960-й штурмовой авиационный полк в Приморско-Ахтарске
26.01.2017 1 015 0 0 bmpd

960-й штурмовой авиационный полк в Приморско-Ахтарске

---
0
В закладки
Оригинал взят у коллеги mclaud9404 в Приморско-Ахатрск 960 штурмовой авиационный полк



Не обращаем внимание на орфографию, практически опубликован черновик)))))) Вопросов не задаем, так надо было)))))

Также, обращаю внимание, что данный материал является авторским. Любое частичное или полное использование материалов (текстовых, фото- и видеоматериалов) с моего блога: mclaud9404.livejournal.com допускается только с обязательным указанием ссылки (для интернет-сайтов - активной не закрытой от индексации гиперссылки) на источник информации – блог mclaud9404.livejournal.com и автора: Балабаев Николай.

Приморско-Ахтарск, небольшой городок на северо-восточном побережье Азовского моря. Известный рай для рыболовов и не искушенных туристов. А ещё этот город и окрестные станицы являются колыбелью для многих летчиков. В станице Бриньковская, что в десятке километров отсюда, родился Герой Советского Союза Григорий Яковлевич Бахчиванджи.
Сорок четыре года, один из самых прославленных аэродромов Приазовья был учебным. В далеком июне 1954 года, из хутора Симоновка Ейского района, из-за ливневых дождей размывших грунтовую взлетно-посадочную полосу, сюда была переведена первая эскадрилья Як-11-ых 1689 учебно-истребительного полка Ейского ВМАУ ордена Ленина им. Сталина. Уже 25 марта 1955 года уип на основании решения Главного штаба ВМС переименован в 960-ый учебно-истребительный авиационный полк. А в 1958 году, небо Ахтарских степей оглушили МиГ-15. До 1961 года на вооружении полка находился именно этот тип самолетов. 9 лет здесь в небо «выезжали» курсанты Ейского летного училища. Следующим этапом стал переход 18 января 1963 года аэродрома под управление Краснодарским объединенным военным летно-техническим училищем, готовившим летные, технические и управленческие кадры из дружественных стран. Через год, 12 февраля 1964 года полк был переименован в 960-ый учебный смешанный авиационный полк, в составе двух эскадрилий на Як-18, и одной транспортной. В мае 1965 года, начинают поступать первые реактивные учебно-тренировочные самолеты Л-29 «Дельфин». К 21 мая полк уже состоит из двух эскадрилий Л-29, одной Як-18 и одной транспортной. А 7 октября 1965 года, к названию полка добавилась принадлежность училищу, теперь это 960-ый учебный смешанный авиационный полк Краснодарского объединенного летно-технического училища. 17 января 1966 года, в полку прошло переоснащение, взамен Як-18, на вооружение 3-ьей эскадрильи пришли Л-29, В течении 20 лет небо над городком режут «Дельфины». 1 сентября 1969 года, 960-ый стал учебным авиационным полком, транспортная эскадрилья была расформирована. В декабре 1978 года, в полк поступила первая эскадрилья Л-39, а в декабре 1985 таковых уже 4, заменив собою Л-29-ые. К маю 1990 года, в составе полка уже 6 эскадрилий Л-39.

