«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом
01.04.2020 2 918 0 +80 mihailpan33

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом

---
+80
В закладки
Вы знаете, в каких странах и за какие деньги продавали советские легковые автомобили? Рассказываем. А заодно посмотрим, что о них писали капиталистические «акулы пера».

Теперь трудно представить, что некогда советские легковые автомобили продавали во многих странах, причем десятками тысяч в год. И не только в соцлагере, речь о котором в данном случае не идет, поскольку там дефицит автомобилей был не меньше, чем в СССР, а выбор тоже очень скуден.

Экспорт советских машин в Финляндию, которым занялась местная компания Konela, начали аж в 1948-м. Официальных дилеров, торгующих западными машинами, там кстати, не было до начала 1960-х, поскольку в небогатой стране практически отсутствовали люди, способные купить новый иностранный автомобиль. Немногочисленные обеспеченные финны привозили машины, скажем, из Германии, остальные покупали подержанные экземпляры или дешевые модели из соцстран, в первую очередь — из СССР. В 1960-м в Финляндии продали уже 6500 советских машин, что для маленькой страны совсем неплохо. Помимо Финляндии, наши автомобили стали поставлять в Голландию, в Швецию и другие скандинавские государства.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

Москвич-400 в Бельгии, 1950 г.

В конце 1950 года Москвич-400 впервые попал в руки британским журналистам. В Туманный Альбион советские машины пока не поставляли, Москвич нашли в Бельгии. Британцы с некоторым изумлением констатировали, что «Россия, по-видимому, полностью способна построить удовлетворительный автомобиль по нормальной цене». Цена в переводе на фунты была, кстати, объяснимой — повыше, чем за двухдверный Ford Anglia, и пониже, чем за четырехдверный Ford Prefect, который, как и Москвич, был довоенной, по сути, конструкции.

Советская машина, резюмировали журналисты «ни в коем случае не заслуживает пренебрежения». Хотя тормоза и рулевое управление экспертам не очень понравились. Про Москвич-402, который попал в руки британским журналистам, поскольку в 1957-м некий норвежский моряк, купивший машину на родине, приехал к приятелю в Англию, отзыв был тоже довольно благосклонный: «Простой и послушный в управлении автомобиль, с хорошим сцеплением, отличными синхронизаторами, светом и точным рулевым управлением. Подвеска обеспечивает комфортную езду по плохим дорогам… Впрочем, автомобиль… неприемлем для среднего британца в плане отделки и динамики».

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

ГАЗ-М20 в Нью-Йорке

Параллельно с Москвичами на экспорт пошли и Победы.

В 1952-м такая машина побывала на тесте британского журнала The Motor. Англичане отметили слабую динамику и тяжелые тормоза, но похвалили качество отделки, прочность подвески, даже управляемость. Но главное: «Водитель может смело на высокой скорости ехать по плохой дороге, даже если машина полностью загружена». Кстати, в Скандинавии Победы использовали в такси — скорость не нужна, а прочности машине не занимать.

В том же 1952-м с Победой приключилась необычная и обросшая легендами история. Некий американец привез в США ГАЗ-М20 из Финляндии. Цель, которую преследовал американец, до сих пор загадка. Но за несколько лет машина побывала в руках нескольких заокеанских журналистов. Акулы пера потренировались в остроумии всласть, но старались сохранять объективность. Со многими оценками заокеанских журналистов нельзя не согласиться. Мощность двигателя Победы и динамика и вправду были низкими, особенно по меркам середины 1950-х. Но «все свидетельствует о том, — писал журналист из Auto Speed & Sport, — что Победа — очень хорошо сделанная машина, которой могла бы гордиться любая страна. Она могла бы стать отличным семейным автомобилем здесь, в Америке, если бы экспортировалась, что, однако, очень маловероятно, учитывая нынешнюю политическую ситуацию. Даже если бы машину можно было вывести на американский рынок, русские наверняка столкнулись бы с патентными проблемами». Говоря о «патентных проблемах», американцы намекали на копирование элементов заокеанских машин начала 1940-х и отчасти были правы.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

