Похороны Ленина, 27 января 1924 года
---
Оригинал взят у skif_tag в Похороны Ленина, 27 января 1924 года
23 января в багажном вагоне № 1691 гроб с телом Владимира Ильича Ленина был доставлен в Москву.Весь путь от платформы Герасимовская (ныне Ленинская) до Павелецкого вокзала этот траурный поезд вёл официальный паровоз Ленина — У127 (Ленин был назначен его старшим машинистом за 8 месяцев до смерти), которым управляла локомотивная бригада из депо Москва.
Далее гроб был установлен в Колонном зале Дома Союзов, где в течение пяти дней и ночей проходило официальное прощание.
Ещё осенью 1923 года состоялось заседание Политбюро (в составе Сталина, Троцкого, Бухарина, Калинина, Каменева и Рыкова), на котором Сталин сообщил, что здоровье Ленина весьма ухудшилось, возможен летальный исход. В связи с этим Сталин объявил, что существует предложение «некоторых товарищей из провинции» в случае смерти Ленина подвергнуть его тело бальзамированию. Троцкий так вспоминал это заседание Политбюро:
Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего.
По мнению некоторых историков, Сталин уже в то время намеревался восстановить историческую парадигму, дав народу царя в лице себя самого и бога в лице Ленина. Н. И. Бухарин писал в частном письме: «Мы …вместо икон повесили вождей, и постараемся для Пахома и „низов“ открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом». В 1946 году Сталин сказал профессору Мочалову, работавшему в коллективе других учёных над созданием биографии Сталина: «Марксизм есть религия класса. То, что говорим мы, обязательно для исполнения народом. Это для него символ веры»
Высказывается и точка зрения, что одной из причин, побудивших руководство страны сохранить тело Ленина, было стремление не допустить появление самозванцев, выдающих себя за Ильича, поскольку в народе стали распространяться слухи, что Ленин пытался убежать из Кремля и покаяться перед народом, однако был остановлен охраной у Иверских ворот и изолирован в Горках.
Скорбь, пробуждённая смертью Ленина, была, вероятно, отчасти вызвана другими обстоятельствами. Прощание с покойным в Москве и траурные церемонии в других городах, несомненно, являлись разновидностью катарсиса для людей, переживших трагическое десятилетие — войну, революцию, гражданскую смуту, голод и эпидемии. Смерть Ленина стала поводом для первого общенационального ритуала оплакивания после всех тяжёлых испытаний минувших лет. Общество захлестнула волна истерической горести, подогреваемой открытым доступом к телу покойного вождя и траурными церемониями, которые проводились по всей стране. Культ Ленина, распространившийся по городам и весям России в 1924 г. имел целью увековечить народную скорбь о постигшей страну утрате; этим во многом и объяснялся достигнутый властями успех, поскольку вызываемые чувства отвечали действительному душевному состоянию советских граждан, перенёсших долгие и мучительные страдания.(Нина Тумаркин)
ОГПУ следило за реакцией трудящихся:
В Московской губернии появились слухи о том, что Ленин якобы умер уже шесть месяцев назад, и всё это время хранился в замороженном виде.
В Нижегородской губернии настроение рабочих в связи со смертью Ленина описано как подавленное, служащих — как безразличное. Большинство заводов постановили отчислить полдневной заработок на траурные венки.
Среди рабочих Иваново-Вознесенской губернии настроение «крайне подавленное»
В Иркутской губернии зафиксированы слухи о том, что Ленин якобы жив и уехал за границу вместе с Троцким, и о том, что в Москве якобы расстреляна демонстрация безработных и прошёл еврейский погром.
В Томской губернии — что в местную тюрьму якобы привезли Троцкого и Преображенского.
В Белоруссии появились слухи о том, что якобы Преображенский, Сапронов и Троцкий уже арестованы, причём у Троцкого при его аресте нашлось множество ценностей. Настроение населения в Белоруссии описано как подавленное, население ожидает раскола в верхах и новой интервенции поляков.
В Смоленской губернии слухи сообщали, что «Троцкий послал убийц, чтобы стать на место Ленина», сам был арестован и сбежал. В связи с этим торговцы начали опасаться, что «Троцкий уничтожит НЭП»; в некоторых церквах даже отслужили молебны о «поминовении новопреставленного раба Божьего Владимира». Среди крестьян появились слухи, что «вместо Ленина председателем Совнаркома будет Троцкий», некоторые крестьяне, проезжая мимо зданий с вывешенными портретами Ленина, крестились, и желали ему царствия небесного. 27 января 1924 года на траурную демонстрацию в Смоленске собралось 30 тыс. чел., «были плачущие».