В начале 90-ых годов, с распадом СССР, встала проблема воздушного прикрытия границ страны. Уже 3 февраля 1993 года, 960-ый учебный авиационный полк перепрофилировали. Вместе с переименованием, а теперь он стал 960 истребительным авиационным полком, изменилась и техника, Л-39 уступили свое место МиГ-29. Личный состав учебного полка раскидывают между 960-ым истребительным и вновь созданным 433-им штурмовым авиационным полком. Последний был создан 26 ноября 1993 года и до 14 ноября 1994 года также базировался в Приморско-Ахтарске. С этого времени и до 1 марта 1995 года, когда 960-ый полк встал на боевое дежурство в системе ПВО, личный состав проходил переобучение на новый для себя вид техники. Полк был выведен из подчинения Краснодарского ОВЛТУ и вошел в состав 16-й гвардейской истребительной авиадивизии 4-й Воздушной Армии. Переформирование полка из учебного в истребительный повлекло за собой частичную ротацию летного и инженерно-технического персонала. В состав вновь созданного полка, для ускорения обучения и размещения высвободившихся с других мест, были введены летчики из Западной группы войск - 1-ая эскадрилья, расформированный и выведенный из Грузии 176 ИАП - 3-ья – эскадрилья. 2-ую эскадрилью сформировали из состава бывшего учебного полка. Для оснащения техникой, из состава возвращаемой с Западной группы войск и авиационных ремонтных заводов, стали поступать самолеты МиГ-29. Первой на аэродром в январе 1993 г пришла спарка МиГ-29УБ, а к 1995 году, полк прошел перевооружение полностью. Но уже 1 мая 1998 года, 960 полк вновь ждала реорганизация, теперь он стал 960 штурмовой авиационный полк в составе первой гвардейской штурмовой Сталинградской, ордена Ленина, дважды Краснознаменной, ордена Суворова и Кутузова авиационной дивизии. Вместе с переименованием, полк снова пошел на переобучение, 29-ки заменили Су-25, перешедшие сюда из расформированного 16-ого полка в Таганроге. Вслед за техникой, в полк пришел и новый командир, им стал Герой Советского Союза полковник Владислав Гончаренко, возглавлявший до этого 16-ый шап в Таганроге.

16 шап. От Таганрога к Приморско-Ахтарску.

В октябре 1941 в г. Таганрог на основе Полтавской отдельной авиационной группы, был создан 512-й истребительный авиационный полк. Летавшие на самолетах ЛаГГ-3, летчики смогли добиться особых успехов в выполнении боевых задач. За это и проявленные при этом мужество и героизм, на основании Приказа НКО СССР 3 февраля 1943 года, полк стал гвардейским и был переименован в 53-й гвардейский истребительный авиационный полк. После окончания Великой Отечественной войны, в августе 1945 года, основным местом дислокации авиаторов стал город Шауляй Литовской ССР.

Распад Советского Союза и смена курса властей ставших независимыми республик, заставили правительство Российской Федерации начать возврат своих частей на территорию России. Летом 1993 года, вслед за расформированием полка, 2 эскадрильи под руководством гвардии полковника Иевлева Петра Михайловича, на самолетах МиГ-27К прибыли в расположение 960-ого иап. В то время, в связи с общим реформированием облика и сокращением вооруженных сил России, а также высвобождением многочисленной техники выводимой из стран соцлагеря и бывших республик СССР, было принято решение о выводе из состава ВВС техники 2-ого и 3-ого поколений. В связи с этим, все «Кайры» полка, а именно так в полках называли МиГ-27К, были переданы на базу хранения в Тамбове. 26 ноября, на базе двух эскадрилий из состава бывшего 53-ого и одной эскадрильи бывшего учебного 960-ого полка, был вновь сформирован 433-ий штурмовой авиационный полк, вооруженный самолетами Су-25 и Су-25УБ. Для новой части самолеты собирали с различных мест: Кубинка, Липецк, база хранения авиационной техники в Тамбове. С поступлением новой техники началась учеба летных экипажей и техсостава. И вот здесь пригодилось летное мастерство экипажей истребителей-бомбардировщиков. Сходство особенностей пилотирования Су-25 и МиГ-ов, такие как высокая глиссада и чувствительность к боковому ветру, упрощал переучивание летного состава. После освоения нового типа техники, полк приступил к летно-тактическим учениям на основе эскадрилий, началась подготовка к учениям всего полка. Но 1 ноября 1994года, в связи с переводом на новое место дислокации года, полк был расформирован.

История вернула своих сыновей домой. Костяк вновь сформированного соединения, составлял летный состав все того же 53-его гвардейского Сталинградского орденов Ленина и Александра Невского авиационного полка истребителей-бомбардировщиков. В состав 16-ого шап, кроме 433-ого, также вошел и расформированный в ноябре 1994г. таганрогский 963-ий инструкторский учебный Краснознаменный авиационный полк истребителей-бомбардировщиков. Боевое Знамя и орден 963-ого полка были переданы новому полку, который теперь стал называться 16-й штурмовой авиационный Краснознаменный полк ВВС и ПВО РФ. На новое место подопечные Петра Иевлева привезли 29 штурмовиков Су-25 и 3 спарки Су-25УБ.

