Ответ РФ на оснащение «Лансеров» ракетами AGM-183A не заставил себя долго ждать. «Вымпел» и «Сухой» в игре
---
Бесспорно, анонсированное неделей ранее компетентным источником в оборонно-промышленном комплексе России начало программно-аппаратной адаптации систем управления вооружением многофункциональных истребителей Су-35С к применению сверхдальнобойных управляемых ракет Р-37М (РВВ-БД) способно вызвать крайне противоречивый спектр мнений как в экспертных сообществах, так и в обозревательских кругах Рунета, осведомлённых о лётно-технических параметрах «Изделия 610М», разработанного специалистами ГосМКБ «Вымпел» на базе небезызвестной УРВБ Р-33.
Востребованность сверхдальнобойной управляемой ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-БД в архитектуре авиационной компоненты ПВО-ПРО сохраняется несмотря на её противоречивый потенциал в работе по высокоманевренным воздушным целям противника
С одной стороны, вышедшая на этап испытаний на предмет совместимости инерциально-навигационной системы и активной радиолокационной ГСН 9Б-1103М-350 «Шайба» с бортовым комплексом управления вооружением самолёта-носителя (в нашем случае Су-35С, ракета класса «воздух-воздух» РВВ-БД («Изделие 610М») наконец позволит лётному составу многоцелевой компоненты Воздушно-космических сил России установить долгожданный паритет с тактической авиацией ВВС и ВМС США, а также ВВС Великобритании, Франции и Швеции, располагающих УРВБ AIM-120D AMRAAM и MBDA «Meteor» с эффективной дальностью перехватываемых целей порядка 150–170 км.
Более мощный и «долгоиграющий» двухрежимный РДТТ (в сравнении с двигателем УРВБ Р-33) обеспечивает «Изделию 610М» дальность действия порядка 250–280 км, предоставляя пилотам Су-35С и Су-30СМ1 в дуэльной ситуации возможность начинать дальний воздушный полет за 3–7 минут до выхода F-15C, F-35A/B/C, F-22A, «Rafale» и т.д. на рубежи пуска ракет AIM-120D и «Meteor». И это не говоря уже об открытии перед пилотами «сушек» новых горизонтов в моделировании так называемых скрытных режимов ведения дальнего воздушного боя (в случае ухода воздушных объектов противника в «тень» естественных элементов возвышенного рельефа местности — за «экран» радиогоризонта для бортовых РЛС «Ирбис-Э»).
Данная способность достигнута благодаря оснащению ракет типа РВВ-БД достаточно мощными активными радиолокационными ГСН 9Б-1103М-350 «Шайба» от НИИ «Агат» на базе волноводно-щелевых антенных решеток с высокочувствительными малошумящими усилителями во входных трактах, функционирующими в X-диапазоне сантиметровых волн и обнаруживающими цели с эффективной отражающей поверхностью 0,1 и 1 кв. м на удалении 15 и 26 км соответственно. Данные головки самонаведения (в отличие от ранних полуактивных РГС-33) не нуждаются в непрерывном подсвете со стороны бортовых РЛС истребителей и могут получать целеуказание от сторонних средств радиолокационной, радиотехнической и оптико-электронной разведки (от самолётов РТР/РЭР Ил-20М до самолётов ДРЛОиУ А-50У/А-100 и бортовых ПФАР-радаров дружественных тактических истребителей). Вследствие этого пилоты «Сушек» смогут осуществлять пуски Р-37М со сверхмалых высот без вскрытия собственного местоположения.
С другой стороны, внушительная масса ракет РВВ-БД (порядка 510 кг), способствующая значительному скачку удельной нагрузки на плоскости аэродинамических рулей и силовые элементы корпуса (характерно для всего семейства УРВБ Р-33), не позволяет данным изделиям достичь предельной располагаемой перегрузки в 25-30G в ходе перехвата средств воздушного нападения противника, сохраняя данный параметр на уровне 18–20G на удалении 100–180 км от точки пуска (непосредственно после завершения 2-го режима работы РДТТ). Логично предположить, что на данных дистанциях Р-37М смогут перехватывать цели, маневрирующие с перегрузками до 8G, в перечень которых входят тактические истребители, узлы подвесок которых «обвешены» массивным ракетно-бомбовым «снаряжением» в конфигурации «воздух-поверхность».
Многоцелевые же истребители с облегчённой конфигурацией подвесок «воздух-воздух» (особенно машины 5-го поколения с внутрефюзеляжным размещением вооружения), способные маневрировать с перегрузками 9–9,5G, станут крайне сложными целями для РВВ-БД, не говоря уже о сверхзвуковых противокорабельных ракетах CVS401 «Perseus» и различных многоцелевых крылатых ракетах, способных выполнять противозенитные манёвры с перегрузками более 20 ед.
