДБ-А — дальний бомбардировщик «Академия» конструктора Болховитинова. Машина мощная — четыре мотора (на АНТ-25 — один). Спроектировали и построили «Академию» всего за год. Рекорд! За который пришлось платить надежностью. Не было ни одного полета, который смог бы доказать, что самолет полностью работоспособен — что-нибудь постоянно отказывало. Испытывали машину в 1936-м, в 1937-м уже стали готовить к перелету. Если на АНТ-25 Чкалов и Громов облетали всю страну с запада в восточном направлении и обратно, то нет никаких сведений об аналогичных испытательных перелетах будущего Н-209.

Впрочем, у Леваневского выбор был невелик: или эта машина, или другая — «воронок»… Но он был профессионал. И потому, как вспоминают очевидцы, иллюзий относительно успеха не питал. Оставшееся до полета время был мрачен, накануне вылета сказал друзьям, что пойдет до конца...

В авиационной практике тех лет пилоты приезжали задолго до старта, не меньше чем за три часа: надо и машину еще раз осмотреть, и возможные неполадки устранить. Леваневский прибыл на аэродром за… пятнадцать минут до вылета! В модном костюме и шелковой сорочке… Нервно выкурил папироску. Выкинул из готовой к полету машины несколько мешков аварийного запаса продовольствия… Второй пилот, Кастанаев, поднял перегруженную машину в воздух…

Поиски

Согласно официальной версии, в спасательной эпопее задействовали 24 экипажа советских самолетов и 7 иностранных, ледоколы, которые к апрелю 1938-го обследовали 68 тыс. кв. км. Арктики. Но стоит внимательнее присмотреться даже к официальным сообщениям, и выясняется: спасатели не очень-то и спешили спасать…

Уже имевшиеся под рукой на Севере самолеты почему-то не приступают сразу же к поискам. Валентин Аккуратов, заслуженный штурман СССР, который принимал непосредственное участие в розыскных работах с острова Рудольфа, в своем дневнике отметил, что уже 14 августа Москва сообщила о том, что три самолета с экипажами Водопьянова, Молокова и Алексеева под командованием Шевелева вылетели на поиски. Но стартовали они из Москвы 25-го августа, и лишь 13 сентября, месяц спустя(!) после того, как исчез самолет Леваневского, первый поисковый отряд прибыл на остров Рудольфа. 26-го сентября, спустя 44 дня после исчезновения Н-209, Шевелев сообщает в московский штаб о полной готовности к поисковым полетам! Прошло еще три недели и только тогда состоялся первый вылет...

Поисковые полеты этого отряда были единичными (пальцев одной руки вполне хватит для подсчета). А 10 октября, принявший командование Водопьянов, радировал в Москву, что тяжелым самолетам поисковые работы выполнять не представляется возможным в связи с отсутствием оборудования для полетов ночью. О таком понятии, как полярная ночь, видимо, не догадывались.

Бесполезными оказались и поисковые усилия отряда, которым командовал Чухновский — к полетам он приступил… 4 апреля 1938 года! Почему? Откроем дневник Аккуратова: «Самолеты Чухновского уже не могли взлететь, потому, что были на колесных шасси». Да что же эти, матерые северные асы, не догадывались, что без лыж в Арктике просто никак?!

В мае 38-го тов. Сталин, как гласит официальная версия, «опросив известных полярных летчиков и исследователей», приказал: дальнейшие поиски Н-209 прекратить… Почему суровый вождь никого не наказал за такую очевидную медлительность, не списал неудачу на «вредителей»? Возможно, потому, что сам был убежден в бессмысленности поисковых работ?

Списанные

«В течение 17 августа вновь очень неясно слышалась работа радиостанции, которая может принадлежать самолету Н-209. Разобрать ничего не удалось. Наблюдения будут продолжаться» — из официального сообщения Комиссии по организации перелета. Но была инстанция, которая все очень даже разобрала. И поставила точку. Вот источник — архивное дело секретариата замнаркома обороны СССР по ВВС командарма 2-го ранга Алксниса, в 1937-м — члена той самой комиссии. В папке главным образом «тасовки» с сообщениями о поисках Леваневского в США. Ничего вроде бы интересного. Кроме резолюции на полях одного документа: «Начальнику 1 отдела. Завести дело о списании Леваневского...» Подпись Алксниса. И дата — 17 августа 1937-го.

Что же это: вся страна, согласно указаниям тов. Сталина, ищет пропавшего героя, а высшее командование ВВС списывает его?! Немыслимо. Хотя бы по незыблемым правилам бюрократии. И подпись Алксниса может означать лишь одно: командующий ВВС уже 17 августа достоверно знал, что Леваневского и его экипажа нет в живых. Ибо без вести пропавших так просто и оперативно никогда — ни до, ни после — не списывали (не говоря уж о том, что никакой Алкснис не рискнул бы на такое, не получив санкции с самого верха).

Пропал — искать надо. Погиб во льдах — уж Героя Советского Союза воспели бы. А если не пропал, не сел на какой-то льдине, а вернулся? Или сел на какой-то аэродром, не долетев даже до побережья? Вот тогда могли ждать лишь в одном месте — на Лубянке. И не с цветами. Вот где действительно можно было пропасть крепче, чем в Арктике.

Вспомним, исчезли личные дела членов экипажа, будто их и не было — ни Кастанаева, ни Левченко, ни Годовикова, ни Побежимова, ни Галковского. Хотя, впрочем, след последнего как раз остался. В Управлении кадров ВВС нашлась учетная карточка воентехника 1-го ранга Николая Яковлевича Галковского. На ней датированная 1956-м надпись: «Погиб в 1937 году»! А ведь формально и по сей день нет данных о гибели экипажа, так что по всем нормам военной бюрократии на карточке должно бы значиться: «Пропал без вести». И настораживает зловещее сочетание двух дат — года репрессий и года реабилитации.

Теоретически самолет Леваневского мог вернуться назад — горючего хватило бы. И в этом случае гадать о его судьбе нечего. Как несложно понять, почему Сталин не мог пойти на открытое признание фиаско (это ведь провал не Леваневского — вождя народов и лучшей в мире советской авиации). Посему неудачник должен был не просто исчезнуть (скажем, в подвалах Лубянки или на расстрельных участках Подмосковья), но исчезнуть так, чтобы и следа от него даже в бумагах не осталось… Просто

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]