Я не я, и пандемия не моя.
11.04.2020 4 741 0 +129 vorbur

Я не я, и пандемия не моя.

---
+129
В закладки
Я не я, и пандемия не моя. власти, России, более, экономики, отличие, бизнесу, граждан, кризиса, именно, россияне, момент, модель, которые, может, правительства, случае, бизнес, около, малому, Именно

Я не я, и пандемия не моя. власти, России, более, экономики, отличие, бизнесу, граждан, кризиса, именно, россияне, момент, модель, которые, может, правительства, случае, бизнес, около, малому, Именно

Я не я, и пандемия не моя. власти, России, более, экономики, отличие, бизнесу, граждан, кризиса, именно, россияне, момент, модель, которые, может, правительства, случае, бизнес, около, малому, ИменноЭпидемия коронавируса в России стала реальностью. Число инфицированных превысило 8 тысяч человек, вирус поражает и простых граждан, и врачей, и депутатов — носители присутствуют почти во всех регионах страны. С 28 марта россияне отправлены на каникулы, границы закрыты, десятки отраслей экономики практически парализованы. Власти осознали, что в таких условиях серьезный хозяйственный спад неизбежен. Рассуждения об «островке стабильности» закончились: их сменила гонка прогнозов, авторы которых соревнуются в пессимистических предсказаниях. В качестве оценки спада называются и 1–2, и 5–6, и даже 7% ВВП.

При этом несомненной особенностью российского кризиса стала позиция, занятая властями. В своих обращениях к народу Владимир Путин, сообщая о нерабочих днях, заверил граждан в том, что в период вынужденного отпуска они в полном размере будут получать заработную плату. С этим, однако, не согласились предприниматели, которые уже перевели в неоплачиваемые отпуска около 30% своих работников и собираются до конца недели отправить в том же направлении еще 20%. При этом власти предпочли не заметить, что примерно две трети россиян вообще не имеют каких-либо накоплений, и даже не стали обсуждать программы материальной помощи пострадавшим от кризиса. Как отметили практически все независимые эксперты, введенный режим «самоизоляции», в отличие от объявления чрезвычайного положения, предоставил исполнительной власти массу полномочий, но не возложил на нее никакой ответственности.

Режим «самоизоляции», в отличие от ЧП, предоставил исполнительной власти массу полномочий, но не возложил на нее никакой ответственности

В США и европейских странах правительства отреагировали на кризисные явления крайне быстро. Законодательная и исполнительная власти в тесном взаимодействии выработали и приняли масштабные антикризисные программы, которые, по состоянию на 1 апреля, мобилизовали денежные средства в сумме от 8,6 до 10,1% ВВП этих государств. Российские руководители пока объявили лишь об отсрочке налоговых выплат и части расчетов по кредитам, а также о незначительном повышении пособия по безработице.

В отличие от США и Великобритании, Банк России не снизил процентную ставку (которая в большинстве развитых стран достигла нулевой отметки), не направил в экономику дополнительной ликвидности и существенно не ослабил контроля над банковской системой. Правительство не попыталось использовать заимствования (в том числе у Центрального банка) для покрытия бюджетного дефицита. В отличие от Европы и США, в России не было предпринято попыток прямого дотирования граждан, оставшихся дома. Не было выдано субсидий малому и среднему бизнесу, в котором занято более 18 млн работников и который может потерять около 3 млн предприятий; не были определены возможные следующие шаги помощи малому бизнесу (вчера в США началось обсуждение очередного $250-миллиардного пакета мер в его поддержку).

Почему Россия так выделяется сегодня на фоне развитых стран? Ответ на этот вопрос связан со спецификой отношения российских власти и общества и с общим мировосприятием отечественной элиты.

Путинская Россия сформировалась как страна, благосостояние которой основано на ресурсном богатстве. В добыче нефти и газа, которая принесла в прошлом году 63,3% экспортных поступлений и более 40% доходов федерального бюджета, занято всего 3,6% работников. Население, будем откровенны, в большинстве своем работает в бюджетном секторе, на унитарных предприятиях или в компаниях, живущих за счет бюджетных заказов. В такой ситуации «государство» небезосновательно воспринимает своих холопов как полностью зависимых людей, не имеющих не только права голоса (с чем, судя по итогам выборов, россияне готовы согласиться), но и права на получение от власти чего-то большего, чем она сама захочет им дать (насколько общество разделяет этот подход, мы скоро увидим). По мнению Кремля, россияне не создают богатства государства, а скорее пользуются им. Между ними и властью нет отношений партнерства — есть отношение зависимости. Это фундаментальный момент, объясняющий, почему в современной России государство не намерено признавать ответственность ни за что из происходящего.

