История бронепоезда  «Щорс»
15.01.2017 839 0 0 foto-history

История бронепоезда «Щорс»

---
0
В закладки


13 апреля 1942 года на Урале в городе Чусовом состоялся акт приемки бронепоезда «Чусовской рабочий». Это был один из 100 бронепоездов, построенных по всей стране к маю 1942 года. Но чусовской бронепоезд имел одно важное преимущество - он был защищён качественной бронёй из термически обработанной легированной стали. Обычно в начальный период войны «вследствие отсутствия качественной броневой стали бронепоезда строились из сырой броневой стали, а также из подручного металла».

Но город Чусовой, помимо металлургического завода, имел в окрестностях хромитовый рудник, на тот момент единственный в стране (другие рудники оказались на территории, оккупированной врагом). Благодаря этому, металлурги Чусового и смогли сделать качественную броневую сталь для своего бронепоезда, кстати, единственного, созданного в этом уральском городе.

Чехарда имён
Ещё 5 ноября 1941 года в городе Молотов (ныне Пермь) началось формирование 44-го отдельного дивизиона бронепоездов. Для дивизиона на Молотовском паровозоремонтном заводе к весне построили два бронепоезда, получивших имена «Котовский» и «Щорс». Броня у этих бронепоездов была «сырая». Тем не менее, командование 44-го дивизиона по официальному акту приняло эти бронепоезда.



После этого в Молотов прибыл «Чусовской рабочий». Узнав, что этот бронепоезд имеет более качественную броню, военные решили переиграть… Но по бумагам в 44-м отдельном дивизионе уже значились бронепоезда «Котовский» и «Щорс»!..

Тогда было решено просто переименовать «Чусовского рабочего». «Рабочим» сначала заменили «Котовского», присвоив его имя…

Но что-то опять пошло не так - «Щорс» оказался хуже, чем думали, и хуже первого «Котовского»…
Поэтому решено первого «Котовского» вернуть, а заменить «Щорса»… В результате на бедном чусовском бронепоезде не успевала просыхать краска: сначала «Чусовской рабочий», затем «Котовский», затем «Щёрс» (с ошибкой) и уж после окончательно «Щорс». С декабря 1942 года и до конца войны имел № 758.

А первый «Щорс» официально оказался безымянным и имел номер 19. Хотя имя его всё же просвечивало сквозь краску, поэтому в анналах истории он фигурирует также как «Щорс», создавая определённую путаницу…. В августе 1942 года он был разбит в бою с немецкими танками на Кавказе под Моздоком.

Командир бронепоезда Александр Гудков
Командиром бронепоезда №758 «Щорс» был назначен старший лейтенант Александр Иванович Гудков. Он родился в городе Вичуге 18 (31) августа 1911 года (на тот момент в семье крестьянина д. Сенниково Тезинской вол. Кинешемского у. Костромской губ.). Член ВКП(б) с 1931 года. В Красную Армию был призван в мае 1941 году Вичугским райвоенкоматом (это были так называемые «большие учебные сборы» - призыв в армию около 800 тыс. военнообязанных запаса).

Командиром бронепоезда №758 Александр Гудков был до конца войны, которую окончил в звании капитана. Получил высокие награды: орден Отечественной войны I степени (1943), орден Красной Звезды (1944), орден Отечественной войны II степени (январь 1945).


Старший лейтенант Александр Иванович Гудков сидит в центре, фото 1942 года.

Родным братом командира бронепоезда был Павел Иванович Гудков (р. 1912, Вичуга), в 1945 году капитан административной службы, начальник отделения личного состава Оперативно-строевого отдела штаба желдорвойск 3-го, затем 4-го Украинского фронта. На войну был призван Вичугским райвоенкоматом 22 июня 1941 года. Воевал также на Западном, Центральном и Южном фронтах, в апреле 1943 года был ранен и контужен. Был награждён медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги» (1944), орденом Отечественной войны II степени (1945).

Первый поход (1942-1943)
Формирование 44-го отдельного дивизиона бронепоездов (одбп) закончилось 16 апреля 1942 г., 29 апреля бронепоезда прибыли в Москву. Здесь они прошли испытания обстрелом, а также было проведено их дооборудование.



15 июля 1942 г. дивизион убыл в распоряжение командования Сталинградского фронта, но 18 июля на станции Добрика «задержан до особого распоряжения».
19 июля 44-й одбп передали в состав войск Воронежского фронта с дислокацией на станциях Графская и Тресвятская. Включенный в 40-ю армию, дивизион получил задачу «не допустить прорыва немецких войск на северо-восточную и восточную окраины Воронежа и прикрыть тылы от авианалётов».

