Жадность или глупость?
---
Нежелание президента и правительства оказать прямую финансовую помощь людям и частному бизнесу в России — серьезная ошибка, которая может очень дорого стоить.
В первую неделю апреля примерно 20 миллионов человек в России оказались без работы или в неоплачиваемом отпуске (см. соцопрос). Очевидно, что с продлением «карантинных каникул» до конца месяца эта цифра продолжит расти. Последние решения правительства (см. новые меры правительства) не предусматривают дотаций даже на частичную выплату заработной платы. В то время как бюджетники продолжают получать зарплаты, частный бизнес должен сам изыскивать средства на оплату труда работникам в период вынужденного простоя. Собственно, именно это велел президент. Сколько времени продержатся предприниматели и смогут ли они продолжить работать после кризиса?
Объяснение, что «треснут бюджеты», не выдерживает критики. У государства есть необходимые ресурсы: ФНБ, Золотовалютные резервы, пересмотр структуры расходов бюджета, которая в изменившихся условиях совершенно нерациональна. Падение цен на нефть тоже не оправдание. Резервы для того и создавались, чтобы поддержать экономику страны в сложный момент. Даже МВФ, понимая, что происходит, призывает правительства выкупать у собственников предприятия, которые не способны сохранить рабочие места в нынешней ситуации, либо на тех или иных условиях субсидировать их фонд заработной платы.
Одна из главных проблем «докоронавирусной» российской экономики — высокий уровень закредитованности населения. В сложившейся ситуации это вызовет цепную реакцию дефолтов со стороны частных лиц. Отдельная история это компании, чьи долларовые долги подорожали вследствие падения курса рубля. Необходимо решение правительства о каникулах по долговым обязательствам как минимум до 1 января 2021 года, а также существенное снижение процентов по потребительским кредитам (как предлагает, например, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц). Однако российское правительство ничего подобного в реальности не делает: на все вместе — и на борьбу с распространением коронавируса, и на антикризисные меры — зарезервировано лишь 1,4 трлн рублей (около 1,2% ВВП). Это неприемлемо.
Более того, отсутствие комплексных решений, касающихся всей экономической цепочки, создает хаос: невозможно освободить население от уплаты услуг ЖКХ, не выделив при этом средства на компенсацию управляющим компаниям; невозможно разрешить не платить по кредитам, не оказав поддержку кредиторам; невозможно освободить арендаторов от арендной платы, не освободив от обязательных платежей арендодателей.
Ситуация развивается так, что власти так или иначе придется принимать не обрывочные частные меры — в час по чайной ложке, как сейчас, — а серьезную всеобъемлющую экономическую программу по выводу страны из кризиса в объеме не менее 10% от ВВП.
Неужели непонятно, что в нынешних обстоятельствах отказ оказать прямую (перечислением средств на счета и дебетовые карты или денежными переводами) ощутимую поддержку людям и всему негосударственному сектору экономики, малым и средним предпринимателям приведет к резкому снижению уровня жизни, безработице, социальной напряженности и существенным экономическим потерям в будущем?
Логика российского правительства — не освобождать бизнес от фискальной нагрузки в связи с форс-мажором, а откладывать расплату на потом (то есть отложить на будущее в форме отсрочек платежи по накопленным за период простоя налогам, долгам, процентам и т. п., перенести на неопределенное время судебные долговые иски за этот период) — ошибочная. Такая логика приведет к еще более глубокой экономической депрессии и правовому хаосу, станет препятствием для восстановления экономики.
Очевидно, что вместо этого необходимо незамедлительно принимать конкретные меры, прямо адресованные людям:
сохранять зарплату за всеми работниками остановившихся предприятий, а также предприятий, сокративших объемы производства (услуг) при вынужденном уходе в отпуск без содержания путем выплаты государственной дотации в размере 80% от средней зарплаты в регионе;
освободить работодателей таких предприятий от всех налоговых платежей, связанных с начислением заработной платы работнику (именно освободить на период кризиса, а не предоставить отсрочку);
программа сохранения рабочих мест должна покрывать расходы на заработную плату и все связанные с этим платежи с 1 апреля 2020 года и должна быть открыта первоначально по крайней мере на три месяца, а затем, в случае необходимости, продлена на более длительный срок;
правительство не должно вводить никаких ограничений на объем финансирования по этой схеме, а должно выплачивать дотации в таком размере, в каком это требуется для сохранения необходимого числа рабочих мест. Такая схема, возможно, обойдется государству примерно в 300 млрд рублей раз в три месяца на каждый миллион пострадавших работников («Где России взять деньги?»);
государство также должно взять на себя компенсацию выпадающих в 2020 году доходов Пенсионного фонда, Фонда медицинского страхования и Фонда социального страхования.