В течении нескольких месяцев полк проходил обучение, вырабатывалась слетанность экипажей. Уже с 1 марта по 30 июня 1995 года 2 эскадрильи полка были переброшены на аэродром Моздок, где совместно с 461-ым штурмовым авиационным полком из Краснодара, принимали участие в восстановлении конституционного порядка в Чеченской Республике. За время командировки, таганрогскими летчиками было выполнено 765 боевых вылетов.

После командировки на Кавказ, следующей горячей точкой стал Таджикистан, где с 1994 года шли столкновения между правительственными войсками и формированиями таджикской оппозиции. Прибывший в декабре 1996 года, полк приступил к боевым вылетам. В то время, штурмовики выполняли по 2-3 вылета в день. Основными задачами экипажей, стали уничтожение складов боеприпасов, разрушение троп и перевалов, вылеты по запросам миротворцев 201-й дивизии и российских погранвойск. До мая 1997 года, выполнив 408 боевых вылетов полк вернулся в Таганрог. За обе боевые кампании, полк боевых потерь не понес.

В сентябре 1997 года, в полку новый командир - Герой Советского Союза полковник Владислав Гончаренко.

К сожалению, так получилось, что таганрогский полк стал самым трагичным в плане истории. В 1998 году на фоне организационно-штатных мероприятий связанных с объединением ВВС и ПВО в единый вид вооруженных сил и переподчинением к 4-ой Армии ВВС и ПВО, его расформировывают. Вся техника вместе с летным и летно-техническим составами, Боевое знамя, награды и исторический формуляр, переводятся в Приморско-Ахтарск.

С самого перерождения полк снова учувствует в боевых действиях, в 1999 году во время контртеррористической операции на территории Чеченской республики и прилегающих к ней районах Северного Кавказа. В 2000 и 2001 годах во время контртеррористической операции на территории Чеченской республики, с дислоцированием на аэродромах Моздок и Буденновск соответственно. В 2003 и 2004 годах, выполнял задачи по авиационной поддержке войск из состава ограниченной группы войск на Северном Кавказе.

В 2008 году, полк снова выполняет боевые задачи. На этот раз в операции по принуждению к миру Грузии. С самого начала операции, штурмовики полка проводили поддержку Российских войск и вооружённых сил Абхазии с военного аэродрома в Краснодаре.

После окончания операции по принуждению Грузии к миру, для полка настали времена спокойствия. За это время состав полка пополнился влившимся в его состав 461-ым шап.

461-ый шап. Краснодарские псы.

"Псами" краснодарский полк назвали не случайно, именно голова красной собаки - официальный геральдический элемент в гербе части, изображенным на самолетах этого полка, выдавалась принадлежность этих Грачей к 461-ому штурмовому полку. А началась история этого полка в 1993 г., когда расположенный на краснодарском аэродроме «Центральный» и входивший в состав Краснодарского авиационного училища 802-й учебный авиационный полк, был расформирован. К тому времени на вооружении полка находились истребители и истребители-бомбардировщики МиГ-21, Су-22, Су-24МК, учебно-тренировочные Л-39, и штурмовики Су-25К. Именно на базе этого полка и сформировалась новая часть - 461-ый штурмовой авиационный полк. Официальным днем рождения стала дата первого полета в составе полка - 1 июня 1993 г. Руководил созданием нового соединения, кавалер ордена Красного Знамени полковник В. В. Маркелов, впоследствии и ставший первым командиром полка. Костяком летного состава нового шап, стали инструкторы бывшего 802-го УАП, а также летчики из других частей, в частности из Бутурлиновки, выведенные с территории Белоруссии, Центра боевой подготовки в Чирчике. Технику, как для 16-ого шап, пришлось собирать с различных мест. Эскадрилья одноместных Су-25 и несколько учебно-боевых Су-25УБ, достались от расформированного 802-го уап, несколько машин пришло из 237-ого гвардейского ЦПАТ с подмосковной Кубинки, также Су-25-ые пришли с Северного флота, из липецкого Центра боевой подготовки и с тамбовской базы хранения авиатехники.

