Если скрестить катер и вертолёт. Lockheed Martin CHARC.
---
Двадцать первый век принёс много нового в военное дело и потребовал пересмотреть вроде уже хорошо отработанные и проверенные идеи. Так в 2004 году в Lockheed Martin попробовали выработать необычный подход к созданию патрульных катеров. Казалось бы, что особо нового и революционного можно сказать в этой области – улучшай их моторы, ставь побольше электроники, и всё будет у катеров отлично. Но для Lockheed это было слишком просто и их проект CHARC (Covert High-speed Attack and Reconnaissance Craft) был поистине новаторским. В рунете уже существует несколько статей по нему, например, в 2010 отличную заметку написал коллега p_d_m, но, думаю, я смогу немного дополнить уже имеющуюся информацию.
Разработка CHARC началась в 2002 году, с целью создания средства уничтожения враждебных лёгких судов. Существующие решения в виде обычных катеров были неудобны для транспортировки, были хорошо заметны для возможного противника, и часто не обладали нужной скоростью для быстрой реакции на угрозы. Не было решением и использование вертолётов – они имели ограниченное время патрулирования, хоть и быстро реагировали на новые цели. CHARC должен был совместить плюсы обоих подходов и, по сути, стать аналогом вертолётов, но на воде.
Lockheed Martin CHARC.
В основу конструкции положен принцип SWATH (Small Waterplane Area Twin Hull – катамаран с малой площадью ватерлинии) отработанный в Lockheed Martin ещё на Sea Shadow. Благодаря малой площади ватерлинии, а также применению мощных водомётов, скорость CHARC могла достигать 90 узлов (167 километров в час). Это позволяло катеру не только догонять любых возможных надводных противников, но и успешно реагировать на удалённые угрозы (например, неожиданно появившийся вдалеке катер-смертник). Двигатели размещались в поплавках CHARC, что придавало ему дополнительную устойчивость и позволяло маскироваться в тепловом диапазоне - тепло от дизелей экранировала вода. Сам катер был выполнен по технологии Stealth, с применением радиопоглощающих материалов.
Размещение дизелей и водомётов в поплавках Lockheed Martin CHARC.
CHARC имел возможность изменять свою осадку, в зависимости от необходимой ситуации, от минимальной для медленного патрулирования, до погружения почти до уровня кабины, для обеспечения максимальной скрытности. При большом волнении мог использоваться режим "посадки на воду" – опоры поплавков раздвигались, и корпус катера опускался до уровня воды, что давало максимальную устойчивость (иногда этот режим путают со "стелс" режимом, что не верно).
Различные режимы Lockheed Martin CHARC.
Существует ошибочное мнение, что CHARC создавался для патрулирования территориальных вод США – это в корне неверно. Для подобной задачи в Lockheed Martin разрабатывался патрульный катер Sea Slice, куда более подходящий для роли мирного патрулирования. Целью же CHARC было действие в водах противника, использующего низкотехнологичные, но от того не менее опасные малые суда: катера, в том числе катера-смертники, старые дизельные подлодки, боевых пловцов. Исходя из этих целей, было выбрано и вооружение CHARC: под кабиной пилотов устанавливалась убираемая турель с 20-мм пушкой, по бортам корпуса размещались отсеки для многоцелевых ракет, способных поражать надводные, наземные и воздушные цели. В носу так же устанавливалась инфракрасная обзорная система FLIR, как компонент обзорно-прицельной системы TSS, позаимствованной с вертолёта AH-1Z. Всё вооружение было выполнено выдвижным, для сохранности от воды и для достижения максимальной незаметности.
3D-модель Lockheed Martin CHARC.
Обычный экипаж CHARC составлял два человека, как и на боевых вертолётах – пилот и оператор вооружения, за их кабиной располагался отсек с полезной нагрузкой. В обычной конфигурации там размещался комплекс электронного противодействия для нарушения работы систем наведения ПТУР, включавший в себя датчики обнаружения облучения и пусковые установки дымовых гранат. Отсек выполнен по модульной конструкции и для выполнения других задачи может заменятся. При установке десантного отделения на 4 человека, CHARC может выполнять задачи по скрытной заброске спецподразделений. Возможно размещение кабины оператора различных БПЛА или пусковых установок для Loitering Attack Munition, при необходимости атаки наземных целей. Кроме того, под корпусом CHARC могут размещаться противолодочные торпеды.
Десантная капсула для Lockheed Martin CHARC.
