Откуда растет музейный бум?
26.01.2017 461 0 0 lareina

Откуда растет музейный бум?

---
0
В закладки
На новогодние праздники в центре Москвы наблюдалось невиданное зрелище. При температуре -25 на улице стояла многокилометровая очередь… в Третьяковку! Понятное дело, что в морозную погоду на выходные не погуляешь, а Ватиканскую пинакотеку привозят в столицу не каждый год. Тем не менее, никакие аномальные погодные условия не отбивают у наших людей дикой тяги к искусству. Но откуда взялась эта любовь к музеям? Буквально 10 лет назад такого не было. А если уж вспомнить 90-е – и вовсе становится смешно – неужели за эти годы наш народ вдруг стал испытывать столь острую нехватку в высоком искусстве?


В школьные годы, которые как раз пришлись на горбачевскую «перестройку» и рождение новой страны, нас неприлично много водили по музеям. Видимо, в условиях голода и разрухи лицезрение прекрасного хоть как-то отвлекало от мирских проблем. И не могу сказать, что походы эти мне запомнились чем-то приятным. Красивые, но осыпающиеся или, напротив, грубо отреставрированные экспонаты выглядели на пыльных полках узниками в заточении, а долгие и бесконечные темные коридоры были пропитаны запахом сырости и нафталина. Старый паркет под ногами скрипел, смотрительницы, которые, наверное, уже в половозрелом возрасте застали Великую Октябрьскую, шипели на нас, если кто приближался к экспонатам более чем на 5 метров. В общем, атмосфера разрухи и унылости. Понятное дело, что после школьных марафонов по музеям, у меня надолго отпало желание туда ходить.


С возрастом, правда, ко мне пришло понимание – в чем дело. И даже какое-то сочувствие. Только представьте – директор музея, получивший должность 40 лет назад, не смог сориентироваться в условиях меняющейся страны. Денег на финансирование музеев государство не выделяет, понимания, что же нужно людям, тоже нет – в силу возраста. Вот такое бессилие и приводит к консервативной политике. И пофигу, что в одном из залов твоего музея выставлены эскизы «Джоконды», в соседнем зале – черновой вариант «Явления Христа Народу», а билеты стоят три копейки. Запах нафталина, неприветливый персонал и неумелое позиционирование отобьют все желание.

Понятное дело, что нынешние музеи, которые можно по праву сравнить с лучшими европейскими образцами, намного привлекательнее советских пылесборников. Но все же почему именно сейчас такой бум посещения музеев?


Во-первых, конечно, дело в позиционировании. В умении почувствовать молодую аудиторию, чего именно она хочет. В этом случае куда приоритетнее знание, чем живет молодежь, чем умение отличать периоды в творчестве Караваджо. Этим и можно объяснить, скажем, рост популярности Государственного литературного музея, руководителем которого является Дмитрий Петрович Бак. Человек, не имевший к музейной сфере, по большому счету, никакого отношения. Однако Владимир Мединский посчитал его кандидатуру наиболее подходящей и не ошибся – годы успешной работы в РГГУ позволили Баку лучше понять, чем живет молодежь и как эффективно продвигать в массы науку. Дмитрий Петрович всегда был «мостиком» между неприступным чопорным научным миром и масс-медиа. Неудивительно, что грамотный пиарщик, коим Бак является, смог сделать Литературный музей местом для молодежи привлекательным.


Еще один пример эффективного «музейного менеджера» - Марина Лошак – соосновательница «Винзавода» и нынешний директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. С момента появления «Винзавода» музеи окончательно перешли в разряд модных молодежных мест, и во многом на это повлияло именно умелое позиционирование. Управленцев-пиарщиков можно признать, пожалуй, самыми эффективными кризисными менеджерами - даже в музейном деле, которое лет 17 назад загибалось на корню.


И, все же, главная причина нынешней популярности музеев даже не в эффективных управленцах, а… в стремлении тусоваться. Продвинутая молодежь всегда искала для себя место тусовки. И не важно – насколько ты разбираешься в искусстве, если ты – стильный и передовой – ты должен быть на выставке Кандинского. Потому что там все свои – бородатые ребята и девушки с черной помадой, «продвинутые». Так было и в 90-е – когда все «правильные ребята» ходили по концертам. Иногда, правда, это приводило к конфузам – как когда на концерте Дэвида Боуи в Москве собрались тусовщики, совершенно не знакомые с его творчеством. И, тем не менее, они стремились к прекрасному. А почему бы и нет? На мой взгляд прекрасно, что когда высокое искусство в тренде, в фокусе внимания. Да, немало людей ходят туда просто ради самого факта «я был там». Но что-то, да отложится в памяти. Кто-то – да заинтересуется искренне.


Поэтому музейный бум я могу назвать одной из самых прекрасных тенденций нашего современного общества. Одно плохо – лично я не готова стоять 2 часа на морозе ради выставки. А посмотреть-то все равно хочется.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]