Приборное оборудование самолетов Су-30СМ и Су-34
---
Оригинал взят у коллеги diana_mihailova в Приборное оборудование самолетов Су-30СМ и Су-34
Взято у коллеги osipov.
Интересный зверь. СПКР-М2. Именно оно контролирует скольжение, углы атаки, перегрузку на Су-34 и Су-30СМ. Входит туда три датчика ДАУ-72, датчик ДЛУ-26, указатель УАП5-24 и блоки. Значительно модернизированный вариант СОС-2-8 и СОС-2-7. Делают в Воронеже.
С этой вещью ситуация вообще была неординарная. На Су-27СМ от УАП6-3 частично ушли. Где-то (на каждой второй или третьей машине) этот указатель есть , где-то его вообще нет. На Су-30М2 есть. В этих случаях он маленький, поскольку дублирующий всего-навсего показания текущей перегрузки и текущего угла атаки. Такой ставили на МиГ-29 и ранних Су-27 до 1988 года включительно. Он малоинформативный , нет значений Мах/Min по углу атаки и перегрузке. Допускаемых значений.
Поэтому в Воронеже сделали большой указатель - УАП5. Его стали ставить на Су-27 с 1989 года (примерно). Лично приходилось разбирать и делать такой прибор. Он очень сложный. Там множество бленкеров, рисок работающих от шаговых двигателей связанных механически с потенциометрами обратной связи. Модификация 13 появилась на Т-10С, модификация 18 на Т-10К. Модификация 14 на Як-141. Модификация 17 на МиГ-31М и Як-130.
Теперь, спустя почти 30 лет после своего создания модификация УАП5-24 появилась на Су-34 и Су-30СМ. Очевидно как базовая, поскольку от маленького УАП6-3 ушли непонятно почему.
Провел вскрытие УАП5-24. Как и писал очень сложная вещь с точки зрения механики/кинематики. Шаговых двигателей и потенциометров более десятка! То есть на каждый показывающий параметр (например aльфа Max) своя система с обратной связью - шаговый мотор-генератор/потенциометр и масса навесных элементов. Очень много микроподшипников и шестеренок.
Стоит сейчас такой приборчик как две новых «Калины» :)
Все остальное от этой системы тоже лежит передо мной сейчас.
И ДЛУ-26 и ДАУ-72. Последний флюгерный датчик тоже очень сложный прибор - шаговые, потенциометры, обогреватель, син/кос трансформатор.
Ах да, забыл. В УАП5 толщина стекла 1 см! И он совсем не простое, антибликовое и не потеет. Сбоку сверху стекла высечена фаска для блока подсветки где лампы размером с зерно. Закупочная стоимость УАП5 порядка 680 тысяч рублей /штука.
А это уже УАП6-3. Маленький дублирующий указатель от Су-30М2 и Су-27СМ. Он еще на ранних Су-27 стоял до 1989 года. Сделан он проще, хотя не разбирал. Всего два шаговых и два потенциометра внутри. Подсветка. По количеству контактов разъема СНЦ23 сзади можно судить. Всего два параметра - текущая перегрузка и угол атаки. Ничего лишнего :)
Сзади. Эта система называется СОС-2-7. И после тоже приставка в виде цифры. Зависит куда идет, на Су-30МКК, Су-30МК2(30М2) или вариант с указателем для Су-27СМ. Делается в Воронеже, как и все подобное. Набор датчиков примерно тот же, что и в предыдущей рассмотренной системе. Отличия лишь в приставках цифр после имени датчика. Например, ДЛУ-26-02. А в этой системе ДЛУ-26-07 и так далее. ДАУ-72-1-1 и ДАУ-72-4-4 отличаются вроде как разъемами.
К13 на указатели это уже название жгута с разъемом. Их КнааПО и Иркут самостоятельно собирают и обжимают контакты разъема СНЦ23. Провода там идут на подсветку в приборе (они связаны на шину подсветки приборов кабины получающую регулируемый ток через трансформатор ТР-60 на панели «Освещение») и тянутся в блок БФСИ. Он формирует сигнал индикации указателя, алгоритм его работы (скорость хода стрелок, отклонение рисок в зависимости от состояния самолета и др). Также дает цифровой сигнал для индикации на дисплеях. А в системы самолета сигнал и ограничения выдает/принимает другой блок. Например, сигнал «Шасси обжато».