Более полный перечень мер представлен в антикризисном плане по борьбе с последствиями пандемии в России (опубликован 27.03.2020). От президента и правительства люди пока еще ждут соответствующих ситуации решений. При этом сложно не замечать, что происходит в мире:
в Болгарии правительство выделило средства для компенсации 60% зарплаты работникам, временно оставшимся без работы;
в Дании государство взяло на себя 90% оплаты труда сотрудников компаний, оплату больничных, покрытие арендной платы и других постоянных издержек;
в Ирландии власти направили 2% от своего ВВП только на то, чтобы люди не потеряли регулярные заработки: субсидирование до 70% оклада работников на время пандемии, оплату больничного по 350 евро в неделю;
в Великобритании правительство объявило, что будет оплачивать 80% заработной платы работников в течение трех месяцев, установило налоговые каникулы и бесплатные гарантированные кредиты;
в Австралии пакет экономических мер содержит выделение субсидий для выплаты зарплат в объеме, соизмеримом с 6,7% от ВВП страны;
в Испании власти вводят безусловный базовый доход с предложением сохранить его и после завершения кризиса; ранее всем работникам, отправленным в отпуск без содержания, правительство гарантировало сохранение 70% от зарплаты.
В условиях пандемии нет ничего важнее, чем доверие к властям, принимающим решения. И именно доверия сейчас катастрофически не хватает. Как не хватает и средств защиты в больницах, и ресурсов у губернаторов, на которых Путин переложил ответственность за борьбу с эпидемией.
Возникает вопрос: нежелание российской власти по-настоящему поддерживать людей, бизнес, регионы и экономику в период серьезного кризиса — это жадность или глупость?
Григорий Явлинский
политик, основатель партии «Яблоко»
В первую неделю апреля примерно 20 миллионов человек в России оказались без работы или в неоплачиваемом отпуске (см. соцопрос). Очевидно, что с продлением «карантинных каникул» до конца месяца эта цифра продолжит расти. Последние решения правительства (см. новые меры правительства) не предусматривают дотаций даже на частичную выплату заработной платы. В то время как бюджетники продолжают получать зарплаты, частный бизнес должен сам изыскивать средства на оплату труда работникам в период вынужденного простоя. Собственно, именно это велел президент. Сколько времени продержатся предприниматели и смогут ли они продолжить работать после кризиса?
Объяснение, что «треснут бюджеты», не выдерживает критики. У государства есть необходимые ресурсы: ФНБ, Золотовалютные резервы, пересмотр структуры расходов бюджета, которая в изменившихся условиях совершенно нерациональна. Падение цен на нефть тоже не оправдание. Резервы для того и создавались, чтобы поддержать экономику страны в сложный момент. Даже МВФ, понимая, что происходит, призывает правительства выкупать у собственников предприятия, которые не способны сохранить рабочие места в нынешней ситуации, либо на тех или иных условиях субсидировать их фонд заработной платы.
Одна из главных проблем «докоронавирусной» российской экономики — высокий уровень закредитованности населения. В сложившейся ситуации это вызовет цепную реакцию дефолтов со стороны частных лиц. Отдельная история это компании, чьи долларовые долги подорожали вследствие падения курса рубля. Необходимо решение правительства о каникулах по долговым обязательствам как минимум до 1 января 2021 года, а также существенное снижение процентов по потребительским кредитам (как предлагает, например, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц). Однако российское правительство ничего подобного в реальности не делает: на все вместе — и на борьбу с распространением коронавируса, и на антикризисные меры — зарезервировано лишь 1,4 трлн рублей (около 1,2% ВВП). Это неприемлемо.
