Sea Dragon идут на списание
27.04.2020 6 421 0 +179 reeder

Sea Dragon идут на списание

---
+179
В закладки
Sea Dragon идут на списание MH53E, Dragon, может, противоминной, вертолетов, вертолета, такой, вертолет, использования, вертолеты, эксплуатации, Кроме, оборудования, техники, авиации, Вертолет, морской, целевого, CH53E, транспорта

Вертолет MH-53E из состава эскадрильи HM-15 осуществляет посадку на палубу авианосца USS Nimitz (CVN-68), 27 августа 2003 г.

В середине восьмидесятых годов на вооружение ВМС США поступил новейший вертолет Sikorsky MH-53E Sea Dragon, предназначенный для использования в системе противоминной обороны. Эта машина до сих пор остается единственным образцом такого класса, но в ближайшем будущем ее эксплуатация может завершиться. «Морской дракон» успел устареть морально и физически, а также успел показать чрезмерную аварийность.

Старая разработка

В 1980 г. компания «Сикорский» начала серийное производство многоцелевых вертолетов CH-53E Super Stallion для ВВС США. Военно-морские силы тоже заинтересовались такой техникой, что привело к закупке почти 180 вертолетов. Кроме того, ВМС заказали разработку специализированной модификации, предназначенной для использования в противоминной обороне.

Противоминная модификация вертолета получила обозначение MH-53E Sea Dragon. Заказчик потребовал переработать топливную систему и увеличить объем горючего, в т.ч. за счет использования дополнительных внутренних баков. Вертолет должен был получить возможность буксировки надводных и погружаемых платформ противоминным оборудованием. Для их использования понадобилось установить новые агрегаты, доработать систему управления и т. д.

Sea Dragon идут на списание MH53E, Dragon, может, противоминной, вертолетов, вертолета, такой, вертолет, использования, вертолеты, эксплуатации, Кроме, оборудования, техники, авиации, Вертолет, морской, целевого, CH53E, транспорта

Характерная особенность вертолета Sea Dragon – бортовые спонсоны с топливными баками увеличенной емкости

Опытный вертолет MH-53E построили в 1981 г., в конце декабря состоялся первый полет. Следующие несколько лет ушли на доводку конструкции и отработку целевого оборудования. Первая эскадрилья вертолетов-тральщиков достигла начальной оперативной готовности в 1986 г. С тех пор «Морские драконы» активно используются для решения ряда основных задач и являются важной составляющей морской авиации ВМС США.

Особенности конструкции

В целом конструкция MH-53E повторяет базовый проект CH-53E. Вертолет построен по классической схеме с одним несущим и одним рулевым винтом. Силовая установка построена на основе трех турбовальных двигателей General Electric T64-GE-419 мощностью по 4750 л.с. Через редуктор они вращают семилопастной несущий винт диаметром 24,1 м.

Sea Dragon идут на списание MH53E, Dragon, может, противоминной, вертолетов, вертолета, такой, вертолет, использования, вертолеты, эксплуатации, Кроме, оборудования, техники, авиации, Вертолет, морской, целевого, CH53E, транспорта

Вертолеты MH-53E имеют средства дозаправки в полете, увеличивающие продолжительность патрулирования

MH-53E внешне заметно отличается от базового CH-53E. Наиболее заметное отличие – боковые спонсоны каплевидной формы, используемые в качестве топливных баков повышенной емкости. Для дополнительного увеличения дальности и продолжительности полета сохранена штанга для дозаправки в воздухе.

Под хвостовой балкой подвешена специальная рама рама. С ее помощью из грузовой кабины выводится буксировочный трос для целевого оборудования. Кроме того, она ограничивает его перемещения и не позволяет ему попадать на хвостовую балку или к рулевому винту.