19 ноября 1942 г. дивизион переподчинили 60-й армии. 16 февраля 1943 г. передали в состав 3-й танковой армии с задачей охраны тыла на участке Валуйки - Купянск. В марте - апреле бронепоезда отразили более десятка авианалётов, при этом подбив 12 самолетов противника.
В марте от разрыва авиабомбы бронепоезд 758 был сброшен с рельсов с повреждением ходовой части двух бронеплощадок, но в течение суток был восстановлен и приведён в боевую готовность.

«Бронепоезд 758 старшего лейтенанта ГУДКОВА А.И. в апреле м-це 1943 года имел задачу прикрыть станцию Валуйки с Ю-З стороны от вражеской авиации. Умело маневрируя огнём и колёсами бронепоезда т. ГУДКОВ всегда неожиданно встречал огнём на подходе к станции, вражескую авиацию, которую сбивал с боевого курса и она в беспорядке сбрасывала бомбы куда попало, не причиняя почти никакого ущерба станции. Показывая образцы смелости и умения в отражении атак самолётов противника, БЕПО-758 под управлением старшего лейтенанта ГУДКОВА за период с 5.3. по 20.4.1943 года сбил ДЕВЯТЬ самолётов противника» (из наградного листа А.И. Гудкова).

Затем бронепоезда отправили в ремонт на Канашский вагоноремонтный завод. Одновременно с ремонтом провели и перевооружение составов, заменив пушки Лендера на танковые Ф-34. Работы закончили 30 июля 1943 года, после чего дивизион перебросили на станцию Крюково Октябрьской железной дороги в резерв Ставки ВГК.

Второй поход (1944-1945)
9 февраля 1944 г. 44-й одбп по маршруту Крюково – Калинин - Великие Луки – Невель - Городок убыл в распоряжение штаба 1-го Прибалтийского фронта. Включённый в состав 43-й армии дивизион к 20 февраля сосредоточился на станциях Б. Прудок и Сычиха с задачей поддержки частей 145-й стрелковой дивизии. С этих позициях в апреле - мае было произведено несколько огневых налётов по переднему краю немецкой обороны.

«Тов. ГУДКОВ, участник боёв за Родину против немецких захватчиков, показал мужество, стойкость и отвагу, участник боёв на Воронежском и Юго-Западном фронтах.
Руководя огнём бронепоезда 758 «ЩОРС», т. ГУДКОВ подавил огнём 13 мая 1944 года ТРИ цели.
12 июня 1944 года, поддерживая разведгруппу 599 СП огнём бронепоезда, подавил около 7 целей, кроме того, прикрывал огнём бронепоезда отход разведгруппы из траншей противника, в результате разведгруппа взяла контрольного пленного и без потерь вернулась обратно» (из наградного листа А.И. Гудкова от 16 июня 1944 г.)

Во время наступления частей 145-й стрелковой дивизии 24 июня 1944 г. бронепоезда вели огонь по позициям противника, способствовав нашим частям в прорыве немецкой обороны. В этот день 44-й одбп уничтожил 2 пулемета, 2 миномета, два 75-мм орудия и до 50 солдат и офицеров, 2 человека было взято в плен. Всего в боях 22 - 24 июня бронепоезда израсходовали 2400 снарядов.


Бронепоезд типа ОБ-3, к которому принадлежали «Котовский» и «Щорс».

После того, как фронт отодвинулся на запад, из-за разрушенной железной дороги дивизион вывели в резерв и сосредоточили на станции Б. Прудок. Отсюда 10 сентября он убыл по маршруту Витебск – Полоцк – Вильно – Шауляй - станция Димзас, куда прибыл 20 сентября 1944 г. Здесь 44-й одбп придали 10-му стрелковому корпусу 51-й армии 1-го Прибалтийского фронта и включили в огневой резерв.

1 октября 1944 г. самолёт противника МЕ-110 сбросил с бреющего полёта на бронепоезд 758, выдвигавшегося для огневой атаки противника, девять бомб, одна из них попала между платформой ПВО и 4-й бронеплощадкой. Платформа ПВО была сброшена с рельс, ж.д. путь разрушен. Платформа ПВО вышла из строя, у 4-й бронеплощадки отбита броня нижнего борта, перебиты соединительные трубы, выбит десантный люк. Один боец был легко ранен. Утром 2 октября бронепоезд вернулся на станцию Димзас.

