Россию дана команда сшить. Губернаторам пора бояться
16.05.2020 8 721 0 +254 vorbur

Россию дана команда сшить. Губернаторам пора бояться

---
+254
В закладки
Россию дана команда сшить. Губернаторам пора бояться области, округа, состав, автономные, округов, федеральных, РСФСР, Федерации, субъектов, область, автономный, округ, республик, президента, русской, регионов, Российской, объединились, время, республики

13 мая 2020 года временно исполняющие обязанности губернаторов Архангельской области (Александр Цыбульский) и Ненецкого автономного округа (Юрий Бездудный) выступили с совместным заявлением о намерении объединить два региона. Процесс "укрупнения" регионов возобновился в Российской Федерации через 13 лет после того, как в марте 2007 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край. И ровно через 20 лет после образования в России системы федеральных округов и назначения полномочных представителей президента.

Автор:
Юрьев Дмитрий

Лоскутное одеяло Российской Федерации

Эти два события связаны между собой. И то, и другое – элементы так и не завершённого процесса административного переустройства России, попытки преодолеть несовершенство и неэффективность запутанной и переусложнённой структуры "лоскутного одеяла" административно-территориального устройства страны.

Это устройство Российская Федерация унаследовала от СССР с его политически мотивированной многоуровневой национально-государственной структурой: 15 союзных республик, 21 автономная республика, 8 автономных областей и 10 автономных округов. При этом административно автономные округа входили в состав краёв и областей, автономные области – краёв и союзных республик, автономные республики – в состав союзных, и все они в каком-то смысле подчинялись друг другу, а с точки зрения национальной политики были как бы равноправны. В ставшей вдруг независимой Российской Федерации все эти разные территории стали равноправными "субъектами Федерации", которые, как им и было сказано, начали хлебать суверенитет ложками. Автономные области стали республиками, автономные республики приняли декларации о суверенитете, и всего в федерации оказалось 89 субъектов – неравных фактически и равноправных формально. Раньше эта будто бы вольница управлялась "партийной вертикалью". В августе 1991 года Борис Ельцин назначил в регионы и республики своих полпредов.

Россию дана команда сшить. Губернаторам пора бояться области, округа, состав, автономные, округов, федеральных, РСФСР, Федерации, субъектов, область, автономный, округ, республик, президента, русской, регионов, Российской, объединились, время, республикиСуть реформы национально-государственного устройства Ельцина состояла в предоставлении равенства и равноправия русской нации и многочисленных народов и народностей РСФСР. Фото: Boris Kavashkin / Globallookpress

Первоначально полпреды Ельцина пытались обеспечивать контроль Москвы над не всегда лояльными руководителями регионов, представлявшими в основном прежнюю номенклатуру. К 1999 году губернаторы не просто почувствовали силу, но и получили (вместе со спикерами законодательных органов) статус членов Совета Федерации и возможность блокировать решения президента по кадровым вопросам силовых структур. Полпреды превратились в малозначительное, а чаще формальное приложение ко всё более независимым "региональным баронам", вертикаль власти раздербанилась, губернаторы вступили в политические войны групп и кланов на федеральном уровне, но в конце 1999 года к власти пришёл Путин и процесс пошёл. В сторону от близкой пропасти.

От "русских республик" к федеральным округам

Новый президент хорошо знал, что ельцинская система "полпредов" себя исчерпала – к тому моменту он успел поработать в администрации президента Ельцина сначала руководителем контрольного управления, а потом – первым заместителем руководителя АП, ответственным за работу с регионами. Одним из самых первых его системных решений в должности президента стало создание 7 федеральных округов: Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного. Возглавили полпредства тяжеловесы, близкие к Путину и получившие от него серьёзный кредит доверия: один бывший премьер-министр (Сергей Кириенко), два знаменитых генерала-"чеченца" (Виктор Казанцев и Константин Пуликовский), один генерал ФСБ (Виктор Черкесов), один генерал МВД (Пётр Латышев) и один федеральный министр по делам СНГ (Леонид Драчевский). Полпреды получили высокий статус, вошли в состав непостоянных членов Совета безопасности, получили широкие полномочия по координации деятельности федеральных (в том числе силовых) структур.

Но ещё больше оказалось с ними связано политических ожиданий. Потому что федеральные округа многие сочли первым шагом к созданию "семи русских республик".