ОГПУ зафиксировало появление во Владивостоке слухов о том, что якобы в Москве произошёл переворот, после которого Троцкий бежал в Турцию. В Харбине началось массовое производство портретов великого князя Николая Николаевича, который якобы формирует в Сербии армию в 250 тыс. чел. против большевиков.
В Нижегородской губернии рабочие массово подавали заявления о вступлении в партию. В Тверской губернии служили панихиды по Ленину при большом стечении верующих. В Башкирии настроение тяжёлое, ожидается развал партии и новая война
В Белоруссии появились новые слухи о том, что Ленин якобы уже умер три месяца назад, и вместо него в Колонном зале выставлена фигура из воска (вариант: Ленин бежал в Крым или за границу). Польское население смерть Ленина «встретило с радостью».
Сосланные в город Николаевск «антисоветские элементы» направили Калинину телеграмму соболезнования.
В Пскове семьи красноармейцев «служили молебны за упокой Ильича в церквах».
В Симбирской губернии смерть Ленина вызвала среди рабочих «глубокое сожаление», среди крестьян — «сожаление».
В Тверской губернии появились слухи, что Ленина якобы отравил Троцкий за то, что Ленин якобы собирался отменить налоги с крестьян и торговцев.
В далёком провинциальном Таганроге красноармейцы, слушатели Высшей кавалерийской школы Первой конной армии, организовали пролетарское отпевание бюста Ленина в Успенском соборе на центральной площади города.
Обряд совершал красный командир Семён Наливайченко, надевший вместо креста вырезанную из фанеры звезду, бойцы хором спели Интернационал.
После этого бюст Ленина был торжественно захоронен прямо на площади, невдалеке от стен Успенского собора. Предполагалось на этом месте позже поставить памятник вождю.
Через какое-то время об этой идее забыли, потом демонтировали собор, потом реконструировали площадь, потом ещё раз...а в 1970 году на этом месте таки установили памятник работы скульптора Томского, который и по сей день возвышается над Октябрьской площадью.
Возможно, тот бюст до сих пор находится в земле, под ныне существующим памятником...
23 января в багажном вагоне № 1691 гроб с телом Владимира Ильича Ленина был доставлен в Москву.Весь путь от платформы Герасимовская (ныне Ленинская) до Павелецкого вокзала этот траурный поезд вёл официальный паровоз Ленина — У127 (Ленин был назначен его старшим машинистом за 8 месяцев до смерти), которым управляла локомотивная бригада из депо Москва.
Далее гроб был установлен в Колонном зале Дома Союзов, где в течение пяти дней и ночей проходило официальное прощание.
Ещё осенью 1923 года состоялось заседание Политбюро (в составе Сталина, Троцкого, Бухарина, Калинина, Каменева и Рыкова), на котором Сталин сообщил, что здоровье Ленина весьма ухудшилось, возможен летальный исход. В связи с этим Сталин объявил, что существует предложение «некоторых товарищей из провинции» в случае смерти Ленина подвергнуть его тело бальзамированию. Троцкий так вспоминал это заседание Политбюро:
Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего.
По мнению некоторых историков, Сталин уже в то время намеревался восстановить историческую парадигму, дав народу царя в лице себя самого и бога в лице Ленина. Н. И. Бухарин писал в частном письме: «Мы …вместо икон повесили вождей, и постараемся для Пахома и „низов“ открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом». В 1946 году Сталин сказал профессору Мочалову, работавшему в коллективе других учёных над созданием биографии Сталина: «Марксизм есть религия класса. То, что говорим мы, обязательно для исполнения народом. Это для него символ веры»
Высказывается и точка зрения, что одной из причин, побудивших руководство страны сохранить тело Ленина, было стремление не допустить появление самозванцев, выдающих себя за Ильича, поскольку в народе стали распространяться слухи, что Ленин пытался убежать из Кремля и покаяться перед народом, однако был остановлен охраной у Иверских ворот и изолирован в Горках.
