«С Павлом я рассчитался» : военный губернатор Петербурга Пален намеревался править Россией
---
Граф Пётр Пален был прирожденным заговорщиком. Циничный, жесткий властолюбец умел казаться простым и искренним. Готовя убийство императора Павла I, он продумал все до мелочей, но не смог предвидеть, что за убитого отца ему воздастся от сына.
Честный интриган
Пётр Алексеевич Пален (Петер Людвиг фон дер Пален) родился 28 июля 1745 года в Курляндии (герцогство, существовавшее в западной части современной Латвии). Уже в пятнадцать лет он служил в Конногвардейском полку. Участвовал в двух русско-турецких войнах, был ранен, отчаянно сражался при штурме Очакова. В боях отличался хладнокровием и смелостью. В должности правителя Рижского наместничества добился присоединения Курляндии к России и был назначен ее генерал-губернатором.
В начале правления Павла I Пален жил, как на вулкане. Периоды царской милости чередовались для него с опалой. Трижды император лишал его государственных должностей, но всякий раз Пален возвращался во власть. Современники характеризовали его как человека честного, дружелюбного, с открытым лицом, умного и приятного собеседника. Но то была лишь маска, за которой таились цинизм и коварство.
В 1798 году Палену удалось втереться в доверие к Павлу. В течение трех лет он был военным губернатором Петербурга, членом совета и коллегии иностранных дел, канцлером Мальтийского ордена, великим магистром которого являлся сам император. По натуре Павел I был доверчив, умен, но вспышки гнева часто застили ему разум. К тому же, придя к власти, он повел борьбу с обласканным его матерью, Екатериной II, дворянством, на которое, по идее, должен был опираться. Упразднил указ Екатерины от 1785 года «О правах, вольности и преимуществах благородного российского дворянства», а Общее собрание Сената оскорбительно называл «овчим». «Несправедливой раздачей чинов и наград, немотивированными разжалованиями и изгнаниями Павел озлобил против себя гвардию, генералитет и сановников», — писал историк Николай Карамзин. Своими руками император создал все предпосылки для заговора.
Невидимая рука Англии
Организовали заговор вице-канцлер Никита Панин и губернатор Пётр Пален. Первый был идеологом, второй отвечал за техническое исполнение. Общее число участников, по разным источникам, составляло 180−300 человек. Собрать их было несложно. Обиженных государем было предостаточно. Пален вернул в столицу высланных царем братьев Зубовых, включая фаворита Екатерины II Платона, и привлек к заговору вовсе не жаждавшего власти старшего сына Павла — Александра, пообещав ему сохранить отцу жизнь. Посадив на трон наследника лишь для отвода глаз, Пален планировал единолично управлять Россией.
Никита Панин
Сам губернатор не входил в число обиженных. Он банально продался за большие деньги англичанам, инициировавшим заговор. В 1800 году Павел заключил военный союз с Наполеоном. На начало 1801‑го планировался совместный российско-французский поход в Индию, колонию, обеспечивавшую англичанам процветание. В январе туда уже выдвинулся 35‑тысячный казачий корпус, а в марте в результате заговора Павел был убит. По словам профессора МГУ историка Владимира Томсинова, прямых доказательств участия Англии в заговоре нет, но есть много косвенных. В своей книге «Дипломатия XVIII века» Карл Маркс на основании исследованной им переписки английских посланников в Петербурге сделал вывод, что Англия в XVIII веке использовала Россию в качестве проводника своих интересов в Европе. Высланный Павлом английский посланник Чарльз Уитворт в 1800 году был направлен в Данию для предотвращения ее союза с Россией. Оттуда он поддерживал связь с проанглийски настроенными братьями Зубовыми, а деньги для создания заговора переправлял через Ольгу Жеребцову, их сестру и свою любовницу. После убийства Павла I некоторые из заговорщиков, прежде небогатые, оказались при больших деньгах. А самым богатым стал граф Пален.
Роковая ошибка Павла I
В недолгий период очередного отстранения Палена пост петербургского губернатора занял генерал-лейтенант Николай Свечин (с августа по октябрь 1800‑го). Пален предложил ему поучаствовать в заговоре против императора. Свечин категорически отказался, честно предупредив, что не унизит себя доносом, но сделает все, чтобы помешать заговорщикам. Но… не успел. На свою беду в октябре Павел I снова назначил губернатором Палена, а Свечина в тот же день отправил в отставку.
Николай Свечин
«Идите царствовать!»
Убийство императора в ночь на 24 марта Пален продумал скрупулезно. Когда Павла известили о заговоре, он спросил графа, знает ли тот об этом. Пален ответил, что не только знает, но и сам возглавляет его, но императору не стоит беспокоиться об этом — все нити в его руках и в нужный момент заговор будет раскрыт. Он обвинил жену царя, Марию Фёдоровну, в сообщничестве, а чтобы она случайно не смогла вмешаться, предложил запереть дверь в ее комнату. Он заблокировал лестницу, по которой мог убежать Павел. По его приказу накануне трагедии всегда охранявший Михайловский замок преданный царю Конно-гвардейский полк был заменен на Семеновский, который не оказал сопротивления убийцам. Около полуночи Пален явился на квартиру заговорщика Талызина, где собралось несколько десятков офицеров. Вином и посулами, что новый император всех помилует, он распалил и без того возбужденных сообщников.
В половине первого ночи 12 пьяных офицеров ворвались в спальню императора. Ему дали приказ об отречении. Весь дрожа, Павел закричал. Николай Зубов толкнул его со словами «Ты что орешь?!» Павел кинулся на него, а Зубов зажатой в руке золотой табакеркой ударил того в висок. После этого озверевшие пьяные заговорщики еще долго душили и топтали императора, добивая его. Зайдя в спальню к Александру, Пален нашел его плачущим. «Довольно плакать! — резко сказал он. — Идите царствовать!»
Но править Россией за спиной Александра I не получилось. После воцарения тот выслал всех заговорщиков из Петербурга. Пален был удален в свое имение в Курляндии, где провел четверть века, пережив императора, который был моложе его. В глухой деревне, даже с большими деньгами, он уже не мог оказывать влияния на политику России. Навещавшим его гостям он любил подробно описывать цареубийство. Он так и не раскаялся в нем и был уверен, что совершил «величайший подвиг». Умирая, Пётр Пален произнес: «Господи, прости мне мои грехи. С Павлом я уже рассчитался».
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]