к 23 февраля...
21.02.2016 583 0 0 zalizyaka

к 23 февраля...

---
0
В закладки
Переговоры о перемирии между Германией и Советской Россией начались 20 ноября (3 декабря) 1917 года в Брест-Литовске. На следующий день советская сторона изложила свои условия, перемирие было достигнуто 24 ноября (7 декабря) и длилось до 4 (17) декабря 1917 года. 2 (15) декабря 1917 завершился новый этап переговоров, было заключено перемирие на 28 дней. 9 (22) декабря 1917 года стороны начали переговоры о мире. Они шли с переменным успехом, однако, в итоге, были прерваны вечером 10 февраля 1918 года по инициативе советской стороны. На следующий день советское правительство сделало распоряжение о полной демобилизации вооружённых сил России, мотивировав это тем, что трудящиеся Германии и Австро-Венгрии не хотят войны и потому никто нападать на Россию не будет. Однако 18 февраля Германия заявила об окончании срока перемирия, началось наступление германских войск вглубь территории России.

Так как фронт был полностью развален, в российской армии царил хаос, а советское правительство не хотело «ни войны, ни мира» - германские войска, начавшие наступление 18 февраля, продвигались очень быстро: 18 февраля захвачены города Двинск, 20 - Минск, Ровно, 21 - Полоцк, Новоград-Волынский, 22 – Режица, Коростень, 24 -  Житомир.

Германское наступление было успешным благодаря стремительности. Сами по себе наступавшие германские части не были большими — опасными и непобедимыми их рисовала только советская пропаганда. Обычный состав наступавшего немецкого отряда: эскадрон кавалерии, примерно полроты пехоты (14-16 пулеметов, 2-4 пушки), сапёрный взвод — умещались в 14-16 вагонах боевого поезда.

В ночь с 18 на 19 февраля Ленин с Троцким телеграфировали немцам о готовности подписать мир на условиях Германии, однако немцы не торопились с ответом, так как дальнейшее наступление было экономически выгодно. 21 февраля советское правительство озаботилось воссозданием уже практически разрушенной российской армии.

23 февраля в 10:30 германская сторона сообщила свои условия мира:
Советская Россия должна была признать независимость Курляндии, Лифляндии, Эстляндии, Украины, Финляндии, вывести войска с их территорий, заключить мирный договор с Украиной, передать Османской империи провинции в Анатолии, демобилизовать армию, разоружить флот, признать русско-германский торговый договор 1904 года, предоставить Германии право наибольшего благоприятствования в торговле до 1925 года, разрешить беспошлинный вывоз в Германию руды и иного сырья, а также прекратить агитацию и пропаганду против держав Четверного союза.

В 7 утра 24 февраля Ленин телеграфировал в Берлин, сообщая о том, что советская сторона согласна на германские условия и выдвигается в Брест-Литовск для подписания мирного соглашения.

Ленин В.И. : Если теперь мы не можем ответить войной, то потому, что нет сил, потому, что и воевать можно только с народом. Если успехи революции заставляют многих из товарищей говорить противное, то это не есть массовое явление, это не есть выражение воли и мнения настоящих масс; если вы пойдете к настоящему трудящемуся классу, к рабочим и крестьянам, то вы услышите один ответ, что мы не можем вести войну ни в коем случае, нет физических сил, мы захлебнулись в крови, как говорил один из солдат. Эти массы поймут нас и оправдают, когда мы подпишем этот вынужденный и неслыханно тягостный мир. Может быть, отдых для подъема масс займет не мало времени, но те, которым приходилось переживать долгие годы революционных битв в эпоху подъема революции и эпоху, когда революция падала в пропасть, когда революционные призывы к массам не находили у них отклика, знают, что все же революция всегда поднималась вновь; поэтому мы говорим: да, сейчас массы не в состоянии вести войну, сейчас каждый представитель Советской власти обязан сказать всю горькую правду в лицо народу, пройдет время неслыханной тяготы и трехлетней войны и отчаянной разрухи царизма, и народ увидит в себе силу и возможность дать отпор. Перед нами стоит сейчас угнетатель; на угнетение лучше всего, конечно, ответить революционной войной, восстанием, но, к сожалению, история показала, что на угнетение не всегда можно отвечать восстанием; но отказ от восстания не означает еще отказа от революции. Не поддавайтесь провокации, которая исходит из буржуазных газет, противников Советской власти; да, у них нет иного слова, как «похабный мир» и криков «позор!» по поводу этого мира, а на самом деле эта буржуазия встречает с восторгом немецких завоевателей. Они говорят: «вот немцы, наконец, придут и дадут нам порядок», вот чего они хотят и травят криками «похабный мир, позорный мир». Они хотят, чтобы Советская власть дала бой, неслыханный бой, зная, что у нас сил нет, и тащат в полное порабощение к немецким империалистам, чтобы устроить сделку с немецкими полицейскими, но они выражают только свои классовые интересы, потому что знают, что крепнет Советская власть. Эти голоса, эти крики против мира — лучшее доказательство в моих глазах того, что отрекающиеся от этого мира не только тешили себя непоправимыми иллюзиями, поддавались на провокацию. Нет, надо смотреть губительной истине прямо в лицо: перед нами угнетатель, поставивший колено на грудь, и мы будем бороться всеми средствами революционной борьбы. Но сейчас мы находимся в отчаянно трудном положении, наш союзник не может поспешить на помощь, международный пролетариат не может прийти сейчас, но он придет. Это революционное движение, не имеющее сейчас возможности дать военный отпор неприятелю, поднимается и этот отпор даст позже, но даст его. (Аплодисменты.)

Краткий отчет опубликован 25 (12) февраля 1918 г. в вечернем выпуске газеты «Правда» № 35уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]