Символы в искусстве: что отражает зеркало?
---
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники?
Гюстав Курбе. Прекрасная ирландка (портрет Джо)
1865 г. музей Метрополитен, Нью-Йорк
Интересная деталь: знак «зеркало Венеры» знают все, только мало кому известно, что рисунок, означающий женское начало, ведет свое начало от изображения зеркала, популярного во времена античности. К тому же есть сведения, что знак — «зеркало Венеры» восходит к древнеегипетскому символу жизни — Анх, обозначающему ключ жизни, символ бессмертия.
Поэтому справедливо полагать, что мастера в этом сюжете стремились выразить поклонение перед роскошью тела, обещающего радость любви и бессмертие благодаря продолжению рода человеческого.
Мрачный взгляд Средневековья
В темное Средневековье Европа смотрелась в зеркало с опаской.
Да и что хорошего в том, что миряне вместо того, чтобы молиться — подолгу себя рассматривают? Ничто так не питает Гордыню, как Самолюбование. К тому же у женщин (да и мужчин) это занятие могло поощрять далеко не возвышенные желания. Церковь и власти старались сдерживать запросы паствы! Поэтому призывали относиться к зеркалу, как к предмету роскоши, атрибуту тщеславия и самолюбования, чрезмерное увлечение которым могло привести к безумию. Церковь недвусмысленно причисляла и сам предмет, и его обладателя к нечистой силе, а лиц, экспериментировавших с зеркалами, обвиняли в колдовстве. Считалось, что, отразившись на иной поверхности, «рассекаются» не только тело и сердце, но также ум и воля.
Однако какая, же красотка не захочет взглянуть на себя лишний раз со стороны? Так возникла острая потребность направлять легкомысленные создания на путь истинный путем популяризации добродетелей. И сюжеты аллегорий надолго заняли свое место в истории живописи.
Беллини изобразил мудрую девушку, которая отворачивается от зеркала, ибо из него смотрит дьявол.
Джованни Беллини. Благоразумие (Аллегории Добродетели).
1490, 22×34 см
В создании дидактических иллюстраций принимали активное участие многие живописцы. Например, в творчестве ученика Альбрехта Дюрера — Ганса Бальдунга Грина (1480−1545) показана скоротечность времени: женщина с зеркалом и клепсидрой в обществе Смерти — весьма частый мотив.
Ганс Бальдунг Грин. Аллегория и Смерти и Красоты (часть).
1509, 32.5×48 см
Но никакие запугивания не смогли остановить триумфальное шествие зеркал всех форм и размеров по роскошным гостиным и скромным жилищам. И даже живописные подтрунивания и нравоучения не отвратили человечество от любования своим отражением.
Бернардо Строцци. Старая кокетка
1637, 109×135 см
Немудрено, что в жанре vanitas наш обязательный предмет символизирует тщеславие и напоминает о бренности, преходящести, недолговечности земных утех. И эта символика сохранилась на протяжении несколько веков.
Питер Клас. Vanitas со скрипкой и стеклянным шаром
Vanitas со скрипкой и стеклянным шаром
1627, 59×36 см. Масло, Дерево
Жан Леон Базиль Перро. Тщеславие
Одно из самых известных изображений зеркала как символа можно увидеть на картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434 г.). Искусствоведы истолковывают этот предмет в данном сюжете по-разному, но мы остановимся на таком значении: зеркало — Всевидящее око Бога, перед которым клянутся в верности герои картины. Указывает на это значение рама, состоящая из медальонов, с изображениями сцен из жизни Христа (распятие, крестный путь, снятие с креста и воскресение).
И, хотя в те времена зеркало выступало аллегорией женского тщеславия, свеча, отражающаяся в нем, олицетворяет свет веры, которым озарена молодая женщина.
Жорж де Латур. Женщина в полумраке. 1638−1643
Вот зеркало мое — прими его, Киприда! Богиня красоты прекрасна будет ввек,..
Женщина, подолгу рассматривающая свое изображение в зеркале, добродетельной быть не может, и в итоге за атрибутом женской куртуазности надолго закрепилось клеймо «пособника распутства». Не случайно лидером в производстве зеркал являлась Венеция, известная своими куртизанками!
