11 историй о великих художниках и невыносимых зрителях
---
Байки о художниках — тема неисчерпаемая. Их жизнь неотделима от творчества, а поступки часто экстравагантны и непонятны для окружающих. В сегодняшней подборке — менее известные истории о том, как трудно порой мастерам общаться с теми, для кого они создают свои шедевры.
«Когда б вы знали, из какого сора...»
Как-то зимою в «Пенатах» Корней Иванович Чуковский, разговаривая с Ильёй Репиным на воздухе, увидел, что у него под ногами на белом снегу какая-то собака оставила жёлтую лужу. Чуковский машинально стал носком сапога сгребать снег, чтобы засыпать неприятное пятно...
Вдруг Репин застонал страдальчески:
— Что вы! Что вы! Я три дня хожу сюда любоваться этим чудным янтарным тоном...
Подтверждение авторства
Летом, по средам, репинские «Пенаты» были открыты для посетителей.
Однажды, когда Илья Ефимович гулял по саду в ожидании гостей, к нему подошли три хорошо одетых господина, по виду, петербургские нувориши. Купив по случаю картины, якобы написанные Репиным, они приехали показать покупку художнику, чтобы подтвердить его авторство.
Приезжие с достоинством разложили приобретенные холсты: запорожец с голубыми усами, бурлак на фиолетовом фоне и портрет Льва Толстого, скопированный с базарной открытки... Зато на каждом холсте была в совершенстве изображена размашистая репинская подпись. Илья Ефимович, скорый на гнев, при одном взгляде на эти дешевые подделки cхватился за сердце и закричал:
— Ирокезы! Троглодиты! Скотинины!
Обиженные гости стали молча упаковывать свои приобретения, а один из них тихо и укоризненно произнес:
— Напрасно вы, Илья Ефимович, отказываетесь. Картины — первоклассные!
Что-нибудь в масле
Как-то в мастерскую к французскому художнику Полю Сезанну зашёл в богатый, но прижимистый покупатель:
— Мсье, нет ли у вас чего-нибудь недорогого, желательно, в масле?
— В магазине напротив вы можете приобрести банку сардин! — презрительно ответил художник.
Поль Сезанн «Большие Купальщицы»
Магия имени
В юности французский художник-импрессионист Огюст Ренуар увлекался черной краской, о чём потом часто сожалел. Однажды во время путешествия в Англию некий любитель живописи похвастался ему:
— У меня есть картина Теодора Руссо! Это — шедевр!
Огюст Ренуар попросил показать. Англичанин привёз его к себе, на цыпочках — из уважения к произведению мастера — подошел к картине и сдернул с нее занавеску.
— Смотрите! — сказал заворожено он.
— Гм-м... не правда ли немножко черно? — робко спросил Огюст Ренуар.
— Что вы, юноша! Это — настоящий шедевр, и спорить тут не о чем!
Огюст Ренуар с удовольствием выслушал похвалы, а потом сообщил:
— Знаете, а ведь автор этой картины — я!
Он ожидал нового приступа восхищения от этого любителя живописи. Но тот возмутился:
— Вот мерзавец, этот торговец картинами! Всучил мне под видом Теодора Руссо какого-то жалкого Ренуара!
Когда шедевр закончен
У Ренуара был приятель, который обожал давать ему советы. Однажды он наблюдал за художником, когда тот рисовал этюд обнаженной женщины. Когда художник отложил кисть, приятель запротестовал:
— Ах, Ренуар, ну если бы еще два-три мазка! Ведь не закончено!
— Вот как! — изумился Огюст Ренуар. — Благодарю покорно, а я-то думал, что о своих работах только я и могу судить, когда они готовы?
— И как же это? — поинтересовался приятель.
— Весьма просто, — отвечал Ренуар. — Когда я чувствую желание хлопнуть изображенную на полотне даму по заднице, значит, ничего больше в эту картину добавлять не нужно.
Рецепт успеха
Известного французского скульптора Антуана Бурделя как-то спросили: «Творчество творчеством, но что нужно сделать художнику, чтобы прославиться?»
Бурдель ответил: «Создайте шедевр, вот и все».
Э. А. Бурдель. Портрет Людвига ван Бетховена. Бронза. 1902
Хитрость Рембранта
Рассматривать картины Рембрандта надо с некоторого расстояния. Однако современники этого упорно не понимали, и все норовили подойти вплотную к холсту, чтобы разглядеть мазок.
— Не стойте слишком близко! — говорил в таких случаях живописец. — Это очень опасно. Вредные испарения, которые идут от красок, могут вызвать у вас головную боль!
Покупатели испуганно отскакивали и глядели на полотна как раз с нужной дистанции.
Как аптекарь учил Поля Гогена живописи
Один аптекарь заказал Полю Гогену картину.
— Только, знаете ли, я хочу, чтоб она была простой и понятной, — попросил он.
Гоген взялся за дело со всей ответственностью и написал картину «Белая лошадь».
— Месье, но ведь эта лошадь — зеленая! — недовольно воскликнул аптекарь, увидев картину. — Зеленых лошадей не бывает!
— Любезный, — с достоинством отвечал художник, — разве вы никогда не замечали, каким зеленым кажется все вокруг, когда вечером, удобно устроившись на веранде в своей качалке, вы отдыхаете с полузакрытыми глазами?
— Я заплатил вам пятьсот франков и за эти деньги хочу получить другую картину, — решительно ответил заказчик. — Картину, которой можно любоваться при дневном свете и не закрывая глаз!
Тут уж Гоген не нашёл, что возразить.
Поль Гоген, «Белая лошадь», 1898 г.
Положение обязывает
Как-то раз художник Игорь Грабарь привез к уже состоявшемуся живописцу Василию Сурикову одного коллекционера.
Суриков встретил гостей радушно. Стал показывать этюды на продажу. Гость время от времени спрашивал о цене и качал головой:
— Что вы, Василий Иванович, разве можно так высоко оценивать такой крошечный этюдик?
Цена была — 5000 рублей.
— Уступите, Василий Иванович, — попросил Игорь Грабарь.
Суриков вздохнул:
— И хотел бы, да имя не позволяет!
В гостях у Пикассо
Пабло Пикассо однажды водил по дому гостей и показывал им свои творения.
— Вот это — мой автопортрет.
Гости оглядели вполне «кубическое» полотно с совершенно искаженными чертами лица.
— А это портрет моей жены, — показал следующую картину Пабло Пикассо.
Еще хуже.
Один из гостей растерянно пробормотал:
— Надеюсь, детей у вас нет?
Пабло Пикассо. Автопортрет
Я умею рисовать
Как-то раз к Дали заявился журналист и принялся ему доказывать, что его искусство — всего лишь следствие того, что он не умеет рисовать.
Говорил он страстно и долго. Все это время художник сидел напротив и невозмутимо черкал в блокноте ручкой. А когда журналист закончил свою обличительную речь, Дали показал ему свой рисунок: статуя Венеры Милосской с пририсованной к ней головой самого журналиста! Сочетание получилось жуткое, но сходство — фотографическое: и со скульптурой, и с обвинителем. Причем все тени, полутени и прочие условия академического рисунка были соблюдены мастерски.
— Теперь вы убедились, что я умею рисовать? — спросил Дали. — Тогда до свидания, сударь.
Источник - Избранное
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]