ГАЗ-М21 с дизелем Perkins, установленным в Бельгии

С конца 1950-х на экспорт пошли Волги ГАЗ-М21, которые продавали, в основном, в Бельгии, Скандинавии, Голландии, а с 1960-го и в Великобританию — с правым рулем и рычагом переключения передач на полу. Журнал Autocar, протестировав «двадцать первую» уже в 1960-м, писал: «Динамика с максимальной скоростью 130 км/ч и прохождением четверти мили за 24 с не поражает воображение». Однако машину похвалили за экономичность (средний расход 13 л/100 км), особенно с учетом массы и размеров, и хорошее качество сборки. Что для нас, конечно, самое удивительное. При этом Волга в Британии стоила вовсе не дешево, а на уровне прямых конкурентов — Ford Zephyr и Vauxhall Velox с моторами 2,5 л.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

ГАЗ-М21 такси из Финляндии

В 1965-м Волга попала в Бельгии в руки американских экспертов, вдоволь поупражнявшихся в иронии на страницах Mechanix Illustrated. «Эта повозка сделана качественно, надежно и функционально, хотя некоторые материалы откровенно плохи. Потолок похож на коврик для душа, а обивки — на оперение линяющего воробья… Волга кренится, как бумажный стаканчик в ураган… Лучший агрегат — двигатель, он сделан качественно и работает хорошо». Продажи «двадцать первых» на экспортных рынках, в том числе с экономичными дизелями устанавливаемыми местными дилерами, были не велики. А дизельных ГАЗ-21 собрали всего 167.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

ГАЗ-М22 с правым рулем в Великобритании

Универсалов ГАЗ-22 продавали еще меньше. Хотя английские журналисты умудрились-таки взять интервью у штукатура, который использовал машину, в основном, в качестве фургона и хвалил ее за грузоподъемность, утверждая, что легко перевозит по полтонны смеси. Радовался владелец и стойкости Волги к плохим дорогам. А ведь машина обошлась ему всего лишь чуть дороже, чем заднемоторный универсал Volkswagen 1500. К слову, праворульных ГАЗ-21 и ГАЗ-22 сделали всего около ста, а в Британию из них попали примерно полтора десятка.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

Реклама Волги ГАЗ-24 норвежского отделения компании Konela

Продажи Волги ГАЗ-24 с кузовами седан и универсал были совсем не велики. В 1971-м в западногерманском каталоге Волга фигурировала с ценой 12 000 марок, чуть дешевле двухдверных Opel Commodore и Volvo 142 и гораздо дешевле Mercedes-Benz 200. Но ни в ФРГ, ни во Франции, ни в Британии ГАЗ-24 реально не продавали. Даже на благоприятных для советских автомобилей рынках Скандинавии их продажи были ничтожны. Даже и с дизелем Indenor, несмотря на то, что дизельные ГАЗ-24 стоили дешевле, нежели дизельный Volkswagen Golf.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

Экспортный Москвич-407 в Осло

Куда успешней в 1960-1970-е были Москвичи начиная от 407-го. В Британии Москвич назвали «исключительно выгодным приобретением», ведь стоил он, как местные микролитражки, на которых порой даже отопитель салона был опцией.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

Экспортный Москвич-424

На базе Москвича-403 создали специальную экспортную версию с более богатой отделкой. Делали и подобные универсалы Москвич-424. Правда, часть таких машин продали на родине.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

На часть Москвичей-408 тоже ставили дизели

Москвич-408 пользовался еще большим спросом за в общем современный дизайн и крепкую конструкцию. В 1968-м журналисты шведского Teknikens Varld проехали за два дня на товарном 408-м 1240 км по самым плохим дорогам, которые смогли найти, и с самыми высокими нагрузками, которые могли придумать. «Автомобиль шел не быстро, но мягко, — писали шведы, — но синхронизаторы в коробке не всегда срабатывали четко… Нам так и не удалось сломать машину».

Немного по-другому автомобили оценивали в Британии. Москвич-408 — «парадоксальный автомобиль, конструкция хороша, но пренебрежение вибрациями и шумами коробки передач, тугая педаль тормоза и медленный разгон лишают борщ сметаны» — писал журнал Motor. При этом в Англии машина стоила лишь чуть дешевле Ford Cortina и на уровне малолитражки HillmanMinх в топовой комплектации. А вот в Финляндии 408-й обходился дешевле Жука — Volkswagen 1200.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

Москвич-427 британского рынка

Еще успешней был Москвич-412 и его модификации. Правда, опять же, в основном из-за низкой цены. В ФРГ в 1971-м машину предлагали за 7500 DM. Дороже, правда, чем Ford Escort с мотором 1,1 л и двухдверным кузовом, но значительно дешевле двухдверного же Ford Taunus с мотором 1,6 л. В Британии автомобиль можно было купить даже дешевле, чем Skoda 110L и Wartburg Knight (на родине в ГДР — Wartburg 353).