Основной задачей MH-53E является применение различного противоминного оснащения, выполняемого в виде подвесных или буксируемых изделий. Кроме того, вертолет может перевозить людей или грузы. В зависимости от поставленной задачи, грузовой отсек может вмещать дополнительный топливный бак, места для 55 человек или 14,5 т груза.

Sea Dragon идут на списание MH53E, Dragon, может, противоминной, вертолетов, вертолета, такой, вертолет, использования, вертолеты, эксплуатации, Кроме, оборудования, техники, авиации, Вертолет, морской, целевого, CH53E, транспорта

Понтон Mk 105 с магнитным тралом

Экипаж вертолета включает не менее трех человек, из них двое отвечают за пилотирование. Также в экипаж входят операторы целевого оборудования и бортинженер. При необходимости последний может использовать крупнокалиберный пулемет GAU-21, смонтированный на кормовой рампе.

Вертолет способен развивать скорость до 278 км/ч. За счет увеличения емкости баков максимальная дальность полета доведена до 1050 морских миль (1945 км). При осуществлении противоминной обороны машина может оставаться в районе работы в течение нескольких часов.

Целевое оборудование

MH-53E предназначен для проведения «воздушной противоминной обороны» – Airborne Mine Countermeasures (AMCM). Для решения таких задач используются несколько типов трального оборудования, выполненного на основе надводных или погружаемых платформ. Крупные изделия перевозятся к месту применения на внешней подвеске, мелкие – внутри кабины. Их опускают на воду и буксируют по заданному маршруту.

Sea Dragon идут на списание MH53E, Dragon, может, противоминной, вертолетов, вертолета, такой, вертолет, использования, вертолеты, эксплуатации, Кроме, оборудования, техники, авиации, Вертолет, морской, целевого, CH53E, транспорта

Оператор выполняет выпуск погружаемого трала Mk 103

Для вертолета Sea Dragon предназначены буксируемые устройства трех типов с разным оснащением. Изделие Mk 103 представляет собой погружаемый аппарат с тралом механического действия. На понтоне Mk 105 устанавливается магнитный трал, воздействующий на мины дистанционно. Также предлагается буксируемое устройство с гидроакустической станцией бокового обзора AN/AQS-14A.

Типичная операция по разминированию начинается с применения ГАС бокового обзора и обнаружения минных постановок противника. После этого MH-53E может брать на подвеску понтон нужного типа и начинать траление. Высокие летные характеристики позволяют за один вылет обрабатывать относительно большие акватории, находя и обезвреживая мины.

На службе двух стран

Стартовым заказчиком вертолета MH-53E стали ВМС США. Серийное производство такой техники по их заказу было развернуто к середине восьмидесятых годов. К 1986 г. флот получил и освоил первую эскадрилью такой техники. Впоследствии поставки продолжились, и к концу десятилетия в морской авиации было 46 «Морских драконов».

Sea Dragon идут на списание MH53E, Dragon, может, противоминной, вертолетов, вертолета, такой, вертолет, использования, вертолеты, эксплуатации, Кроме, оборудования, техники, авиации, Вертолет, морской, целевого, CH53E, транспорта

Подготовка к выпуску погружаемой ГАС AN/AQS-14A

Вскоре интерес к такой технике проявили Морские силы самообороны Японии. Для них компания Sikorsky построила 11 вертолетов, поступивших на вооружение под обозначением S-80M. Японские МСС использовали технику по прямому назначению в миссиях типа AMCM. Со временем вертолеты выработали ресурс, и командование решило не проводить модернизацию. Последний S-80M списали в 2017 г.

Вертолеты MH-53E и S-80M активно использовались как по прямому назначению, так и в качестве воздушного транспорта. В 1991 г. американские вертолеты впервые были привлечены к реальной боевой работе. Во время операции «Буря в пустыне» они осуществляли поиск и траление морских мин в Персидском заливе. В 2003 г. им вновь пришлось решать те же задачи в том же регионе. В 2004 г. вертолеты-тральщики вместе с другой техникой использовались в качестве транспорта при оказании помощи пострадавшим после землетрясения и цунами в Индийском океане.