Более того, отсутствие комплексных решений, касающихся всей экономической цепочки, создает хаос: невозможно освободить население от уплаты услуг ЖКХ, не выделив при этом средства на компенсацию управляющим компаниям; невозможно разрешить не платить по кредитам, не оказав поддержку кредиторам; невозможно освободить арендаторов от арендной платы, не освободив от обязательных платежей арендодателей.
Ситуация развивается так, что власти так или иначе придется принимать не обрывочные частные меры — в час по чайной ложке, как сейчас, — а серьезную всеобъемлющую экономическую программу по выводу страны из кризиса в объеме не менее 10% от ВВП.
Неужели непонятно, что в нынешних обстоятельствах отказ оказать прямую (перечислением средств на счета и дебетовые карты или денежными переводами) ощутимую поддержку людям и всему негосударственному сектору экономики, малым и средним предпринимателям приведет к резкому снижению уровня жизни, безработице, социальной напряженности и существенным экономическим потерям в будущем?
Логика российского правительства — не освобождать бизнес от фискальной нагрузки в связи с форс-мажором, а откладывать расплату на потом (то есть отложить на будущее в форме отсрочек платежи по накопленным за период простоя налогам, долгам, процентам и т. п., перенести на неопределенное время судебные долговые иски за этот период) — ошибочная. Такая логика приведет к еще более глубокой экономической депрессии и правовому хаосу, станет препятствием для восстановления экономики.
Очевидно, что вместо этого необходимо незамедлительно принимать конкретные меры, прямо адресованные людям:
сохранять зарплату за всеми работниками остановившихся предприятий, а также предприятий, сокративших объемы производства (услуг) при вынужденном уходе в отпуск без содержания путем выплаты государственной дотации в размере 80% от средней зарплаты в регионе;
освободить работодателей таких предприятий от всех налоговых платежей, связанных с начислением заработной платы работнику (именно освободить на период кризиса, а не предоставить отсрочку);
программа сохранения рабочих мест должна покрывать расходы на заработную плату и все связанные с этим платежи с 1 апреля 2020 года и должна быть открыта первоначально по крайней мере на три месяца, а затем, в случае необходимости, продлена на более длительный срок;
правительство не должно вводить никаких ограничений на объем финансирования по этой схеме, а должно выплачивать дотации в таком размере, в каком это требуется для сохранения необходимого числа рабочих мест. Такая схема, возможно, обойдется государству примерно в 300 млрд рублей раз в три месяца на каждый миллион пострадавших работников («Где России взять деньги?»);
государство также должно взять на себя компенсацию выпадающих в 2020 году доходов Пенсионного фонда, Фонда медицинского страхования и Фонда социального страхования.
Более полный перечень мер представлен в антикризисном плане по борьбе с последствиями пандемии в России (опубликован 27.03.2020). От президента и правительства люди пока еще ждут соответствующих ситуации решений. При этом сложно не замечать, что происходит в мире:
в Болгарии правительство выделило средства для компенсации 60% зарплаты работникам, временно оставшимся без работы;
в Дании государство взяло на себя 90% оплаты труда сотрудников компаний, оплату больничных, покрытие арендной платы и других постоянных издержек;
в Ирландии власти направили 2% от своего ВВП только на то, чтобы люди не потеряли регулярные заработки: субсидирование до 70% оклада работников на время пандемии, оплату больничного по 350 евро в неделю;
в Великобритании правительство объявило, что будет оплачивать 80% заработной платы работников в течение трех месяцев, установило налоговые каникулы и бесплатные гарантированные кредиты;
в Австралии пакет экономических мер содержит выделение субсидий для выплаты зарплат в объеме, соизмеримом с 6,7% от ВВП страны;
в Испании власти вводят безусловный базовый доход с предложением сохранить его и после завершения кризиса; ранее всем работникам, отправленным в отпуск без содержания, правительство гарантировало сохранение 70% от зарплаты.
В условиях пандемии нет ничего важнее, чем доверие к властям, принимающим решения. И именно доверия сейчас катастрофически не хватает. Как не хватает и средств защиты в больницах, и ресурсов у губернаторов, на которых Путин переложил ответственность за борьбу с эпидемией.
Возникает вопрос: нежелание российской власти по-настоящему поддерживать людей, бизнес, регионы и экономику в период серьезного кризиса — это жадность или глупость?
Григорий Явлинский
политик, основатель партии «Яблоко»
Источник: hollivizor.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]