Я не я, и пандемия не моя. власти, России, более, экономики, отличие, бизнесу, граждан, кризиса, именно, россияне, момент, модель, которые, может, правительства, случае, бизнес, около, малому, Именно

Если мы посмотрим на Америку или Европу, мы увидим прямо противоположное. В период кризиса 2008–2009 годов власти делали все для спасения экономики, кроме одного — не было безвозмездных мер поддержки. Сегодня они направляют на них сотни миллиардов долларов и евро. В США большинству работающих выдают по $1200, в Германии выплаты самозанятым доходят до Є5000 — при этом ни в том, ни в другом случае не требуется никаких документов, подтверждающих нанесенный человеку ущерб. Действуя таким образом, правительства признают, что это они виноваты в несвоевременных шагах по предупреждению эпидемии. Они ответственны за решения о закрытии бизнесов, они являются авторами приказов запереться в домах, разрушивших привычную жизнь людей. Собственно, это признание ответственности и воплощается в компенсациях. В России их нет и не будет именно потому, что Кремль в лучшем случае считает происходящее случайным несчастьем, за которое никто не может нести персональной ответственности — как никто ее ни за что не несет, например, в случае падения цен на нефть, — и действует в этой парадигме, благосклонно «входя в положение» граждан и отсрочивая им налоговые платежи.

Однако все не ограничивается отношением власти к людям. Есть еще два немаловажных аспекта, касающихся механизма функционирования государства и глубины понимания им экономической рациональности.

Так как в России «владеющая» государством элита никогда не воспринимала себя подотчетной населению и даже в какой-то мере зависимой от него, в стране в последние десятилетия сформировалась весьма специфическая система финансового менеджмента. В демократических странах в центре внимания находятся потребности населения и экономики — поэтому в первую очередь внимание уделяется бюджетным расходам. Это проявилось и в ходе принятия билля CARES, стоимость которого чуть более чем за неделю выросла с $940 млрд до $2,2 трлн, причем никто из конгрессметов и сенаторов не осмелился сказать, что бюджет вот-вот «треснет».

Если у правительства не хватает средств на покрытие расходов, оно либо пытается увеличить доходы, либо — если это наносит ущерб экономическому росту — прибегает к заимствованиям. Удивительно, но именно такая логика присутствовала даже и в действиях российских властей в «страшные 1990-е годы». Однако в путинскую эпоху все изменилось. Элита, воспринимающая страну как свою собственность, перестала обращать внимание на ее реальные потребности и стремилась выкачивать из нее максимально значительные средства. Я не говорю про масштабы воровства, но отмечу, что с 2000 по 2019 год в 13 случаях из 20 федеральный бюджет России сводился с профицитом, что стало редким в мире достижением. При этом и в кризисы власти не допускали существенного использования кредитных инструментов, предпочитая тратить часть накопленных резервов: сейчас государственный долг составляет 14,4 трлн рублей или около 13,5% ВВП, а резервы, включая непотраченные средства федерального и региональных бюджетов на счетах казначейства, — 17,7 трлн рублей или около 16,9% ВВП.

Этот подход определяет сегодняшнее отношение Кремля к помощи экономике: если Белый дом или Даунинг-стрит смело раскошеливаются на триллионы долларов и сотни миллиардов фунтов, на которые увеличиваются балансы Банка Англии или ФРС, в Москве ориентируются именно на резервы. Между тем их использование чревато огромным психологическим стрессом для Владимира Путина: он тратит то, что вместе со своими соратниками считает, как и всю Россию, своей собственностью. Дональд Трамп же бросает «в топку» то, что ему не принадлежит.

Использование госрезервов чревато для Путина психологическим стрессом: он потратит то, что вместе со своими соратниками считает своей собственностью

Кроме того, резервы, в отличие от заимствований, конечны, и каждый потраченный триллион приближает момент, когда загашник опустеет. Именно это, на мой взгляд, играет огромную роль в том, что ни россияне, ни отечественный бизнес не дождутся поддержки в тех масштабах, в какой ее получат европейцы или американцы. Западные лидеры, воспринимающие себя как более честные или более лукавые, но служители общества, даже в момент кризиса не чувствуют загнанности в угол, так как созданная их предшественниками политическая и экономическая модель предполагает возможность переложить ответственность и расплату на будущих лидеров — в отличие от путинской.