Что же касается терминального участка траектории, пролегающего на удалении 250 и более километров от точки схода с подвесок носителей и характеризующегося аэродинамическим торможением до скорости в 1500-2000 км/ч, то здесь ракеты РВВ-БД смогут выполнять манёвры с перегрузками не более 12G, осуществляя поражение воздушных объектов, маневрирующих с перегрузками 5–6G, перечень которых может быть представлен стратегическими бомбардировщиками-ракетоносцами B-52G, тактическими истребителями F-16C Block 60+ и F-15E с конфигурацией подвесок «воздух-поверхность», а также самолётами радиотехнической разведки и радиолокационного дозора и наведения противника. Более высокоманевренные цели на данной дистанции будут практически недосягаемы для РВВ-БД.
Между тем, невзирая на весьма узкий спектр выполняемых задач по перехвату маневрирующих объектов противника, сверхдальнобойные УРВБ Р-37М смогут похвастаться выдающимся потенциалом в противодействии одной из наиболее грозных компонент ядерной триады ВС США – авиапарку из 63 стратегических ракетоносцев B-1B 8-й воздушной армии Глобального ударного командования ВВС США, 44 из которых в спешном порядке оснащаются дополнительными 6—8 внешними «усиленными» подфюзеляжными узлами подвески для размещения перспективных гиперзвуковых аэробаллистических ракет AGM-183A ARRW («Air-launched Rapid Response Weapon»).
Как известно, на восходящих ветвях траекторий, характеризующихся процессом разгона до ≥10-15М и выхода на маршевые участки квазибаллистических траекторий с заранее загруженными в инерциально-навигационные системы параметрами, данные аэробаллистически ракеты не смогут осуществлять интенсивные противозенитные манёвры с высокими располагаемыми перегрузками в связи с последующим резким снижением скорости, кинетической энергии и дальности эффективного действия. Следовательно, на данных участках траекторий аэробаллистические ракеты AGM-183A ARRW будут крайне уязвимы для дальнобойных РВВ-БД, способных перехватывать маломаневренные 4-6-маховые средства воздушно-космического нападения на высотах до 35 км.
Возобновление реализации замороженного проекта «прямоточной» УРВБ РВВ-АЕ-ПД вновь приобретает особую актуальность
Что же касается реализации перехвата распиаренных генералом ВВС США Тимоти Рэем ракет AGM-183A на терминальных участках траекторий, где последние смогут реализовать режимы интенсивного противозенитного маневрирования, то здесь потребуется интеграция в боекомплекты истребителей Су-30СМ/1 и Су-35С более высокоманевренных ракет класса «воздух-воздух» от АО «ГосМКБ «Вымпел» с заводскими индексами «Изделие-180» и «Изделие-180ПД».
Лётные экземпляры первой пребывают на заключительных этапах натурных испытаний, подготавливая предсерийные изделия к обретению оперативной боевой готовности в боекомплектах истребителей 5-го поколения Су-57. Данные УРВБ оснащаются стандартными двухрежимными РДТТ, поэтому могут похвастаться лётно-техническими параметрами, аналогичными показателям штатовских AIM-120D, обеспечивая перехват маневрирующих СВН лишь на дистанциях 70—100 км, где высокая сверхзвуковая скорость полёта, поддерживаемая благодаря 2-му режиму работы РДТТ, сохраняет высокую эффективность аэродинамических рулей.
На больших дистанциях эффективность аэродинамических рулей «Изделия-180» будет снижаться прямо пропорционально уменьшению скорости полёта, чего не скажешь об «Изделии-180ПД», оснащённом интегральным ракетно-прямоточным двигателем КРПД-ТТ «371» с гигантским удельным импульсом тяги в 500—700 с и возможностью регулирования интенсивности подачи порошкообразного твердотопливного заряда в камеру сгорания, что в итоге позволяет сохранять значительную часть твердотопливного заряда вплоть до терминального участка траектории, обеспечивая данной ракете воздушного боя высокие скоростные и маневренные качества при перехвате сложного объекта на удалении в 170—200 км. К огромному сожалению, несмотря на успешное завершение НИОКР в 2012 году, проект «прямоточной» УРВБ РВВ-АЕ-ПД «Изделие-180ПД» был «заморожен» и отложен в долгий ящик на неопределённый период времени.
Автор:Евгений Даманцев
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]