Дабы спасти репутацию своего любимого предмета, в эпоху раннего Возрождения на подмогу из небытия была призвана Венера. Появилась Пеннорожденная отнюдь не на гребне морской волны, а свалилась с небес. Вошла она в иконографию как планета в образе богини, что смотрится в роковое зеркало.
В те времена обнаженная натура была под суровым запретом, а ослушавшихся могли и на костер отправить. Но, благодаря возросшему интересу к античной культуре у художников, все-таки появилась возможность «раздеть» женщин. Так возникли различные сюжеты, позволившие обогатить историю живописи очаровательными образами. И один из них «Венера и зеркало».
Ян Госсарт. Венера и зеркало
Диего Веласкес. Венера перед зеркалом
Возможно, именно из-за зеркала у внимательного зрителя и возникает чувство диссонанса при внимательном рассматривании прекрасного тела модели и ее простоватого отражения.
Диего Веласкес. Венера перед зеркалом
651, 122×177 см
Питер Пауль Рубенс. Туалет Венеры
1615, 137×111 см
Тициан Вечеллио. Венера перед зеркалом
1555, 124.5×105.5 см
Зеркало (особенно кривое) не лжет
В XVIII в. распространилось представление о том, что через кривые зеркала выявляется истинная сущность человека. Так зеркало в человеческой культуре стало символизировать самопознание.
Возможно, подобная теория появилась благодаря анаморфозам — динамичным зеркальным холстам, изобретенным в первой половине XVII в. В результате оптического смещения рисунок, недоступный поначалу для восприятия, складывался в легко прочитываемый образ. В этом даже усматривался глубокий философский смысл, который, подобно истине, раскрывался через зеркала.
Ганс Гольбейн Младший. Портрет французских послов Жана де Дентвиля и Жоржа де Сельва
209×206 см
В картине Ганса Гольбейна Младшего загадочное изображение на переднем плане при определенном ракурсе оказывается черепом (популярный в иконографии символ смерти).
Картина в картине
В XVI в. наступает время открытий, расцвета наук, изобретений. Человек становится творцом и важнейшим объектом художественного творчества. Внешний мир и, следовательно, человеческие фигуры изображаются в самых разнообразных жестах, движениях. Художники с удовольствием начинают использовать зеркала для развертывания композиции, чтобы показать то, чего в противном случае не смогли бы увидеть зрители.
В мастерской Веласкеса было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Однажды, когда художника спросили: зачем ему столько? он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение.
Диего Веласкес. Менины
1656, 318×276 см
В XIX веке художникам недостаточно было сделать своих героев максимально естественными, будто «настоящими» — у моделей появились чувства, надежды и сомнения, и зеркало здесь пригодилось как нельзя кстати
Эдуар Мане. Бар в Фоли-Бержер
1882, 97×130 см
Обратите внимание — поза барменши в отражении отличается. На мраморной стойке и в зеркале даже бутылки стоят различным образом. Реальность и отражение не соответствуют друг другу. Вероятно, в реальности изображено то, что, девушка задумалась о беседе, произошедшей несколько минут назад, а картина в зеркале — события прошедших минут.
«Я раб журчащих вод, я пленник отраженья, Влекущего мой взор до головокруженья!»
Так писал о влюбившемся в свое отражение Нарциссе Поль Валери. Один из наиболее популярных, этот миф за века оброс многочисленными трактовками. В эпоху Ренессанса Нарцисса даже провозгласили изобретателем живописи!
Особую популярность легенда приобрела в модернистском искусстве, поскольку возрос интерес к роли подсознания в творческом процессе, и в этом случае вода уже не только отражает облик прекрасного юноши, но и символизирует глубины его души. Вглядываясь в отражение, Нарцисс пытается проникнуть в собственное подсознание.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Нарцисс
1590-е , 110×92 см
Карл Павлович Брюллов. Нарцисс, смотрящийся в воду
1819
Сальвадор Дали. Превращение Нарцисса
Поэзия повседневности
В конце XVIII века появилось псише — аккуратное переносное зеркало, ставшее необходимым предметом обихода каждой уважающей себя дамы. Это дало художникам карт-бланш — даже в незатейливом интерьере поэтически интерпретировать повседневность.
Пьер Боннар изображал чаще всего один и тот же интерьер. Написанные на холсте интерьер и предметы, с одной стороны, включаются в пространство «зазеркалья», с другой — в реальную среду, в которой находится стоящий перед картиной зритель.