Sea Dragon идут на списание MH53E, Dragon, может, противоминной, вертолетов, вертолета, такой, вертолет, использования, вертолеты, эксплуатации, Кроме, оборудования, техники, авиации, Вертолет, морской, целевого, CH53E, транспорта

Вертолет MH-53E буксирует понтон Mk 105

По известным данным, сейчас в составе ВМС США имеется две противоминные эскадрильи на Sea Dragon – HM-14 и HM-15. Эскадрилья HM-12 является резервной. В строю остается всего 28 машин, еще 7 переведены в резерв. Остальные машины были потеряны или списаны при разных обстоятельствах с 1986 по 2014 г.

Вертолеты MH-53E ВМС США пока продолжают службу. В недавнем прошлом выполнена программа «продления жизненного цикла». С ее помощью ресурс техники продлили до 10 тыс. летных часов. Это позволит эксплуатировать вертолеты, как минимум, до 2025 г.

Рекорд по авариям

С некоторых пор MH-53E считается самым аварийным образцом в американской морской авиации. Согласно опубликованной информации, на 100 тыс. летных часов приходится 5,96 летных происшествий «класса А» с серьезным повреждением конструкции или гибелью людей. Для других вертолетов ВМС этот показатель не превышает 2,3. За время эксплуатации в происшествиях с «Морскими драконами» погибло 32 человека.

Sea Dragon идут на списание MH53E, Dragon, может, противоминной, вертолетов, вертолета, такой, вертолет, использования, вертолеты, эксплуатации, Кроме, оборудования, техники, авиации, Вертолет, морской, целевого, CH53E, транспорта

“Морской дракон” в роли транспорта для помощи пострадавшим при землетрясении и цунами. Суматра, 23 января 2005 г.

К подобным результатам эксплуатации приводит специфическое сочетание нескольких основных факторов. Так, применение техники в рамках AMCM предполагает длительные полеты над морем на малой высоте с буксировкой понтона. При этом вертолет имеет устаревшую аналогово-цифровую систему управления без развитого автопилота. В сложных ситуациях пилотам приходится полагаться только на себя.

Таким образом, основная работа MH-53E отличается особой сложностью и приводит к серьезным рискам и предпосылкам к летным происшествиям. При этом вертолет далеко не в полной мере соответствует требованиям такой эксплуатации.

Завершение эксплуатации

Согласно планам недавнего времени, вертолеты Sikorsky MH-53E Sea Dragon должны были оставаться в эксплуатации до 2025 г. и решать задачи противоминной борьбы. К указанным срокам планировалось сформировать достаточно крупную группировку кораблей Littoral Combat Ship с противоминными возможностями, после чего можно было бы отказаться от старых вертолетов.

Sea Dragon идут на списание MH53E, Dragon, может, противоминной, вертолетов, вертолета, такой, вертолет, использования, вертолеты, эксплуатации, Кроме, оборудования, техники, авиации, Вертолет, морской, целевого, CH53E, транспорта

Вертолет S-80M Морских сил самообороны Японии

Такие планы начнут выполнять в ближайшем будущем. Недавно был опубликован проект военного бюджета на 2021 ф. г., в котором предлагается начать списание оставшихся MH-53E с 2022-го. Учитывая малое количество сохранившихся вертолетов, можно предположить, что процесс отказа от них не займет много времени и завершится не позднее 2025 г.

На протяжении нескольких десятилетий вертолеты-тральщики MH-53E Sea Dragon регулярно участвовали в патрулировании и учениях. Кроме того, их привлекали к реальной боевой работе. «Морские драконы» показали себя как эффективный, но достаточно сложный в эксплуатации инструмент противоминной обороны. Теперь же их эксплуатация подходит к концу. По всей видимости, оставшиеся MH-53E уже не смогут отметить сорокалетие своей службы.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]