Наконец, третий фундаментальный момент касается экономической рациональности. Либеральная экономическая модель основывается на понимании ведущей роли человека в создании богатства. Именно его действия как производителя и как потребителя обусловливают хозяйственный рост. Экономика растет снизу вверх: раскрепощенная инициатива позволяет зарабатывать деньги. Объединенные усилия людей создают компании, они по мере развития становятся гигантскими корпорациями, но любая из них в конечном счете держится на лояльности потребителя. Даже 10 крупнейших компаний-исполнителей оборонного заказа, воплощающих собой оборонно-промышленный комплекс США, получают от бюджетных заказов лишь 46% выручки, а остальное зарабатывают на открытом рынке.

Малый бизнес обеспечивает 44% американского ВВП и около половины занятости в частном секторе не потому, что государству так нравится копошащаяся под ногами шелупонь, а потому что именно он генерирует доходы, которые затем становятся «кормовой базой» для крупных корпораций. Именно этим пониманием определяется логика действий американского правительства: нет смысла помогать Apple, ATT, Microsoft и Bank of America, какими бы «системообразующими» они ни были: спасенные гиганты не поднимут из кризиса потребителей и малый бизнес. Зато платежеспособные граждане и успешные предприниматели всегда гарантируют благополучие корпораций-триллионников.

Российская модель принципиально отлична. Для Кремля самым главным является вопрос о массовой занятости, об отраслевом «балансе» и о «крупнейших налогоплательщиках». Поэтому первым делом в кризис составляются списки «системообразующих компаний», которых становится все больше (в 2008 году их насчитывалось 295, сегодня — уже 646). Сам этот список заслуживает внимательного чтения: в него входят более 40 строительных компаний, 30 нефтегазовых и нефтеперабатывающих, 31 металлургическое и 42 химических предприятия, 109 сельскохозяйственных предприятий, включая маслобойни и птицефабрики, 45 торговых сетей, 67 инфраструктурных корпораций, 18 авиакомпаний и аэропортов. При этом нередко имеет место своего рода «двойной счет», когда, например, «Ростех» входит в список наряду с 17-ю принадлежащими ему «дочками», а ОАО «Воздушные ворота северной столицы», эксплуатант аэропорта Пулково, фигурирует отдельно от самого аэропорта.

Сложная система «шифрования» прав собственности приводит в перечень экзотические имена типа ООО «Союз св. Иоанна Воина», относительно которого система «Руспрофиль» выбрасывает предупреждение о том, что организация пользуется «адресом массовой регистрации», то есть, по сути, фиктивна. Правительство совершенно не волнует, например, что ООО «Долина овощей», лишившись потребителя своей продукции в лице платежеспособных граждан, не может быть спасена никакими бюджетными вливаниями, как не выживет и бизнес IKEA, если люди не будут делать ремонт или заселяться в новые квартиры. Находясь в рамках картины мира, в которой крупные (а еще лучше — государственные) компании определяют успех той или иной экономики, нынешняя российская элита просто неспособна оценить реальное значение, которое помощь гражданам, а также малому и среднему бизнесу, имеет для выживания страны.

Подводя итог, можно сказать: понимание соотношения большого и малого, корпоративного и частного, государственного и личного — то, что в наибольшей степени отличает идеологический и экономический подходы западной и российской элит к современному кризису. Отношение к народу как к рабам, к государству как к собственности и к крупному подконтрольному правительству бизнесу как к основе экономики определяет диаметрально противоположную логику ответа на нынешние вызовы на Западе и в России.

Отношение к народу как к рабам, к государству как к собственности и к подконтрольному бизнесу как к основе экономики определяет российскую логику ответа на кризис

Мы уже видели, что в 2008–2009 годах западная модель показала свое превосходство: экономический спад в России оказался самым глубоким из всех стран «Большой двадцатки». В 2020–2021 годах контраст может оказаться даже более значительным, так как государство выступает в роли не только спасителя, но и надсмотрщика, расставляющего дополнительные барьеры. При этом тот ресурсный источник богатства, который делал его непобедимым, может оказаться куда ближе к исчерпанию, чем кажется. Приведет ли на этот раз столкновение с реальностью к слому сложившейся системы, или же оно сможет испытывать ее (и нас) на прочность еще много лет, мы увидим довольно скоро.

Я не я, и пандемия не моя. власти, России, более, экономики, отличие, бизнесу, граждан, кризиса, именно, россияне, момент, модель, которые, может, правительства, случае, бизнес, около, малому, Именно

ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]