УАП5-24 в кабине Су-34.
А вот он же. Ну, уже в первой кабине Су-30СМ. Во второй его нет. Но на М2 маленький УАП6-3 стоит в обеих кабинах.
Это первая кабина Су-30см.
Интересно, а чем дисплеи с Су-34 не угодили на Су-30СМ ?
Не угодили, во-первых, требованию минимальной переделки 30мк в см, а во-вторых, качеством картинки, на смке получше, не в разы, но лучше. Конечно, хотелось с см3, вот там красота! и видно все четко, и размер что надо, и программируется, как хочешь.
Как и обещал, расскажу о группе резервных электромеханических приборов. Она одинакова на Су-30СМ и Су-34. Отличие только в тахометре оборотов двигателей, которого просто нет на последнем самолете. На этот раз расскажу об указателе приборной скорости УС-1-1, вариометре ВР-РПБ, индикаторе ИНП-Р и тахометре ИТЭ-2ТБ2. Первые два прибора (входит еще третий - высотомер ВБМ-РПБ) нужны на случай отказа СВС или системы индикации. Они помогут экипажу привести машину на аэродром, не свалившись при этом в штопор от незнания скорости и высоты. ИНП-Р нужен на случай отказа ИНС. Он вместе с компасом КИ-13 поможет определить курс и местоположение. Тахометр ИТЭ-2ТБ2 просто показывает обороты двигателей.
Все эти приборы не разборные. То есть полностью герметичны и разборка возможна только на заводе-изготовителе. Стоит каждый из них примерно как новые отечественные «Жигули» - порядка 340-500 тысяч рублей.
Еще идут: авиагоризонт АГР-29 , высотомер ВБМ-РПБ , компас КИ-13 , топливомерный цифровой индикатор ИЦС7 , вольтметр постоянного тока В-1 :)
Это помимо рассмотренных УАП5-24 , ИНП-Р , ВР-РПБ , УС-1-1 и ИТЭ-2ТБ2.
Часы 781. Они заменили снятые с производства в Челябинске часы 756. Механика выпускается в Москве (СКБЧМ) , кварцевые в Чистополе (Восток). Стоит механика около 500 тысяч рублей. Это незаменимый атрибут Су-27СМ , Су-27СМ3 , Су-30М2 , Су-30СМ , МиГ-29К и МиГ-29СМТ.
А вот на 34-м уже кварц...
Конструкторы в Татарстане (Восток) ушли далеко вперед в модернизации часов 781. Они сделали их электромеханическими отказавшись от сложного единого механизма а просто установили 3 механизма один на один - часы , секундомер и время полета. От этого часы максимально упростились и подешевели. Не нужно их заводить , нет пружины. Не вылетят оси , нет камней , ничего не сотрется , ничего не надо чистить. Просто включением АЗС подал питание на шину от которой питаются часы , они сразу пошли. Подвел кремальерой время , нажал кнопку и отсчет времени полета. При необходимости (когда выполняют пуски ракет) пускают секундомер точного времени. Для измерения его с точностью до секунды (морковные стрелки).
Ах да, у них корпус в три раза длинней, чем у механических. И вес увеличился :).
О топливоизмерении и индикации. Цифровой индикатор ИЦС7-1. Он показывает запас топлива на Су-30СМ и Су-34. В первом случае это составная часть системы СТР7-5М.
Получается, что Су-30М2 устаревший самолет в плане оборудования. Оно такое же, как в середине 90-х годов. Подавляющее большинство приборов в кабинах как на обычном Су-27УБ , это и индикатор топливомера ИСТР2-8 , и указатели ТВГ УТ-7АБ , и индикатор шасси ИП52-04 , индикатор клина ИПК-2-02Б , индикаторы носков , давления и все остальное чего на Су-30СМ и Су-34 нету в помине.
СВС и описание, на каких ЛА используется та или иная система. На Су-30СМ стоит экспортная СВС-2Ц-У 30МКИ, на Су-34 стоит СВС-2Ц-У-2 , на Су-30М2 и Су-27См стоит штатная СВС-2Ц-2 сер.2.
