Оставшийся в тени. Short S.D.1.
24.12.2016 508 0 0 youroker

Оставшийся в тени. Short S.D.1.

---
0
В закладки
Во второй половине 40-х годов в западном мире царила уверенность – в ближайшем будущем Третей Мировой войны не избежать и скорее всего, война эта будет ядерной. К ней необходимо было готовиться уже сейчас, несмотря на всю послевоенную разруху. Военные прекрасно понимали, что от участия в войне не отвертеться и в Британии. Исходя из опыта Второй Мировой, было понятно, что в будущем конфликте необходимо делать ставку на авиационную войну, тем более после появления ядерных бомб, для чего Британии нужен флот передовых стратегических бомбардировщиков, способных нанести сокрушающий удар по Западной части СССР и Восточной Европе. Разумеется, эти машины должны были быть реактивными. В 1946 году Британские ВВС выпустили спецификацию В.14/46, по которой предполагалось создание бомбардировщика со скоростью 725 километров в час на высоте от 10 до 12 километров, с радиусом действия в 2700 километров при бомбовой нагрузке в 9 тонн. Чуть позже в феврале 1947 года была выпущена спецификация В.35/46 повысившая требования к перспективному бомбардировщику – теперь требовалась скорость в 925 километров в час на высоте от 13 до 15 километров, требуемый радиус полёта увеличили до 6200 километров, уменьшив бомбовую нагрузку до 5 тонн. Именно на основе последней спецификации и были созданы все три хорошо известных V-бомбардировщика: Vickers Valiant, Handley Page Victor и Avro Vulcan. Но был в этом семействе и куда менее удачливый брат.



В марте 1947 года ВВС Британии решили оставить для исполнения обе спецификации – В.14/46 рассматривался как бомбардировщик переходного периода, занимающий нишу между старыми винтовыми машинами и будущей рабочей лошадкой бомбардировочных сил, которая будет создаваться по спецификации В.35/46. В середине 1947 года победителем в В.14/46 был выбран проект от Short Brothers - будущий SA.4 Sperrin. Поскольку для Short эта победа обеспечивала стабильные заказы, инженеры фирмы уделяли мало внимания работе над спецификацией В.35/46, хоть и фирма принимала участие в конкурсе. Всё изменилось к концу 1947 года – в связи с обострением отношений с СССР ВВС приняли решение перевести часть средств с программы SA.4 Sperrin на будущие самолёты спецификации В.35/46. Хоть Short не потеряла заказ на прототип, но шансы на постановку машины в серию начали уменьшаться. Если по первоначальным планам первый прототип Short Sperrin должен был взлететь в 1949 году, то с урезанным финансированием эта дата отодвигалась на 1950 год, а то и на 1951. Требовался запасной план.


Short SA.4 Sperrin.

Тогда в Short решили рискнуть и попытаться попасть в уже завершённый конкурс В.35/46, в котором победили фирмы Handley Page и Avro. И это у них вышло, и не только у них. Несмотря на увеличение финансирования, проекты обеих победителей были крайне сложным, и существовала вероятность, что их разработка затянется до 1953 года, а возможно и дольше. Военные хотели перестраховаться и, кроме переходного SA.4 Sperrin, получить бомбардировщик по спецификации В.35/46 как можно раньше. Для этого проект фирмы Vickers, проигравший конкурс, вновь получил финансирование. Он, хоть и уступал конкурентам, но мог быть построен к 1951 году. Именно в расчёте на это же в Short форсировали разработку своего проекта, получившего название S.D.1. Главным преимуществом проекта должна была стать унификация по фюзеляжу с Short Sperrin. Это привлекло военных, и часть средств была направлена и в Short.


Ранний вариант Short S.D.1. Вариант с пятью двигателями

Одним из главных отличий от Sperrin стало использование нового стреловидного крыла специальной конструкции, получившего название "aeroisoclinic wing". Основной особенностью этого крыла было то, что угол атаки по всему крылу оставался неизменным, а законцовки крыла выполняли роль горизонтального стабилизатора. Первоначально предполагалось создание самолёта по схеме "бесхвостка", но позже было принято решение оставить киль для лучшей управляемости. В первоначальном варианте рассматривалась установка шести двигателей AJ65 Avons в крыле, но от неё отказались из-за опасения перегрузить конструкцию. Второй вариант предполагал использование пяти двигателей AJ65 Avons, четыре располагались в гондолах, напоминающих гондолы Short Sperrin, пятый двигатель размещался в задней части фюзеляжа. И наконец, в финальном варианте вернулись к размещению двигателей в крыле, но теперь это были четыре более мощных Rb.77.


Финальный вариант Short S.D.1.

В итоговом проекте максимальная скорость S.D.1 ожидалась до 950 километров в час на высоте в 12 километров, боевой радиус в 5000 километров при бомбовой нагрузке в 5,4 тонн. Как и в других проектах по спецификации В.35/46 оборонительное вооружение отсутствовало. В итоге S.D.1 не сильно уступал, а в чём-то и превосходил своего главного конкурента Vickers Valiant. Но это не помогло. Постройка SA.4 Sperrin затянулась, первый полёт он совершил уже после того как взлетел Valiant. Тем не менее, в Short не теряли надежды на постройку S.D.1, хотя в виде переделки Sperrin. В июле 1951 года был построен испытательный самолёт Short Sherpa SB.1 предназначенный для испытания нового крыла. Полученные результаты внушали надежду, на то, что крыло поможет достичь нужных показателей и на полноразмерном бомбардировщике. Но военных уже мало интересовал этот проект, финансирования ни на постройку нового самолёта, ни на переделку SA.4 в Short не получили.


Short Sherpa SB.1.

Далее последовала неудача – во время второго полёта Sherpa SB.1. разбился из-за ошибки пилота. Второй испытательный самолёт Sherpa SB.4 был построен лишь в 1953 году, когда военные окончательно отказались от планов постройки S.D.1, ибо на испытания уже выходили машины от Handley Page и Avro. Sherpa SB.4 продолжал совершать испытательные полёты для проведения дальнейших исследований – подобный тип крыла использовался в некоторых последующих проектах Short. Так же продолжал летать до середины 50-ых и SA.4 Sperrin, как испытательный стенд для новых двигателей.


Таким мог быть Short S.D.1.

Был ли у Short S.D.1 шанс быть построенным? Я думаю, при некотором везении да – построй SA.4 Sperrin раньше и военные мог ли бы одобрить переделку прототипа в S.D.1. Как бы показал себя самолёт на испытаниях сложно сказать, возможно, у него бы и получилось стать четвертым "V-бомбером".

Источники:
aerocinema.com. The lost V-bomder.
Aeroplane Monthly. 11-1995.
Вritish Secret Projects - Jet Bombers Since 1949. Tony Buttler.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]