Вариант размещения пулемётов в десантной капсуле, при выполнении задачи патрулирования и сопровождения.
Кроме пилотируемого варианта CHARC был разработан и беспилотный для выполнения задач противолодочной борьбы. Он был значительно меньше обычного варианта, имел сонар, для обнаружения подводных лодок, в корпусе размещалась противолодочная торпеда. Дроны в режиме "посадки на воду" осуществляли поиск подводных целей, обнаружив такую самостоятельно или получив наведение, на максимальной скорости выдвигались к ней и уничтожали её торпедами. Беспилотные CHARC могли контролироваться как с больших кораблей, так и со специально оборудованного обычного CHARC.
Беспилотный вариант Lockheed Martin CHARC.
Размещение на Lockheed Martin CHARC оператора по контролю беспилотников.
Поскольку действовать CHARC должны были далеко от территории США, туда их надо было доставить. При не самой маленькой высоте катера, это могло бы вызвать неудобства, но в конструкции было предусмотрено складывание пилонов и поплавков, почти как у палубного истребителя. В сложенном состоянии CHARC занимал не очень много места, и мог перевозиться в десантных доках, на месте обычных катеров. При достижении опасных регионов CHARC спускались на воду и начали поддерживать союзные корабли. Предусматривалась возможность переброски катеров и по воздуху, в порты, над которыми существовала угроза атаки враждебных сил.
Lockheed Martin CHARC в сложенном состоянии.
Спуск Lockheed Martin CHARC на воду.
Размещение Lockheed Martin CHARC в ангаре.
Предполагалось, что программа CHARC будет осуществляться параллельно с постройкой боевых кораблей прибрежной зоны, разработки тех же Lockheed Martin, и во многом дополнять их. Указывалось, что полезны подобные катера будут и для военных действий против полноценного противника. В таком случае "стая" CHARC в максимально незаметном режиме могла выдвинуться к кораблю противника, и потом совершить максимально быстрый бросок и буквально "заклевать" его в ближнем маневренном бою. Могли CHARC и поставляться союзникам США, позволяя им одним катером закрывать сразу множество ролей.
Макет Lockheed Martin CHARC на выставке.
Проект был представлен военным в 2003 году, а в 2004 году провели публичный показ. Но сразу же CHARC подвергся критике, за неспособность нормально противостоять полноценным боевым судам (автопушки и противотанковых ракет для этого было мало) и высокую цену. Поскольку в проекте использовалось множество новейших технологий, свободная продажа на экспорт так же была невозможна. В конце 2004 года программа CHARC была закрыта.
Источники:
Патент US7278364 B2
Патент US7219613 B2
secretprojects.co.uk
Разработка CHARC началась в 2002 году, с целью создания средства уничтожения враждебных лёгких судов. Существующие решения в виде обычных катеров были неудобны для транспортировки, были хорошо заметны для возможного противника, и часто не обладали нужной скоростью для быстрой реакции на угрозы. Не было решением и использование вертолётов – они имели ограниченное время патрулирования, хоть и быстро реагировали на новые цели. CHARC должен был совместить плюсы обоих подходов и, по сути, стать аналогом вертолётов, но на воде.
Lockheed Martin CHARC.
В основу конструкции положен принцип SWATH (Small Waterplane Area Twin Hull – катамаран с малой площадью ватерлинии) отработанный в Lockheed Martin ещё на Sea Shadow. Благодаря малой площади ватерлинии, а также применению мощных водомётов, скорость CHARC могла достигать 90 узлов (167 километров в час). Это позволяло катеру не только догонять любых возможных надводных противников, но и успешно реагировать на удалённые угрозы (например, неожиданно появившийся вдалеке катер-смертник). Двигатели размещались в поплавках CHARC, что придавало ему дополнительную устойчивость и позволяло маскироваться в тепловом диапазоне - тепло от дизелей экранировала вода. Сам катер был выполнен по технологии Stealth, с применением радиопоглощающих материалов.
Размещение дизелей и водомётов в поплавках Lockheed Martin CHARC.
CHARC имел возможность изменять свою осадку, в зависимости от необходимой ситуации, от минимальной для медленного патрулирования, до погружения почти до уровня кабины, для обеспечения максимальной скрытности. При большом волнении мог использоваться режим "посадки на воду" – опоры поплавков раздвигались, и корпус катера опускался до уровня воды, что давало максимальную устойчивость (иногда этот режим путают со "стелс" режимом, что не верно).
Различные режимы Lockheed Martin CHARC.