Взято у коллеги osipov.
Интересный зверь. СПКР-М2. Именно оно контролирует скольжение, углы атаки, перегрузку на Су-34 и Су-30СМ. Входит туда три датчика ДАУ-72, датчик ДЛУ-26, указатель УАП5-24 и блоки. Значительно модернизированный вариант СОС-2-8 и СОС-2-7. Делают в Воронеже.
С этой вещью ситуация вообще была неординарная. На Су-27СМ от УАП6-3 частично ушли. Где-то (на каждой второй или третьей машине) этот указатель есть , где-то его вообще нет. На Су-30М2 есть. В этих случаях он маленький, поскольку дублирующий всего-навсего показания текущей перегрузки и текущего угла атаки. Такой ставили на МиГ-29 и ранних Су-27 до 1988 года включительно. Он малоинформативный , нет значений Мах/Min по углу атаки и перегрузке. Допускаемых значений.
Поэтому в Воронеже сделали большой указатель - УАП5. Его стали ставить на Су-27 с 1989 года (примерно). Лично приходилось разбирать и делать такой прибор. Он очень сложный. Там множество бленкеров, рисок работающих от шаговых двигателей связанных механически с потенциометрами обратной связи. Модификация 13 появилась на Т-10С, модификация 18 на Т-10К. Модификация 14 на Як-141. Модификация 17 на МиГ-31М и Як-130.
Теперь, спустя почти 30 лет после своего создания модификация УАП5-24 появилась на Су-34 и Су-30СМ. Очевидно как базовая, поскольку от маленького УАП6-3 ушли непонятно почему.
Провел вскрытие УАП5-24. Как и писал очень сложная вещь с точки зрения механики/кинематики. Шаговых двигателей и потенциометров более десятка! То есть на каждый показывающий параметр (например aльфа Max) своя система с обратной связью - шаговый мотор-генератор/потенциометр и масса навесных элементов. Очень много микроподшипников и шестеренок.
Стоит сейчас такой приборчик как две новых «Калины» :)
Все остальное от этой системы тоже лежит передо мной сейчас.
И ДЛУ-26 и ДАУ-72. Последний флюгерный датчик тоже очень сложный прибор - шаговые, потенциометры, обогреватель, син/кос трансформатор.
Ах да, забыл. В УАП5 толщина стекла 1 см! И он совсем не простое, антибликовое и не потеет. Сбоку сверху стекла высечена фаска для блока подсветки где лампы размером с зерно. Закупочная стоимость УАП5 порядка 680 тысяч рублей /штука.
А это уже УАП6-3. Маленький дублирующий указатель от Су-30М2 и Су-27СМ. Он еще на ранних Су-27 стоял до 1989 года. Сделан он проще, хотя не разбирал. Всего два шаговых и два потенциометра внутри. Подсветка. По количеству контактов разъема СНЦ23 сзади можно судить. Всего два параметра - текущая перегрузка и угол атаки. Ничего лишнего :)
Сзади. Эта система называется СОС-2-7. И после тоже приставка в виде цифры. Зависит куда идет, на Су-30МКК, Су-30МК2(30М2) или вариант с указателем для Су-27СМ. Делается в Воронеже, как и все подобное. Набор датчиков примерно тот же, что и в предыдущей рассмотренной системе. Отличия лишь в приставках цифр после имени датчика. Например, ДЛУ-26-02. А в этой системе ДЛУ-26-07 и так далее. ДАУ-72-1-1 и ДАУ-72-4-4 отличаются вроде как разъемами.
К13 на указатели это уже название жгута с разъемом. Их КнааПО и Иркут самостоятельно собирают и обжимают контакты разъема СНЦ23. Провода там идут на подсветку в приборе (они связаны на шину подсветки приборов кабины получающую регулируемый ток через трансформатор ТР-60 на панели «Освещение») и тянутся в блок БФСИ. Он формирует сигнал индикации указателя, алгоритм его работы (скорость хода стрелок, отклонение рисок в зависимости от состояния самолета и др). Также дает цифровой сигнал для индикации на дисплеях. А в системы самолета сигнал и ограничения выдает/принимает другой блок. Например, сигнал «Шасси обжато».
