Древнерусская ракета. Почему мы до сих пор летаем на «союзах»
---
«Как Россия может летать в космос на таком старье?» «Ракете „Союз“ уже более полувека, она едва ли не самая старая в мире из используемых!» В сетевых баталиях часто можно услышать подобное. А как на самом деле? Действительно ли «Союз» безнадёжно устарел и, если так, — почему его до сих пор не отправят на пенсию? Я разобрался в ситуации.
На дворе двадцатые годы двадцать первого века. Мир усиленно готовится к созданию первой полностью многоразовой ракеты, космонавтика стала чем-то обыденным — а Россия по-прежнему использует ракеты «Союз», впервые полетевшие в космос в ноябре 1966 года. А тут ещё и Илон Маск добавил масла в огонь, сказав, что «Королёв перевернулся бы в гробу, если бы узнал, что мы до сих пор используем „Союз“».
И правда, как можно летать на ракете возрастом более полувека? И насколько устарел «Союз»?
Старый, но не бесполезный
А изменилась ли «самая древняя ракета» за полвека эксплуатации? Насколько похож нынешний «Союз» на те аппараты, что летали во времена Королёва и Гагарина?
Внешне похож — очень и очень. Всё та же трёхступенчатая схема с боковыми ускорителями. Визуально отличить ракету от той, что летала в шестидесятых годах прошлого века, практически невозможно.
Старт «союзов» 1966-го, 1975-го и 2008-го годов
Тогда начинаем заглядывать внутрь. На первой и второй ступени стоят те же самые двигатели РД-107 и РД-108, но модернизированные, с литерой А. «Союзы» получили обновлённые двигатели с начала двухтысячных годов. Они более эффективны за счёт использования новых форсуночных головок, повышающих качество получаемой смеси «топливо-окислитель». Это даже привело к увеличению выводимой полезной нагрузки. Да, всего на триста килограммов. Это немного, но тоже приятно.
На третьей ступени и вовсе стоит новый двигатель РД-0124, похожий на предшественника РД-0110 только точками соединения да количеством камер. В остальном это полностью новый двигатель, у которого есть лишь один существенный минус, — он дороже. Поэтому в зависимости от задачи ракету могут комплектовать третьей ступенью либо с новым, либо со старым двигателем.
РД-0110 и РД-0124
А вообще, насколько критично, что ракетные двигатели не менялись столько лет?
Вопрос сложный. Но давайте посмотрим, что за океаном. Там, к примеру, несмотря на появление новых двигателей, американские конструкторы приняли решение ставить на перспективную сверхтяжёлую ракету SLS двигатели RS-25, которые создавались для программы «Спейс шаттл» в 1972–1977 годах, лишь немного модернизировав их.
Согласитесь, вроде перспективная ракета, основная надежда лунной программы NASA — а двигатель для неё берут лишь немногим моложе, чем на «самом древнем» «Союзе».
Если же посмотреть системы управления нашей ракетой, то выяснится, что они претерпели гораздо бо́льшие изменения. На «Союзе-2.1» вместо двух аналоговых систем управления стоит одна новая, цифровая.
За счёт её применения и повышения устойчивости ракеты в полёте появилась возможность использовать на грузовых версиях «Союза» второй серии увеличенные обтекатели. То есть, по сути, «Союз-2.1», несмотря на внешнее сходство с легендарным предком, уже во многом другая, гораздо более современная ракета.
Новые, увеличенные в размере головные обтекатели позволяют выводить космические аппараты больших габаритов
Менять нельзя оставить
Что в итоге? Ракета работает, космонавтов на орбиту доставляет как часы. На случай нештатных ситуаций есть система аварийного спасения.
Так что же, не надо ничего менять? Оставить всё как было?
На самом деле, сам форм-фактор «Союза» устарел. Да, речь идёт про трёхступенчатую схему с привычными «морковками» ускорителей в пакетной (параллельной) компоновке.
Если сравнивать её с современными версиями ракет-носителей среднего класса, выполненными в продольной компоновке, то получится, что «Союз» будет проигрывать за счёт цены. Изготовление большего количества деталей и более сложная сборка в итоге выливаются в более высокую стоимость запуска.
Старт «Союза-2.1б» 14 декабря прошлого года
Вот и получается, что, с одной стороны, «Союз» летать может — и спокойно. И рвать на себе волосы от стыда не стоит. А с другой — постепенно заменить его на ракету более современную всё же не помешает. Чем, впрочем, и занимается сейчас «Роскосмос», создавая «Союз-5». А насколько удачно у него это получится, покажет только время.
