Петр Вельяминов
---
Петру Вельяминову часто доставались роли простых мужественных людей - основательных деревенских мужиков, "правильных" работяг, моряков... Типаж актера к этому располагал. Между тем, он потомок одного из древнейших аристократических родов России, и его тяжелая судьба была во многом обусловлена происхождением.
Дворянский герб рода Вельяминовых
Его далекий предок, сын варяжского конунга, пришел с дружиной на Русь еще в 1027 году, начал служить князю Ярославу Мудрому и принял православие. Боярин Протасий Вельямин был приближенным московских князей Даниила и Ивана Калиты; внуки Протасия Вельямина участвовали в Куликовской битве, причем Юрий Грунка-Вельяминов, боярин великого князя Московского Василия Первого, воевода полка "правой руки", входил в число ведущих военачальников.
В 16 веке Иван Васильевич "Щадра" Вельяминов был воеводой Ивана Грозного. Генерал-майор Степан Лукич Вельяминов был назначен Петром Первым руководить Малороссийской коллегией.
А уж в 19 веке Вельяминовы проявляли свои военные таланты неоднократно!
Иван Александрович Вельяминов, генерал-лейтенант, участник войн с Наполеоном, Западносибирский генерал-губернатор, основатель города Акмола (в настоящее время - Астана, столица Казахстана).
Портрет кисти Дж. Доу из Военной галереи Зимнего дворца.
Кстати, Иван Вельяминов первым перевел на русский пьесу Шекспира "Отелло", и именно в его переводе она была поставлена в Александринке.
Генерал-лейтенант Алексей Александрович Вельяминов, участник Наполеоновских войн и военных дествий на Кавказе, сподвижник генерала Ермолова.
Участник Русско-турецкой войны Николай Николаевич Вельяминов
Николай Александрович Вельяминов, глава Императорской Военно-медицинской академии, лейб-хирург императора Александра Третьего.
Петр Вельяминов говорил о своем происхождении: "О том, что у нас такие корни, в семье никогда не умалчивали, я с малых лет об этом все знал. А времена были такие, что многие предпочли забыть. Однажды я встретился с княжной Трубецкой, она работала машинисткой в суде. Своим детям княжна не рассказывала об их предках, боялась".
Отец артиста Петра Вельяминова, Сергей Петрович, внучатый племянник двух знаменитых генералов, тоже выбрал военную стезю. Он восемнадцатилетним, в 1916 году, в разгар Первой мировой войны пошел в армию, окончил ускоренный курс Павловского военного училища и отправился на фронт. Воевал героически, был награжден орденом Св. Георгия. Но после Октября, в 1918 году Сергей Вельяминов из-за юношеского романтического восприятия революции и перемен, происходивших в стране, вступил в Красную Армию и дослужился до командира Первого батальона Пролетарской дивизии. Красная Армия поначалу нуждалась в военспецах с боевым опытом, но со временем против красных командиров с "неправильным происхождением" начались травля и репрессии. Сергей Вельяминов был арестован задолго до начала "Большого террора" 1937 года, еще в 1930-м...
"Разъяснить" таким образом можно было многих.
Маяковский представлял, как легко можно было бы разобраться с противником Пушкина Дантесом:
Сукин сын Дантес!
Великосветский шкода.
Мы б его спросили:
- А ваши кто родители?
Чем вы занимались
до 17-го года? -
Только этого Дантеса бы и видели.
Подобные воспросы были заданы и отцу Петра Вельяминова, и его тоже "только и видели" - вскоре он оказался на строительстве Беломорканала с заступом в руках... Пете тогда было 4 года. Выпустили отца из лагеря в 1936 году, и, как ни странно, в 1937 году не тронули.
Петю в семье учили на совесть - кроме обычной школы он занимался еще и в музыкальной по классу скрипки, а на дом к нему ходила учительница немецкого языка. Сестра матери, монахиня из закрытого большевиками монастыря, жила в доме Вельяминовых. Она приобщила племянников к православной вере.
В 1941 году отец ушел на фронт. В эвакуацию семья не поехала, Петя продолжал учиться, мечтал о поступлении в Архитектурный институт. Но в 1943 году его арестовали, прямо на улице, когда он выходил из трамвая... Вслед за ним были арестованы мать и отец, как раз прибывший с фронта на побывку. Драматург Фрид, оказавшийся на Лубянке в одной камере с отцом Петра Вельяминова, говорил - Сергей Петрович полагал, что главным фигурантом дела был он, бывший офицер царской армии, а сына к делу "пристягнули".
Петр был уверен, что это ошибка, что назавтра во всем разберутся и его выпустят, напомнил следователю о презумпции невиновности. "Молодой да ранний!" - нехорошо усмехнулся тот. Около 9 месяцев Петр провел в тюрьме Лубянки, потом ему объявили, что он является членом антисоветской организации "Возрождение России" и приговаривается к 10 годам лагерей.
Школу Вельяминов закончить не смог. И хотя он считался довольно образованным человеком, дальнейшие знания ему пришлось добирать самоучкой.
Весть об аресте родителей дошла до Вельяминова только в лагере. Потрясенный Петр попытался вскрыть себе вены. Но его спасли. По странному совпадению, лагерным врачом оказалась мать его одноклассницы, вспомнившая московского мальчишку из компании дочери, и она прониклась к нему сочувствием. Видя, что он отчаялся и не хочет жить, она стала допытываться: чего бы ему хотелось? Петр признался, что мечтает о чае с сахаром. Сахар в тех местах в годы войны был на вес золота. Но врач смогла где-то достать 100 г сахара... После этого Петя пошел на поправку. Когда Петра Вельяминова позже спрашивали: "Как вы выжили в лагере?", он отвечал: "Мне помогала вера".
Выйдя из санчасти, он начал работать (в лагере иначе было нельзя) - сплавщиком леса, плотником. Случайно ему довелось попасть в КВЧ - культурно-воспитательную часть, занимавшуюся лагерной самодеятельностью. В лагерном театре собралось много профессионалов - артистов, музыкантов, художников, гримеров... Петр был поражен - это казалось отблеском другой жизни. Интеллигентные творческие люди, интересные разговоры, стихи, цитируемые по памяти, рассказы о театрах и каких-то иных неведомых мирах, где обитает богема. Он сделал все, чтобы остаться в театре, тем более, кто-то из знатоков МХАТа нашел, что его голос похож на качаловский... Вот этот лагерный театр и стал той студией, где Вельяминов завершил свое образование. Он тоже мог назвать свой опыт "Мои университеты"...
Оказавшись в лагере, Вельяминов не забывал, что шла война, и постоянно писал письма высокому начальству, не исключая и Сталина, с требованием отправить его на фронт. В штрафбат, в передовую роту, которая наверняка погибнет, только пусть дадут возможность воевать! Но его так и оставили в лагере, где он провел почти весь назначенный срок. Скостили только полгодика - за успешное участие в самодеятельности.
За лагерные ворота Вельяминов вышел в 1952 году и не знал, куда податься. Кругом сибирские леса, опыта свободной долагерной жизни немного - попал в тюрьму школьником... Домой в Москву нельзя - с судимостью по политической статье никто не пустит. Попытался устроиться в Абаканский театр - не взяли...
Осталось только воспользоваться лагерными навыками и пойти на лесосплав...
Продолжение следует...
Взято: eho-2013.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]