УАП5-24 в кабине Су-34.
А вот он же. Ну, уже в первой кабине Су-30СМ. Во второй его нет. Но на М2 маленький УАП6-3 стоит в обеих кабинах.
Это первая кабина Су-30см.
Интересно, а чем дисплеи с Су-34 не угодили на Су-30СМ ?
Не угодили, во-первых, требованию минимальной переделки 30мк в см, а во-вторых, качеством картинки, на смке получше, не в разы, но лучше. Конечно, хотелось с см3, вот там красота! и видно все четко, и размер что надо, и программируется, как хочешь.
Как и обещал, расскажу о группе резервных электромеханических приборов. Она одинакова на Су-30СМ и Су-34. Отличие только в тахометре оборотов двигателей, которого просто нет на последнем самолете. На этот раз расскажу об указателе приборной скорости УС-1-1, вариометре ВР-РПБ, индикаторе ИНП-Р и тахометре ИТЭ-2ТБ2. Первые два прибора (входит еще третий - высотомер ВБМ-РПБ) нужны на случай отказа СВС или системы индикации. Они помогут экипажу привести машину на аэродром, не свалившись при этом в штопор от незнания скорости и высоты. ИНП-Р нужен на случай отказа ИНС. Он вместе с компасом КИ-13 поможет определить курс и местоположение. Тахометр ИТЭ-2ТБ2 просто показывает обороты двигателей.
Все эти приборы не разборные. То есть полностью герметичны и разборка возможна только на заводе-изготовителе. Стоит каждый из них примерно как новые отечественные «Жигули» - порядка 340-500 тысяч рублей.
Еще идут: авиагоризонт АГР-29 , высотомер ВБМ-РПБ , компас КИ-13 , топливомерный цифровой индикатор ИЦС7 , вольтметр постоянного тока В-1 :)
Это помимо рассмотренных УАП5-24 , ИНП-Р , ВР-РПБ , УС-1-1 и ИТЭ-2ТБ2.
Часы 781. Они заменили снятые с производства в Челябинске часы 756. Механика выпускается в Москве (СКБЧМ) , кварцевые в Чистополе (Восток). Стоит механика около 500 тысяч рублей. Это незаменимый атрибут Су-27СМ , Су-27СМ3 , Су-30М2 , Су-30СМ , МиГ-29К и МиГ-29СМТ.
А вот на 34-м уже кварц...
Конструкторы в Татарстане (Восток) ушли далеко вперед в модернизации часов 781. Они сделали их электромеханическими отказавшись от сложного единого механизма а просто установили 3 механизма один на один - часы , секундомер и время полета. От этого часы максимально упростились и подешевели. Не нужно их заводить , нет пружины. Не вылетят оси , нет камней , ничего не сотрется , ничего не надо чистить. Просто включением АЗС подал питание на шину от которой питаются часы , они сразу пошли. Подвел кремальерой время , нажал кнопку и отсчет времени полета. При необходимости (когда выполняют пуски ракет) пускают секундомер точного времени. Для измерения его с точностью до секунды (морковные стрелки).
Ах да, у них корпус в три раза длинней, чем у механических. И вес увеличился :).
О топливоизмерении и индикации. Цифровой индикатор ИЦС7-1. Он показывает запас топлива на Су-30СМ и Су-34. В первом случае это составная часть системы СТР7-5М.
Получается, что Су-30М2 устаревший самолет в плане оборудования. Оно такое же, как в середине 90-х годов. Подавляющее большинство приборов в кабинах как на обычном Су-27УБ , это и индикатор топливомера ИСТР2-8 , и указатели ТВГ УТ-7АБ , и индикатор шасси ИП52-04 , индикатор клина ИПК-2-02Б , индикаторы носков , давления и все остальное чего на Су-30СМ и Су-34 нету в помине.
СВС и описание, на каких ЛА используется та или иная система. На Су-30СМ стоит экспортная СВС-2Ц-У 30МКИ, на Су-34 стоит СВС-2Ц-У-2 , на Су-30М2 и Су-27См стоит штатная СВС-2Ц-2 сер.2.
Взято: bmpd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]