Уже в 1994 г., сводная эскадрилья из наиболее подготовленных летчиков, отбывает в Таджикистан, в состав 670-й авиационной группы. А с 1 ноября 1994 г., летный и технический состав 461-го шап, принимают участие в восстановлении конституционного порядка в Чеченской Республике. Боевые вылеты первоначально проводились из самого Краснодара, а впоследствии из Моздока, куда было переброшено восемь штурмовиков полка. Указом Президента России Бориса Ельцина от 13 июня 1996 г., за выполнение боевых задач, командир полка полковник В. В. Маркелов и заместитель командира полка подполковник А.И.Фабрый получили звания Героя Российской Федерации.

После чеченской кампании, полк постоянно откомандировывает своих летчиков и техников, на аэродром Душанбе для несения боевого дежурства в составе миротворческих сил в Таджикистане.

С августа 1999 г, полк принимает участие в контртеррористической операции на территории Чеченской республики и прилегающих к ней районах Северного Кавказа.

За время своего боевого пути, у полка боевых потерь не было.

Одним из интересных фактов, является то, что свой первый полет на боевом самолете, премьер-министр Российской федерации Владимир Владимирович Путин, совершил именно из Краснодара, на спарке Су-25УБ с бортовым номеров 71 красный. Пилотировал машину подполковник Ю.Н. Якименко.

К сожалению, именно Якименко и открыл счет потерь полка. 14 июня 2001 г. пара Су-25 Героя России подполковника Ю.Н. Якименко и капитана О.А. Подситкова, разбилась в районе Аргунского ущелья. Причиной катастрофы, стали сложные метеоусловия. В тот день низкая облачность плотно закрыла кавказские горы.

В 2009 году 461-ый штурмовой полк, был расформирован, с передачей техники и личного состава в подчинение 960-ому шап в Приморско-Ахтарске.

Новое время.

Вслед за спокойствием, настает время реорганизаций. 1 декабря 2009 года 960-ый шап, 466-ая авиационно-техническая база и 1576-ой отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения, были объединены в авиационную группу в/ч 12910-2, в составе 6971 авиационной базы в Буденновске. 1 декабря 2010 года в/ч 12910-2 стала в/ч 40491-Б в составе 6972 авиационной базы в Крымске. Кроме переименований, из-за реформы образования в МО РФ, в полку постепенно наступает кадровый голод. Кроме естественного убытия личного состава по выслуге лет, в 2014 году часть летно-технического состава и одну эскадрилью Су-25СМ передали на аэродром Гвардейское в состав вновь созданного смешанного авиаполка.
10 января 2014 года для ахтарцев случилось знаковое событие, полк вновь обрел свой исторический номер, став снова 960 штурмовым авиационным полком в составе 1 гвардейской смешанной дивизии в городе Крымске. А 23 декабря того же года, полку было вручено Боевое Знамя части.

С 2015 года, часть летного и летно-технического составов полка была привлечена к Военной операции Российской Федерации в Сирии. На авиабазу Хмеймим прибыли Су-25, более современные Су-25СМ3 и спарки Су-25УБ. Основными задачами ахтарских соколов стала поддержка наземной операции Сирийской Арабской армии, уничтожение материально-технических баз и техники различных запрещенных в России террористических группировок.

На вооружении полка сейчас находятся несколько основных модификаций Су-25, в том числе Су-25УБ и Су-25СМ3. Последние кстати, впервые были получены полком в конце 2012 года, и ожидается, что со временем все строевые одноместные машины пройдут модернизацию в данный тип. Кроме новых самолетов, для поддержания навыков и обучения экипажей на данный тип техники, полк получил авиационный тренажер СТБП-25СМ. В ближайшее время ожидается поступление первой модернизированной спарки Су-25УБМ.

Тект и фотографии: Балабаев Николай.

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала пресс-службе Южного военного округа, руководству Таганрогского музея авиационной техники, гвардии полковнику в отставке Иевлеву Петру Михайловичу.













Не обращаем внимание на орфографию, практически опубликован черновик)))))) Вопросов не задаем, так надо было)))))уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]