14.05.2020 3 294 0 +56 Dmitry

Ученые выяснили, как млекопитающие обретают способность учиться на чужих ошибках опасности, мозга, наблюдая, ученые, нейронов, распознавать, отвечают, которые, других, сородичей, работой, крысы, резко, очередь, поведения, цепочек, стратегии, соседи, отмечают, грызунов

Нейрофизиологи из Португалии и США открыли цепочку нейронов, помогающую млекопитающим учиться на негативном опыте сородичей, наблюдая за работой мозга крыс, испытывавших страх. Об этом во вторник сообщила пресс-служба научного фонда Шампалимо со ссылкой на статью в журнале PLoS One.

«Та цепочка нейронов, которую мы обнаружили, связывает слуховые центры мозга с теми его участками, которые отвечают за распознавание различных типов опасности. Это открытие позволит нам лучше понимать то, как мозг кодирует и хранит различные ощущения, а также оценивает их значимость при определении стратегии поведения животного», — заявила Марта Мойта, нейрофизиолог из Исследовательского центра Шампалимо в Лиссабоне (Португалия), чьи слова приводит пресс-служба фонда.

Многие животные, живущие в больших группах, выработали особые стратегии поведения, позволяющие им учиться на ошибках окружающих и избегать тех источников опасности, с которыми повстречались их сородичи. К примеру, животные, попавшие в опасную ситуацию и испытывающие страх, могут предупредить сородичей о нем при помощи различных звуков и прочих сигналов опасности.

Вдобавок, как отмечают ученые, многие млекопитающие и птицы могут самостоятельно делать подобные выводы, наблюдая за изменениями в поведении сородичей. В частности, некоторые голуби способны распознавать опасность по тому, как меняется шелест крыльев особей, на которых нападают хищники, а мыши или крысы резко меняют свое поведение, если их соседи резко замирают, почуяв запах кошки или услышав ее движения.

Самая интересная черта этой способности животных, как отмечают Мойта и ее коллеги, заключается в том, что она не является инстинктивной. Новорожденные крысы и молодые птицы не реагируют на подобные знаки опасности, если до этого они не встречались с их источником или не становились свидетелями атак хищников.

Нейрофизиология страха

Португальские нейрофизиологи и их коллеги из Гарварда попытались раскрыть механизмы работы подобной системы передачи информации между сородичами, наблюдая за тем, как менялась работа мозга молодых крыс при первичном столкновении с источником опасности и их наблюдениях за поведением сородичей.

Роль первого играла металлическая решетка, покрывавшая пол клетки и периодически бившая грызунов импульсами тока. Как правило электрошок заставляет крыс инстинктивно замирать на месте, что в свою очередь приводит к тому, что их соседи поступают так же, ожидая опасности.

Во время этого эксперимента ученые не только следили за изменениями в уровне активности разных отделов мозга, но и периодически «отключали» некоторые цепочки нейронов, расположенные в так называемом миндалевидном теле и предположительно связанные с работой чувства страха.

Эти опыты неожиданным образом показали, что крысы учились распознавать следы страха в действиях других грызунов, не наблюдая за ними, а на своем собственном примере. Как обнаружили ученые, если животное переживало хотя бы один удар током, то оно мгновенно начинало ассоциировать замирание других особей на поверхности решетки с тем, что те тоже пережили электрошок.

В свою очередь за формирование подобных ассоциаций отвечают особые нервные клетки, так называемые «нейроны сдвига», которые связывают боковую часть миндалевидного тела с теми отделами мозга, которые отвечают за распознавание звуков. Блокировка этих цепочек, как показали последующие эксперименты, полностью лишала крыс способности распознавать знаки опасности в действиях их сородичей.

Дальнейшие наблюдения за работой этих цепочек нейронов, как надеются ученые, помогут им понять, где и как именно хранятся ассоциации между различными ощущениями и источниками опасности. Их изучение поможет раскрыть внутреннее устройство подобных коллективных «программ выживания» и понять, как они сформировались в ходе эволюции предков человека и других млекопитающих.