Пьер Боннар. Красный и желтый букет на туалетном столике
Эдгар Дега. Мадам Жанто у зеркала
1875, 700×840 см
Зинаида Евгеньевна Серебрякова. За туалетом. Автопортрет
1909, 75×65 см
“А в зеркале я за спиной своей Так часто что-то лишнее видала…”
На языческой Руси (и не только) зеркало разделяло мир земной и потусторонний. И до сих пор разбитое зеркало сулит несчастье, так как разрушает эту границу. Русские старообрядцы считали зеркала бесовским даром, а потому не допускали их в жилище. Смотреться в зеркало — предаваться грешному занятию! Так считали до конца XVII века, и только с приходом к власти Петра Первого все смогли любоваться собой без оглядки.
Это единственная работа Карла Брюллова на народную тему. В данном случае зеркало — атрибут святочного гадания, и героиня со страхом и надеждой всматривается в отражающийся мрак за своей спиной.
Карл Павлович Брюллов. Гадающая Светлана
1836, 81×94 см
Иные миры
В ХХ веке зеркало вновь перестало быть простым предметом: ему вернули магические способности — показывать, что хочет, и уводить в иную реальность. Экспрессионисты, например, восприняв символику vanitas, представляли зеркало как лживую, заслоняющую реальную сущность вещей структуру.
Поскольку зеркало символ правдивости, то Дельво полагает, что, в какое бы платье не рядилась дама, ее сущность, все равно вылезает наружу.
Поль Дельво. Девушка перед зеркалом
Рене Магритт. Вечное доказательствоУ Магритта автономность обретает отражение и, более того, входит в противоречие — но не с телом, а с зеркалом, законами физики.
Рене Магритт. Вечное доказательство
1930
Своеобразно завершил свой диалог с отражением Микеланджело Пистолетто — он безжалостно разбил настенные зеркала в своей инсталляции «Двадцать два меньше двух» на вернисаже международной художественной выставки 53-ей Венецианской биеннале. Так художник выразил свой бунт против тотального повторения изображения. Ну, а мы не прочь путешествовать по Зазеркалью на картинах художников.
Автор Елена Настюк
Источник - Артхив
Гюстав Курбе. Прекрасная ирландка (портрет Джо)
1865 г. музей Метрополитен, Нью-Йорк
Интересная деталь: знак «зеркало Венеры» знают все, только мало кому известно, что рисунок, означающий женское начало, ведет свое начало от изображения зеркала, популярного во времена античности. К тому же есть сведения, что знак — «зеркало Венеры» восходит к древнеегипетскому символу жизни — Анх, обозначающему ключ жизни, символ бессмертия.
Поэтому справедливо полагать, что мастера в этом сюжете стремились выразить поклонение перед роскошью тела, обещающего радость любви и бессмертие благодаря продолжению рода человеческого.
Мрачный взгляд Средневековья
В темное Средневековье Европа смотрелась в зеркало с опаской.
Да и что хорошего в том, что миряне вместо того, чтобы молиться — подолгу себя рассматривают? Ничто так не питает Гордыню, как Самолюбование. К тому же у женщин (да и мужчин) это занятие могло поощрять далеко не возвышенные желания. Церковь и власти старались сдерживать запросы паствы! Поэтому призывали относиться к зеркалу, как к предмету роскоши, атрибуту тщеславия и самолюбования, чрезмерное увлечение которым могло привести к безумию. Церковь недвусмысленно причисляла и сам предмет, и его обладателя к нечистой силе, а лиц, экспериментировавших с зеркалами, обвиняли в колдовстве. Считалось, что, отразившись на иной поверхности, «рассекаются» не только тело и сердце, но также ум и воля.
Однако какая, же красотка не захочет взглянуть на себя лишний раз со стороны? Так возникла острая потребность направлять легкомысленные создания на путь истинный путем популяризации добродетелей. И сюжеты аллегорий надолго заняли свое место в истории живописи.
Беллини изобразил мудрую девушку, которая отворачивается от зеркала, ибо из него смотрит дьявол.
Джованни Беллини. Благоразумие (Аллегории Добродетели).
1490, 22×34 см
В создании дидактических иллюстраций принимали активное участие многие живописцы. Например, в творчестве ученика Альбрехта Дюрера — Ганса Бальдунга Грина (1480−1545) показана скоротечность времени: женщина с зеркалом и клепсидрой в обществе Смерти — весьма частый мотив.