По распоряжении штаба фронта к 23 октября (после восстановления железной дороги) дивизион сосредоточился на станции Байорен в 18 километрах севернее Мемеля (ныне Клайпеда). Здесь бронепоезда вошли в состав 43-й армии и были приданы 235-й стрелковой дивизии 92-го стрелкового корпуса. К этому времени части Красной Армии отрезали в районе Мемеля крупную немецкую группировку.

В октября - ноябре 1944 г. бронепоезда «Котовский» и «Щорс» вели огонь по позициям противника, израсходовав за пять огневых налётов более 3000 снарядов.


Бронепоезд "Котовский"

10 января 1945 г. после артиллерийской подготовки части Мемельской группировки противника неожиданно атаковали наши позиции, прорвавшись к рубежу Клауспуссен - Ягуттин. 44-й дивизион, имевший задачу поддержать пехоту 92-го стрелкового корпуса и не допустить прорыва, действовал на участке Мемель - Кретинген, вступил в бой с прорвавшимися немецкими частями, которые поддерживали несколько танков. Ведя огонь с дистанции 800 - 1000 метров прямой наводкой, бронепоезда подбили два танка и уничтожили сопровождавший их танковый десант. Подошедшие части 92-го стрелкового корпуса ликвидировали прорыв.

В течение 10 - 14 января 1945 г. бронепоезда дивизиона ежедневно вели огонь по противнику, оказывая поддержку своей пехоте в районе Клауспуссен. Всего за это время было уничтожено до 120 солдат и офицеров противника, 13 пулеметов, 4 блиндажа, 2 наблюдательных пункта, 2 танка, подавлен огонь нескольких артиллерийских и минометных батарей.


В последние дни войны. (г. Клайпеда, май 1945 г.). Слева - бронемашина.

«В боях с немецко-фашистскими захватчиками командир бронепоезда 758 капитан ГУДКОВ А.И. за период с 10.1. по 14.1.1945 г. в бою северо-восточнее г. Мемель, руководя огнём бронепоезда, нанёс большой урон пехоте и огневым средствам противника. 10.1.45 г. при наступлении противника огнём отрезал наступающую пехоту противника от танков, тем самым приостановил дальнейшее продвижение вглубь нашей обороны, в результате, неся большие потери, враг был остановлен на рубеже Школа, станция Клауспуссен.
С 11.1. по 14.1.45 г. капитан Гудков поддерживал наступление нашей пехоты, всё время вёл прицельный огонь, причем огнём бронепоезда было подавлено 5 пулемётных точек, 1 мин. батарея, 2 наблюдательных пункта, убито до 50 солдат и офицеров пр-ка, взорвана бензоцистерна в районе Пауль-Нармунд» (из наградного листа А.И. Гудкова от 16 января 1945 г.).

С 15 по 25 января 1945 г. на Мемельском направлении царило затишье, а на следующий день немцы начали отход. Узнав об этом, части 43-й армии перешли в наступление и 28 января захватили Мемель. Части противника отошли на косу Курише-Нерунг и далее на юг. В течение 26 - 28 января бронепоезда 44-го дивизиона поддерживали огнём действия частей 92-го стрелкового корпуса по ликвидации Мемельской группировки немцев. Боевая работа дивизиона получила высокую оценку - приказом Верховного Главнокомандующего № 056 от 5 апреля 1945 г. 44-му одбп присвоили почетное наименование «Клайпедский».


Бойцы 44-го отдельного дивизиона бронепоездов (г. Клайпеда, 1945 г.)

Переданный в состав 4-й ударной армии дивизион до 24 февраля находился на станции Байорен, затем его перебросили в район Руцава против Курляндской группировки противника, а оттуда 6 марта - на станцию Латкутые.

После окончания Великой Отечественной войны 44-й одбп, переданный 6-й гв. армии, сосредоточился в Байорен, 6 июня перешёл в Мемель, где находился до 5 декабря. К 12 декабря дивизион перебросили в Москву, а на основании директивы Генерального Штаба № орг/1/85511 от 9 декабря 1945 г. дивизион приступил к расформированию, которое завершилось в январе следующего года.


Встреча боевого состава бронепоезда "Щорс" в Перми

Всего за годы войны дивизионом было сбито 17 самолётов: 10 самолётов сбил бронепоезд 758 «Щорс», 7 самолётов – бронепоезд 673 «Котовский». Сбитые самолёты, как и в авиации, обозначались звёздочками на борту бронепоезда. 10 звёздочек красовалось под именем «Щорс».уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]