Михаил Котов
На дворе двадцатые годы двадцать первого века. Мир усиленно готовится к созданию первой полностью многоразовой ракеты, космонавтика стала чем-то обыденным — а Россия по-прежнему использует ракеты «Союз», впервые полетевшие в космос в ноябре 1966 года. А тут ещё и Илон Маск добавил масла в огонь, сказав, что «Королёв перевернулся бы в гробу, если бы узнал, что мы до сих пор используем „Союз“».
И правда, как можно летать на ракете возрастом более полувека? И насколько устарел «Союз»?
Старый, но не бесполезный
А изменилась ли «самая древняя ракета» за полвека эксплуатации? Насколько похож нынешний «Союз» на те аппараты, что летали во времена Королёва и Гагарина?
Внешне похож — очень и очень. Всё та же трёхступенчатая схема с боковыми ускорителями. Визуально отличить ракету от той, что летала в шестидесятых годах прошлого века, практически невозможно.
Старт «союзов» 1966-го, 1975-го и 2008-го годов
Тогда начинаем заглядывать внутрь. На первой и второй ступени стоят те же самые двигатели РД-107 и РД-108, но модернизированные, с литерой А. «Союзы» получили обновлённые двигатели с начала двухтысячных годов. Они более эффективны за счёт использования новых форсуночных головок, повышающих качество получаемой смеси «топливо-окислитель». Это даже привело к увеличению выводимой полезной нагрузки. Да, всего на триста килограммов. Это немного, но тоже приятно.
На третьей ступени и вовсе стоит новый двигатель РД-0124, похожий на предшественника РД-0110 только точками соединения да количеством камер. В остальном это полностью новый двигатель, у которого есть лишь один существенный минус, — он дороже. Поэтому в зависимости от задачи ракету могут комплектовать третьей ступенью либо с новым, либо со старым двигателем.
РД-0110 и РД-0124
А вообще, насколько критично, что ракетные двигатели не менялись столько лет?
Вопрос сложный. Но давайте посмотрим, что за океаном. Там, к примеру, несмотря на появление новых двигателей, американские конструкторы приняли решение ставить на перспективную сверхтяжёлую ракету SLS двигатели RS-25, которые создавались для программы «Спейс шаттл» в 1972–1977 годах, лишь немного модернизировав их.
Согласитесь, вроде перспективная ракета, основная надежда лунной программы NASA — а двигатель для неё берут лишь немногим моложе, чем на «самом древнем» «Союзе».
Если же посмотреть системы управления нашей ракетой, то выяснится, что они претерпели гораздо бо́льшие изменения. На «Союзе-2.1» вместо двух аналоговых систем управления стоит одна новая, цифровая.
За счёт её применения и повышения устойчивости ракеты в полёте появилась возможность использовать на грузовых версиях «Союза» второй серии увеличенные обтекатели. То есть, по сути, «Союз-2.1», несмотря на внешнее сходство с легендарным предком, уже во многом другая, гораздо более современная ракета.
Новые, увеличенные в размере головные обтекатели позволяют выводить космические аппараты больших габаритов
Менять нельзя оставить
Что в итоге? Ракета работает, космонавтов на орбиту доставляет как часы. На случай нештатных ситуаций есть система аварийного спасения.
Так что же, не надо ничего менять? Оставить всё как было?
На самом деле, сам форм-фактор «Союза» устарел. Да, речь идёт про трёхступенчатую схему с привычными «морковками» ускорителей в пакетной (параллельной) компоновке.
Если сравнивать её с современными версиями ракет-носителей среднего класса, выполненными в продольной компоновке, то получится, что «Союз» будет проигрывать за счёт цены. Изготовление большего количества деталей и более сложная сборка в итоге выливаются в более высокую стоимость запуска.
Старт «Союза-2.1б» 14 декабря прошлого года
Вот и получается, что, с одной стороны, «Союз» летать может — и спокойно. И рвать на себе волосы от стыда не стоит. А с другой — постепенно заменить его на ракету более современную всё же не помешает. Чем, впрочем, и занимается сейчас «Роскосмос», создавая «Союз-5». А насколько удачно у него это получится, покажет только время.
Михаил Котов
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]