Pegaso Z-102 Cupula 1952 – НЛО из Испании
---
Сегодня трудно представить, что в начале 50-х годов серьезные спортивные купе производились не только в Италии или Англии, но и в Испании! Испанские спорткары были детищем бывшего инженера Alfa Romeo Вильфредо Рикарта и производились на мощностях предприятия ENASA, созданного на останках завода Hispano-Suiza. С другой стороны нельзя не отметить, что ни одна из конструкций Рикарта особыми успехами не блистала, а компания ENASA специализировалась на производстве грузовиков и фургонов под маркой Pegaso. Однако, в 1951 году на автосалоне в Париже взошла звезда испанского автопрома – Pegaso Z-102.
Дождавшись мира в Испании после гражданской войны и ужасов Второй мировой, Рикарт, пересидевший смутные времена в Италии в спортивном отделе Alfa Romeo (кстати успел поработать под руководством самого Энцо Феррари), вернулся на Родину и примкнул к поддерживаемому Правительством генерала Франко предприятию Empresa Nacional de Autocamiones S.A. – ENASA. Компания развивалась и в конце 40-х Рикарт предложил наладить выпуск испанского спортивного купе. Национальное Правительство, стремясь показать свою значимость в послевоенной Европе, горячо поддержало идею и Рикарт получил зеленый свет.
Поскольку основной специальностью Рикарта были двигатели, он постарался разработать для Z-102 уникальный агрегат. Место под капотом занял V8 объемом 2,8 л. Вся техническая начинка и кузов изготавливались на одном предприятии, однако впоследствии в качестве поставщика кузовов было выбрано итальянское ателье Touring, а несколько эксклюзивных купе и родстеров построила французская мастерская Якова Савчика. Двигатель работал в паре с 5-ти ступенчатой механической КПП, а привод был цепным, из-за чего автомобиль хоть и разгонялся до 250 км/ч, при этом нереально шумел. Качество сборки вызывало массу вопросов, а цена была запредельной.
В 1955 году на смену Z-102 пришла модель Z-103 – аналогичное шасси и практически тот же кузов. Но двигатели постоянно дорабатывались и становились мощнее. Если в начале пути модели Z-102 мощность составляла 175 л.с., то впоследствии мощность довели до 360 л.с. при объеме 4,5 л. Самые мощные версии разменивали «сотню» за 5,5 секунд и развивали скорость до 275 км/ч. Но нестабильная задняя подвеска наряду с барабанными тормозами добавляли драмы в каждой поездке на большой скорости…
В общем, дорогую машину сомнительного качества покупать не спешили, да и на гоночных трассах Pegaso особо не блистали. В период с 1951 по 1958 годы на заводе ENASA выпустили 112 автомобилей Pegaso Z-102 и Z-103, после чего сконцентрировались на своей основной задаче – выпуске грузовиков, автобусов и военной техники.
Оранжевый космолет на фотографиях – Pegaso Z-102 Cupula, происхождение которого вызывает споры и сомнения. Есть мнение, что Cupula (плод работы Карло Андерлони и Федерико Форменти из ателье Touring) была передана ENASA как прототип проекта Thrill – эксклюзивного экземпляра Pegaso Z-102, построенного специально для Эвиты, жены аргентинского диктатора Перона. Берлинетта Thrill хоть и имела необычный дизайн задней части, но в целом выглядела гораздо скромнее Cupula.
Запускать такой затейливый автомобиль в серию никто не собирался, но показать публике для привлечения внимания к основной продукции определенно стоило и автомобиль продемонстрировали в 1953 году на автосалоне в Нью-Йорке. Прямо со стенда Cupula была продана Рафаэлю Трухильо – президенту Доминиканской Республики с 1930 по 1961 год. Трухильо руководил страной «специфическим» образом и так получилось, что в 1961 году его убили… Автомобиль был конфискован Правительством. Пройдя через руки нескольких владельцев, меняя цвет и постепенно теряя лоск, в середине 80-х Cupula была приобретена немецким коллекционером Питером Каусом для своего музея Rosso Bianco. В 2006 году голландский музей Louwman приобел коллекцию Rosso Bianco, в том числе и Pegaso Z-102 Cupula. Место в экспозиции автомобиль занял только в 2009 году после тщательной реставрации. Louwman предъявляет высочайшие требования к экспонатам и Cupula представлена в музее в первозданном виде, как в 1953 году в Нью-Йорке.
В 2015 году на Concorso d’Eleganza Villa d’Este Pegaso Z-102 Cupula завоевала приз зрительских симпатий по мнению посетителей моложе 16 лет. Подростки были в шоке!
P.S.