Универсал Москвич-427 обходился лишь чуть дороже самого маленького в Англии универсала MINI Clubman. Оценивая 412-й по своей пятибалльной шкале, The Motor дал машине высшую оценку за динамику, четыре балла за вместимость, тройку за комфорт и единицу — за тормоза. В 1973-м в Британии продали 3462 Москвича, в 1975-м — лишь 344, и поставки прекратили. Спрос на Москвичи резко упал и в других странах.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

Финская реклама Еlite 1500SL, он же Москвич-2140SL

Москвичи- 2140 и даже 2140 Luxe, на который возлагали основные экспортные надежды, особого энтузиазма западных покупателей уже не вызвали.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

Aleko SL — французский вариант Моссквича-2141

В конце 1980-х Москвич-2141 попытались продвигать в Западной Германии с дизелем Ford мощностью 60 л.с. Такой вариант оценивал в 1993-м немецкий журнал Auto Straßenverkeh: «По-русски медлительный характер машины способствует умеренности в питье… Когда научитесь укрощать неподатливую рукоятку между сиденьями, сможете порадоваться очень коротким ходам и достаточно высокой четкости включения… На руление автомобиль реагирует вяло и неточно, но поведение в поворотах рассчитано на дурака… Машине чужды современные элементы пассивной безопасности… Честный русский парень, который выполняет то немногое, что обещает». В 1990–1993 гг. 769 Москвичей с улучшенной отделкой и тормозами с АВS продали во Франции.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

Французская реклама советских Жигулей

Но самой успешной советской маркой была, конечно, Lada. Над Ладами иронизировали, называя их машинам для докеров и предполагая, что у каждого владельца советского автомобиля дома висит портрет Че Гевары. Тем не менее Лады на Западе покупали довольно неплохо. Правда, после замены шин, часто — колесных дисков и элементов электрики, иногда — внутренней обивки и даже перекраски кузова. Примерно таких, адаптированных к местному рынку, «шестерок» в Канаде за четыре года продали 12 900.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

Lada Nova Estate в Великобритании

Придирчивые британцы называли Ладу «достойным автомобилем по доступной цене». А цена была действительно доступной: в Британии Lada 1200 (ВАЗ-2101) стоила заметно дешевле прямого родственника FIAT 124, в ФРГ — дешевле двухдверных Opel Kadett и Ford Escort с моторами 1,1 л, а в Швейцарии — на уровне двухцилиндрового Citroen 2СV. «Семерка» на Западе по цене конкурировала с микролитражками FIAT Panda и Nissan Micra.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

Экспортная Lada Samara

Еще успешней на первых порах стали машины семейства Lada Samara. Правда, цена версии ВАЗ-2108 с мотором 1,3 л была ниже, чем у базового 45-сильного FIAT Uno 45, а Lada Samara 1,1 обходилась дешевле литрового FIAT Panda. Зато в 1986-м, благодаря энергичному французскому дилеру Жан-Жаку Поку (он, кстати, впервые во Франции стал выставлять автомобили в супермаркетах) реализовали более 21 000 машин. Lada заняла на рынке 13-е место, опередив Nissan, Toyota и Volvo. В Британии в 1988-м и вовсе продали более 30 000 Лад, а всего из Тольятти в Туманный Альбион завезли около 350 000 автомобилей.

«Честный русский парень»: почем покупали наши авто за рубежом дешевле, Британии, машина, продали, автомобиль, продавали, который, автомобили, машину, машин, очень, стоила, уровне, Бельгии, ГАЗ24, машины, журналисты, Правда, всего, тормоза

Зарубежные варианты Lada Niva

Немалый вклад в успех марки внесла, конечно, Lada Niva. Машины продавали не только в Западной Европе, но и в Австралии, создали немало местных версий, в том числе пикапы и несколько вариантов кабриолетов. Английские журналисты писали, что по проходимости Niva на уровне Range Rover, да и а на шоссе тоже ведет себя вполне благопристойно. Но стандартная Niva при этом стоила в большинстве европейских стран немного дешевле даже самого маленького внедорожника — японского Suzuki Jimny (Samurai). Гораздо дороже обходились только мелкосерийные кабриолеты.

Во второй половине 1990-х продажи Лад на Западе практически сошли на нет и, думаю, никогда уже не достигнут даже близких показателей. Впрочем, сегодня никто такой задачи и не ставит…
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]