99 лет назад. Декрет о "западно-европейском календаре"
---
26 января 1918 года Совнарком принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Время сдвинулось вперёд: после 31 января сразу наступило 14 февраля. Россия, таким образом, догнала по календарю Европу, от которой отставала в ХХ веке на 13 суток. За эти 13 дней никто в Советской России не умер, не родился и даже не был расстрелян в подвалах Чека... :) потому что этих дней попросту не было. И ещё: обратим внимание на терминологию декрета: "западно-европейский календарь...", его первые строчки: "В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени...". Это лишнее доказательство того, что большевики мыслили себя европейцами и западниками, вели свою идейную родословную от кружка западников Герцена, а отнюдь не от славянофилов Аксакова и Киреевского, как народники. А ведь революционные народники (левые эсеры, потом максималисты и ПРК-исты) были их попутчиками и союзниками большевиков вплоть до начала 20-х годов. Тут поневоле задумаешься о двух дорогах, которые выводят на общий путь революции...
В сочинениях Ленина можно найти немало проклятий в адрес "азиатского варварства" и "проклятой язвы азиатчины, отравляющей Русь". Николай Валентинов, большевик, потом меньшевик, позднее писал об этих настроениях: "Нас привлекало в марксизме и другое: его европеизм. Он шёл из Европы, от него веяло, пахло не домашней плесенью, самобытностью, а чем-то новым, свежим, заманчивым. Марксизм был вестником, несущим обещание, что мы не останемся полуазиатской страной, а из Востока превратимся в Запад, с его культурой, его учреждениями и атрибутами, представляющими свободный политический строй. Запад нас манил."
Однако либералов и правых социалистов, тоже считавших себя европейцами в России, Ленин язвительно высмеивал: "Голый дикарь, который оденет себе на голову цилиндр и вообразит себя поэтому европейцем, будет довольно смешон". (Кажется, это метко сказано про нынешних "цэ-европейцев"). "Европеизм" был в строительстве могучей промышленности, науки, образования и т.д., а не во внешнем карго-культе. Однако декрет от 26 января совершенно в этот европеизм укладывался.
Так необычно выглядел календарь первых месяцев 1918 года
А в роли оппозиции декрету большевиков выступила, между прочим, церковь. Она не пожелала подчиняться этому декрету и переходить на новый стиль. В столь упорном неповиновении власти усматривали явный вызов и старались его сломить, особенно в первой половине 20-х годов. Часть духовенства в 20-е годы всё-таки перешла на новый стиль. Шутки 1923 года (из журнала "Дрезина"):
"Успевают.
— А Успение вы, батюшка, как праздновали, по старому или по новому?
— А и так, и сяк, милая.
— Как же это вы успеваете?!
— А на то, милая, оно и Успение... Хе-хе-хе."
"— Трудно договориться насчёт рождества! Бабушка желает праздновать по старому стилю. Маменька по новому, а папаша — по Петротекстилю: говорит, — когда жалованье выдадут, тогда и праздник!"...
В конце концов, однако, советское государство махнуло рукой на то, что церковь пренебрегает декретом от 26 января 1918-го и живёт по старому, юлианскому стилю. Острая борьба с церковью не утихала вплоть до 40-х годов, но шла уже по другим вопросам.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]