Существует ошибочное мнение, что CHARC создавался для патрулирования территориальных вод США – это в корне неверно. Для подобной задачи в Lockheed Martin разрабатывался патрульный катер Sea Slice, куда более подходящий для роли мирного патрулирования. Целью же CHARC было действие в водах противника, использующего низкотехнологичные, но от того не менее опасные малые суда: катера, в том числе катера-смертники, старые дизельные подлодки, боевых пловцов. Исходя из этих целей, было выбрано и вооружение CHARC: под кабиной пилотов устанавливалась убираемая турель с 20-мм пушкой, по бортам корпуса размещались отсеки для многоцелевых ракет, способных поражать надводные, наземные и воздушные цели. В носу так же устанавливалась инфракрасная обзорная система FLIR, как компонент обзорно-прицельной системы TSS, позаимствованной с вертолёта AH-1Z. Всё вооружение было выполнено выдвижным, для сохранности от воды и для достижения максимальной незаметности.
3D-модель Lockheed Martin CHARC.
Обычный экипаж CHARC составлял два человека, как и на боевых вертолётах – пилот и оператор вооружения, за их кабиной располагался отсек с полезной нагрузкой. В обычной конфигурации там размещался комплекс электронного противодействия для нарушения работы систем наведения ПТУР, включавший в себя датчики обнаружения облучения и пусковые установки дымовых гранат. Отсек выполнен по модульной конструкции и для выполнения других задачи может заменятся. При установке десантного отделения на 4 человека, CHARC может выполнять задачи по скрытной заброске спецподразделений. Возможно размещение кабины оператора различных БПЛА или пусковых установок для Loitering Attack Munition, при необходимости атаки наземных целей. Кроме того, под корпусом CHARC могут размещаться противолодочные торпеды.
Десантная капсула для Lockheed Martin CHARC.
Вариант размещения пулемётов в десантной капсуле, при выполнении задачи патрулирования и сопровождения.
Кроме пилотируемого варианта CHARC был разработан и беспилотный для выполнения задач противолодочной борьбы. Он был значительно меньше обычного варианта, имел сонар, для обнаружения подводных лодок, в корпусе размещалась противолодочная торпеда. Дроны в режиме "посадки на воду" осуществляли поиск подводных целей, обнаружив такую самостоятельно или получив наведение, на максимальной скорости выдвигались к ней и уничтожали её торпедами. Беспилотные CHARC могли контролироваться как с больших кораблей, так и со специально оборудованного обычного CHARC.
Беспилотный вариант Lockheed Martin CHARC.
Размещение на Lockheed Martin CHARC оператора по контролю беспилотников.
Поскольку действовать CHARC должны были далеко от территории США, туда их надо было доставить. При не самой маленькой высоте катера, это могло бы вызвать неудобства, но в конструкции было предусмотрено складывание пилонов и поплавков, почти как у палубного истребителя. В сложенном состоянии CHARC занимал не очень много места, и мог перевозиться в десантных доках, на месте обычных катеров. При достижении опасных регионов CHARC спускались на воду и начали поддерживать союзные корабли. Предусматривалась возможность переброски катеров и по воздуху, в порты, над которыми существовала угроза атаки враждебных сил.
Lockheed Martin CHARC в сложенном состоянии.
Спуск Lockheed Martin CHARC на воду.
Размещение Lockheed Martin CHARC в ангаре.
Предполагалось, что программа CHARC будет осуществляться параллельно с постройкой боевых кораблей прибрежной зоны, разработки тех же Lockheed Martin, и во многом дополнять их. Указывалось, что полезны подобные катера будут и для военных действий против полноценного противника. В таком случае "стая" CHARC в максимально незаметном режиме могла выдвинуться к кораблю противника, и потом совершить максимально быстрый бросок и буквально "заклевать" его в ближнем маневренном бою. Могли CHARC и поставляться союзникам США, позволяя им одним катером закрывать сразу множество ролей.
Макет Lockheed Martin CHARC на выставке.
Проект был представлен военным в 2003 году, а в 2004 году провели публичный показ. Но сразу же CHARC подвергся критике, за неспособность нормально противостоять полноценным боевым судам (автопушки и противотанковых ракет для этого было мало) и высокую цену. Поскольку в проекте использовалось множество новейших технологий, свободная продажа на экспорт так же была невозможна. В конце 2004 года программа CHARC была закрыта.
Источники:
Патент US7278364 B2
Патент US7219613 B2
secretprojects.co.uk
Взято: youroker.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]