Скорбь, пробуждённая смертью Ленина, была, вероятно, отчасти вызвана другими обстоятельствами. Прощание с покойным в Москве и траурные церемонии в других городах, несомненно, являлись разновидностью катарсиса для людей, переживших трагическое десятилетие — войну, революцию, гражданскую смуту, голод и эпидемии. Смерть Ленина стала поводом для первого общенационального ритуала оплакивания после всех тяжёлых испытаний минувших лет. Общество захлестнула волна истерической горести, подогреваемой открытым доступом к телу покойного вождя и траурными церемониями, которые проводились по всей стране. Культ Ленина, распространившийся по городам и весям России в 1924 г. имел целью увековечить народную скорбь о постигшей страну утрате; этим во многом и объяснялся достигнутый властями успех, поскольку вызываемые чувства отвечали действительному душевному состоянию советских граждан, перенёсших долгие и мучительные страдания.(Нина Тумаркин)
ОГПУ следило за реакцией трудящихся:
В Московской губернии появились слухи о том, что Ленин якобы умер уже шесть месяцев назад, и всё это время хранился в замороженном виде.
В Нижегородской губернии настроение рабочих в связи со смертью Ленина описано как подавленное, служащих — как безразличное. Большинство заводов постановили отчислить полдневной заработок на траурные венки.
Среди рабочих Иваново-Вознесенской губернии настроение «крайне подавленное»
В Иркутской губернии зафиксированы слухи о том, что Ленин якобы жив и уехал за границу вместе с Троцким, и о том, что в Москве якобы расстреляна демонстрация безработных и прошёл еврейский погром.
В Томской губернии — что в местную тюрьму якобы привезли Троцкого и Преображенского.
В Белоруссии появились слухи о том, что якобы Преображенский, Сапронов и Троцкий уже арестованы, причём у Троцкого при его аресте нашлось множество ценностей. Настроение населения в Белоруссии описано как подавленное, население ожидает раскола в верхах и новой интервенции поляков.
В Смоленской губернии слухи сообщали, что «Троцкий послал убийц, чтобы стать на место Ленина», сам был арестован и сбежал. В связи с этим торговцы начали опасаться, что «Троцкий уничтожит НЭП»; в некоторых церквах даже отслужили молебны о «поминовении новопреставленного раба Божьего Владимира». Среди крестьян появились слухи, что «вместо Ленина председателем Совнаркома будет Троцкий», некоторые крестьяне, проезжая мимо зданий с вывешенными портретами Ленина, крестились, и желали ему царствия небесного. 27 января 1924 года на траурную демонстрацию в Смоленске собралось 30 тыс. чел., «были плачущие».
ОГПУ зафиксировало появление во Владивостоке слухов о том, что якобы в Москве произошёл переворот, после которого Троцкий бежал в Турцию. В Харбине началось массовое производство портретов великого князя Николая Николаевича, который якобы формирует в Сербии армию в 250 тыс. чел. против большевиков.
В Нижегородской губернии рабочие массово подавали заявления о вступлении в партию. В Тверской губернии служили панихиды по Ленину при большом стечении верующих. В Башкирии настроение тяжёлое, ожидается развал партии и новая война
В Белоруссии появились новые слухи о том, что Ленин якобы уже умер три месяца назад, и вместо него в Колонном зале выставлена фигура из воска (вариант: Ленин бежал в Крым или за границу). Польское население смерть Ленина «встретило с радостью».
Сосланные в город Николаевск «антисоветские элементы» направили Калинину телеграмму соболезнования.
В Пскове семьи красноармейцев «служили молебны за упокой Ильича в церквах».
В Симбирской губернии смерть Ленина вызвала среди рабочих «глубокое сожаление», среди крестьян — «сожаление».
В Тверской губернии появились слухи, что Ленина якобы отравил Троцкий за то, что Ленин якобы собирался отменить налоги с крестьян и торговцев.
В далёком провинциальном Таганроге красноармейцы, слушатели Высшей кавалерийской школы Первой конной армии, организовали пролетарское отпевание бюста Ленина в Успенском соборе на центральной площади города.
Обряд совершал красный командир Семён Наливайченко, надевший вместо креста вырезанную из фанеры звезду, бойцы хором спели Интернационал.
После этого бюст Ленина был торжественно захоронен прямо на площади, невдалеке от стен Успенского собора. Предполагалось на этом месте позже поставить памятник вождю.
Через какое-то время об этой идее забыли, потом демонтировали собор, потом реконструировали площадь, потом ещё раз...а в 1970 году на этом месте таки установили памятник работы скульптора Томского, который и по сей день возвышается над Октябрьской площадью.
Возможно, тот бюст до сих пор находится в земле, под ныне существующим памятником...
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]