Ганс Бальдунг Грин. Аллегория и Смерти и Красоты (часть).
1509, 32.5×48 см
Но никакие запугивания не смогли остановить триумфальное шествие зеркал всех форм и размеров по роскошным гостиным и скромным жилищам. И даже живописные подтрунивания и нравоучения не отвратили человечество от любования своим отражением.
Бернардо Строцци. Старая кокетка
1637, 109×135 см
Немудрено, что в жанре vanitas наш обязательный предмет символизирует тщеславие и напоминает о бренности, преходящести, недолговечности земных утех. И эта символика сохранилась на протяжении несколько веков.
Питер Клас. Vanitas со скрипкой и стеклянным шаром
Vanitas со скрипкой и стеклянным шаром
1627, 59×36 см. Масло, Дерево
Жан Леон Базиль Перро. Тщеславие
Одно из самых известных изображений зеркала как символа можно увидеть на картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434 г.). Искусствоведы истолковывают этот предмет в данном сюжете по-разному, но мы остановимся на таком значении: зеркало — Всевидящее око Бога, перед которым клянутся в верности герои картины. Указывает на это значение рама, состоящая из медальонов, с изображениями сцен из жизни Христа (распятие, крестный путь, снятие с креста и воскресение).
И, хотя в те времена зеркало выступало аллегорией женского тщеславия, свеча, отражающаяся в нем, олицетворяет свет веры, которым озарена молодая женщина.
Жорж де Латур. Женщина в полумраке. 1638−1643
Вот зеркало мое — прими его, Киприда! Богиня красоты прекрасна будет ввек,..
Женщина, подолгу рассматривающая свое изображение в зеркале, добродетельной быть не может, и в итоге за атрибутом женской куртуазности надолго закрепилось клеймо «пособника распутства». Не случайно лидером в производстве зеркал являлась Венеция, известная своими куртизанками!
Дабы спасти репутацию своего любимого предмета, в эпоху раннего Возрождения на подмогу из небытия была призвана Венера. Появилась Пеннорожденная отнюдь не на гребне морской волны, а свалилась с небес. Вошла она в иконографию как планета в образе богини, что смотрится в роковое зеркало.
В те времена обнаженная натура была под суровым запретом, а ослушавшихся могли и на костер отправить. Но, благодаря возросшему интересу к античной культуре у художников, все-таки появилась возможность «раздеть» женщин. Так возникли различные сюжеты, позволившие обогатить историю живописи очаровательными образами. И один из них «Венера и зеркало».
Ян Госсарт. Венера и зеркало
Диего Веласкес. Венера перед зеркалом
Возможно, именно из-за зеркала у внимательного зрителя и возникает чувство диссонанса при внимательном рассматривании прекрасного тела модели и ее простоватого отражения.
Диего Веласкес. Венера перед зеркалом
651, 122×177 см
Питер Пауль Рубенс. Туалет Венеры
1615, 137×111 см
Тициан Вечеллио. Венера перед зеркалом
1555, 124.5×105.5 см
Зеркало (особенно кривое) не лжет
В XVIII в. распространилось представление о том, что через кривые зеркала выявляется истинная сущность человека. Так зеркало в человеческой культуре стало символизировать самопознание.
Возможно, подобная теория появилась благодаря анаморфозам — динамичным зеркальным холстам, изобретенным в первой половине XVII в. В результате оптического смещения рисунок, недоступный поначалу для восприятия, складывался в легко прочитываемый образ. В этом даже усматривался глубокий философский смысл, который, подобно истине, раскрывался через зеркала.
Ганс Гольбейн Младший. Портрет французских послов Жана де Дентвиля и Жоржа де Сельва
209×206 см
В картине Ганса Гольбейна Младшего загадочное изображение на переднем плане при определенном ракурсе оказывается черепом (популярный в иконографии символ смерти).
Картина в картине
В XVI в. наступает время открытий, расцвета наук, изобретений. Человек становится творцом и важнейшим объектом художественного творчества. Внешний мир и, следовательно, человеческие фигуры изображаются в самых разнообразных жестах, движениях. Художники с удовольствием начинают использовать зеркала для развертывания композиции, чтобы показать то, чего в противном случае не смогли бы увидеть зрители.