Эта забытая (но оставшаяся в памяти экспертов и избирателей Свердловской области) формула была выдвинута Борисом Ельциным в 1990 году, когда он избирался на Урале народным депутатом РСФСР. По его эклектичной предвыборной программе, которую сейчас почти невозможно найти, суть реформы национально-государственного устройства должна была состоять в "предоставлении реальных равенства и равноправия русской нации и многочисленных народов и народностей, населяющих РСФСР". Также в программе говорилось "об образовании новых (приблизительно равных по численности) административно-территориальных образований регионов РСФСР (например: Европейская часть РСФСР, Урал, Поволжье, Юг, Восток, Север) и придании законодательных функций их высшим органам народовластия". Смысл этой новации был понятен: с одной стороны, Ельцин апеллировал к достаточно сильной в тот период "русской идее", а с другой – хотел поломать бессмысленную ситуацию, когда в составе СССР огромная Российская Федерация обладала таким же объёмом полномочий и прав, как малонаселённая Эстония.

Но к "русской идее" Ельцин быстро охладел – европейская притягивала его сильнее. А с созданием "русских республик" пришлось быстро осадить назад, а вместо этого задабривать "автономии" обещаниями "суверенитета сколько захотите".

Какое-то время система федеральных округов оставалась в центре политической повестки. Затем статус полпредов стал сильно зависеть от их личностей: кто-то (как Юрий Трутнев) укреплял свои позиции как федерального политика, кто-то (не скажем кто) отрабатывал синекуру, а кто-то (Сергей Кириенко) успешно усмирял разбушевавшихся субъектов в Поволжье. Иногда полпреды становились сильными субъектами региональной политики, участвовали в конфликтах и побеждали (или проигрывали). Но уже к 2003 году стало ясно, что федеральные округа "русскими республиками" не станут – функции полпредов будут и дальше контрольно-надзорными и координационными, а реальное управление и ответственность останутся за губернаторами.

От укрупнения к укрупнению

Поэтому в 2003 году осторожно начался процесс "укрупнения регионов". Говорили об этом давно – со времени создания федеральных округов. Прогнозировали быстрое сокращение числа субъектов РФ в 5-7 раз – через объединение по два-три региона по территориальному признаку. Но началось с малого – в декабре 2003 года Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край. В апреле 2005 года объединился "матрёшечный" Красноярский край – Долгано-Ненецкий (Таймырский) и Эвенкийский автономные округа фактически вошли в состав края на правах территориальных единиц. В октябре 2005 года возник Камчатский край – объединились Камчатская область и Корякский автономный округ. В апреле 2006 года Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошёл в состав Иркутской области. Ну а в апреле 2007 года, как и было сказано выше, образовался Забайкальский край. На этом укрупнение остановилось, а число субъектов сначала сократилось с 89 до 83, а потом – за счёт Крыма и Севастополя – выросло до 85.

Некоторое время продолжалось бурление ожиданий: самыми горячими темами оставались перспективы объединения Москвы с Московской областью, а Санкт-Петербурга – с Ленинградской. Называлось и множество других вариантов. Но всё ушло в песок. Возможно, процесс первоначально завяз в связи со сменой президента – может быть, Дмитрий Медведев имел какие-то другие представления о приоритетах (ведь может же быть?), но, скорее, многочисленные группы влияния, стоящие за губернаторами и остро заинтересованные в сохранении своих лоббистских возможностей, проявили единственные свои несомненные способности – к торможению и забалтыванию важных государственных инициатив. А потом наступил 2014 год, и стало не до административных реформ…

Сейчас всё изменилось радикально. Конституционная реформа, пандемический и социально-экономический кризис, а главное, тяжелейший кризис доверия к власти, в первую очередь на региональном уровне – всё это потребовало скорейших и решительных управленческих действий. Сокращение численности и резкое повышение качества губернаторского корпуса переходят из области проектирования в область немедленных, форс-мажорных решений.

И очевидно, что решения эти, несмотря на форс-мажор, были подготовлены загодя и реализуются уже некоторое время. Так, "двойное" назначение врио в Архангельской области и в НАО (глава НАО перешёл в Архангельск, а его первый зам возглавил НАО) многие восприняли как неминуемый шаг к "укрупнению". Как минимум два таких же проекта уже фактически на подходе. Ещё несколько можно спрогнозировать на основе логики. А как минимум в двух случаях подобные решения кажутся экспертам единственным способом преодолеть тяжелейшее наследие потерявших берега "тяжеловесов".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]