Pegaso Z-102 Berlinetta (ENASA) 1951–1952
Pegaso Z-102 B Berlinetta (Touring) 1953
Pegaso Z-102 B Coupe (Saoutchik) 1951–1956
Pegaso Z-102 B Cabriolet (Saoutchik) 1954
Pegaso Z-103 Berlinetta (Touring) 1955–1958
Дождавшись мира в Испании после гражданской войны и ужасов Второй мировой, Рикарт, пересидевший смутные времена в Италии в спортивном отделе Alfa Romeo (кстати успел поработать под руководством самого Энцо Феррари), вернулся на Родину и примкнул к поддерживаемому Правительством генерала Франко предприятию Empresa Nacional de Autocamiones S.A. – ENASA. Компания развивалась и в конце 40-х Рикарт предложил наладить выпуск испанского спортивного купе. Национальное Правительство, стремясь показать свою значимость в послевоенной Европе, горячо поддержало идею и Рикарт получил зеленый свет.
Поскольку основной специальностью Рикарта были двигатели, он постарался разработать для Z-102 уникальный агрегат. Место под капотом занял V8 объемом 2,8 л. Вся техническая начинка и кузов изготавливались на одном предприятии, однако впоследствии в качестве поставщика кузовов было выбрано итальянское ателье Touring, а несколько эксклюзивных купе и родстеров построила французская мастерская Якова Савчика. Двигатель работал в паре с 5-ти ступенчатой механической КПП, а привод был цепным, из-за чего автомобиль хоть и разгонялся до 250 км/ч, при этом нереально шумел. Качество сборки вызывало массу вопросов, а цена была запредельной.
В 1955 году на смену Z-102 пришла модель Z-103 – аналогичное шасси и практически тот же кузов. Но двигатели постоянно дорабатывались и становились мощнее. Если в начале пути модели Z-102 мощность составляла 175 л.с., то впоследствии мощность довели до 360 л.с. при объеме 4,5 л. Самые мощные версии разменивали «сотню» за 5,5 секунд и развивали скорость до 275 км/ч. Но нестабильная задняя подвеска наряду с барабанными тормозами добавляли драмы в каждой поездке на большой скорости…
В общем, дорогую машину сомнительного качества покупать не спешили, да и на гоночных трассах Pegaso особо не блистали. В период с 1951 по 1958 годы на заводе ENASA выпустили 112 автомобилей Pegaso Z-102 и Z-103, после чего сконцентрировались на своей основной задаче – выпуске грузовиков, автобусов и военной техники.
Оранжевый космолет на фотографиях – Pegaso Z-102 Cupula, происхождение которого вызывает споры и сомнения. Есть мнение, что Cupula (плод работы Карло Андерлони и Федерико Форменти из ателье Touring) была передана ENASA как прототип проекта Thrill – эксклюзивного экземпляра Pegaso Z-102, построенного специально для Эвиты, жены аргентинского диктатора Перона. Берлинетта Thrill хоть и имела необычный дизайн задней части, но в целом выглядела гораздо скромнее Cupula.
Запускать такой затейливый автомобиль в серию никто не собирался, но показать публике для привлечения внимания к основной продукции определенно стоило и автомобиль продемонстрировали в 1953 году на автосалоне в Нью-Йорке. Прямо со стенда Cupula была продана Рафаэлю Трухильо – президенту Доминиканской Республики с 1930 по 1961 год. Трухильо руководил страной «специфическим» образом и так получилось, что в 1961 году его убили… Автомобиль был конфискован Правительством. Пройдя через руки нескольких владельцев, меняя цвет и постепенно теряя лоск, в середине 80-х Cupula была приобретена немецким коллекционером Питером Каусом для своего музея Rosso Bianco. В 2006 году голландский музей Louwman приобел коллекцию Rosso Bianco, в том числе и Pegaso Z-102 Cupula. Место в экспозиции автомобиль занял только в 2009 году после тщательной реставрации. Louwman предъявляет высочайшие требования к экспонатам и Cupula представлена в музее в первозданном виде, как в 1953 году в Нью-Йорке.
В 2015 году на Concorso d’Eleganza Villa d’Este Pegaso Z-102 Cupula завоевала приз зрительских симпатий по мнению посетителей моложе 16 лет. Подростки были в шоке!
P.S.
Pegaso Z-102 Berlinetta (ENASA) 1951–1952
Pegaso Z-102 B Berlinetta (Touring) 1953
Pegaso Z-102 B Coupe (Saoutchik) 1951–1956
Pegaso Z-102 B Cabriolet (Saoutchik) 1954
Pegaso Z-103 Berlinetta (Touring) 1955–1958
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]