В мастерской Веласкеса было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Однажды, когда художника спросили: зачем ему столько? он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение.
Диего Веласкес. Менины
1656, 318×276 см
В XIX веке художникам недостаточно было сделать своих героев максимально естественными, будто «настоящими» — у моделей появились чувства, надежды и сомнения, и зеркало здесь пригодилось как нельзя кстати
Эдуар Мане. Бар в Фоли-Бержер
1882, 97×130 см
Обратите внимание — поза барменши в отражении отличается. На мраморной стойке и в зеркале даже бутылки стоят различным образом. Реальность и отражение не соответствуют друг другу. Вероятно, в реальности изображено то, что, девушка задумалась о беседе, произошедшей несколько минут назад, а картина в зеркале — события прошедших минут.
«Я раб журчащих вод, я пленник отраженья, Влекущего мой взор до головокруженья!»
Так писал о влюбившемся в свое отражение Нарциссе Поль Валери. Один из наиболее популярных, этот миф за века оброс многочисленными трактовками. В эпоху Ренессанса Нарцисса даже провозгласили изобретателем живописи!
Особую популярность легенда приобрела в модернистском искусстве, поскольку возрос интерес к роли подсознания в творческом процессе, и в этом случае вода уже не только отражает облик прекрасного юноши, но и символизирует глубины его души. Вглядываясь в отражение, Нарцисс пытается проникнуть в собственное подсознание.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Нарцисс
1590-е , 110×92 см
Карл Павлович Брюллов. Нарцисс, смотрящийся в воду
1819
Сальвадор Дали. Превращение Нарцисса
Поэзия повседневности
В конце XVIII века появилось псише — аккуратное переносное зеркало, ставшее необходимым предметом обихода каждой уважающей себя дамы. Это дало художникам карт-бланш — даже в незатейливом интерьере поэтически интерпретировать повседневность.
Пьер Боннар изображал чаще всего один и тот же интерьер. Написанные на холсте интерьер и предметы, с одной стороны, включаются в пространство «зазеркалья», с другой — в реальную среду, в которой находится стоящий перед картиной зритель.
Пьер Боннар. Красный и желтый букет на туалетном столике
Эдгар Дега. Мадам Жанто у зеркала
1875, 700×840 см
Зинаида Евгеньевна Серебрякова. За туалетом. Автопортрет
1909, 75×65 см
“А в зеркале я за спиной своей Так часто что-то лишнее видала…”
На языческой Руси (и не только) зеркало разделяло мир земной и потусторонний. И до сих пор разбитое зеркало сулит несчастье, так как разрушает эту границу. Русские старообрядцы считали зеркала бесовским даром, а потому не допускали их в жилище. Смотреться в зеркало — предаваться грешному занятию! Так считали до конца XVII века, и только с приходом к власти Петра Первого все смогли любоваться собой без оглядки.
Это единственная работа Карла Брюллова на народную тему. В данном случае зеркало — атрибут святочного гадания, и героиня со страхом и надеждой всматривается в отражающийся мрак за своей спиной.
Карл Павлович Брюллов. Гадающая Светлана
1836, 81×94 см
Иные миры
В ХХ веке зеркало вновь перестало быть простым предметом: ему вернули магические способности — показывать, что хочет, и уводить в иную реальность. Экспрессионисты, например, восприняв символику vanitas, представляли зеркало как лживую, заслоняющую реальную сущность вещей структуру.
Поскольку зеркало символ правдивости, то Дельво полагает, что, в какое бы платье не рядилась дама, ее сущность, все равно вылезает наружу.
Поль Дельво. Девушка перед зеркалом
Рене Магритт. Вечное доказательствоУ Магритта автономность обретает отражение и, более того, входит в противоречие — но не с телом, а с зеркалом, законами физики.
Рене Магритт. Вечное доказательство
1930
Своеобразно завершил свой диалог с отражением Микеланджело Пистолетто — он безжалостно разбил настенные зеркала в своей инсталляции «Двадцать два меньше двух» на вернисаже международной художественной выставки 53-ей Венецианской биеннале. Так художник выразил свой бунт против тотального повторения изображения. Ну, а мы не прочь путешествовать по Зазеркалью на картинах художников.
Автор Елена Настюк
Источник - Артхив
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]