Гибель Кубанской армии
21.03.2020 3 554 0 +63 vorbur

Гибель Кубанской армии

---
+63
В закладки
Гибель Кубанской армии армии, Туапсе, человек, войска, бежали, Грузию, часть, советской, части, командование, правительство, Кубанской, Черноморской, Однако, кубанцев, смогли, Крыма, Кубанцы, России, марта

А. И. Деникин в день отставки с поста главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России

Смута. 1920 год. Вооруженные силы Юга России пали. Ядро белых сил эвакуировалось морем в Крым. Но по всему Кавказу агонизировали обломки деникинской армии и различные автономные и «зелёные» образования.

Отступление кубанцев

Войска, которые не смогли попасть на транспорты в Новороссийске, двинулись береговой дорогой на Геленджик и Туапсе. Однако при первом же столкновении с «зелёными», которые располагались в Кабардинской, не решились вступать в бой, замитинговали и разбежались. Некоторую часть смогли подобрать суда и вывезли в Крым, другие ушли в горы и сами стали «зелёными»-бандитами или перешли на сторону красных.

Части Кубанской армии сосредоточились в районе Майкопа и Белореченской. Её прижали к горам. Красные преследовали кубанцев малыми силами, видимо, считая, что остатки Кубанской армии и так рассеяться. Отступая, кубанские войска продолжали расти численно. Правда, боевая мощь армии не увеличилась. К кубанцам присоединился 4-й Донской корпус, отрезанный от своей армии в районе Екатеринодара. Вливались дезертиры и тыловые части. Всего собралось до 30 тыс. человек. Не считая беженцев. Море обозов с имуществом и скотом. Вся эта масса направлялась на Туапсе. Только в авангарде и арьергарде удалось расположить более или менее боеспособные части. При этом не было даже общего руководства. Кубанский атаман Букретов, правительство и Рада заявили о разрыве с Деникиным и полной самостийности. Они склонялись к перемирию с большевиками. Большинство командиров считали себя частью ВСЮР и было против соглашения с красными. Большинство простых казаков просто бежали, без «политики».

Как было обычно в это время, идей было много. Большинство военных начальников и офицеров хотели добраться до побережья, погрузиться на суда и эвакуироваться в Крым. Кубанское правительство надеялось отсидеться в замкнутом районе побережья, перекрыть перевалы и приморскую дорогу, восстановить порядок в армии. Заключить союз с Грузией и Черноморской республикой. А затем перейти в контрнаступление, отбить Кубань. Другие мечтали сбежать в Грузию, надеясь, что там их гостеприимно встретят.

Многотысячный поток двигался на Туапсе. Навстречу кубанцам через горные перевалы в сторону Майкопа двигалась часть Черноморской красной армии (около 3 тыс. человек). И у станицы Хадыженской противники неожиданно друг для друга встретились. Черноморская армия, бывшие «зелёные», своих привычек не оставили. Поэтому шли как по вражеской территории. Что привело к стычкам с местными казаками. И тут появилась Кубанская армия. Она полностью разложилась и почти полностью утратила боеспособность. Но Черноморская армия состояла из дезертиров, перебежчиков и «зелёных»-повстанцев. Обнаружив большие массы противника, она поспешно отступила к перевалам. Оттуда её легко сбили. 20 марта 1920 года Черноморская армия бежала в Туапсе, затем севернее, в Геленджик. Опасаясь, что кубанцы пойдут следом и раздавят, «красно-зелёные» бежали далее на север, в сторону Новороссийска, на соединение с 9-й советской армией.

Кубанцы расположились между Туапсе и Сочи. Ситуация была крайне тяжелой. Запасов провианта и фуража на такие массы людей, лошадей и скота не было. Главной задачей стал поиск продовольствия и фуража в приморских селениях. Надежды на помощь «зелёной» Черноморский республики не оправдались. «Зелёные»-демократы имели ещё более слабые силы, и не могли помочь в борьбе с красными. Правда, кубанцы и черноморцы заключили соглашение. Кубанцы обещали не вмешиваться во внутреннюю жизнь «республики», признали местное «правительство», остановили движение на Сочи. Кубанцы просили помочь им продовольствием и обязывались защищать Черноморскую республику от Красной Армии. Однако улучшить ситуация с продовольствием не удалось. Узкая прибрежная полоса в эти время была очень бедной хлебом, его завозили. Высеваемого местными крестьянами зерна едва хватало на собственные нужды. Только что кончилась зима, соответственно и все запасы были на исходе. А война прекратила подвоз из бывших белых областей Юга России. Из Крыма (тоже небогатого продовольствием) снабжение наладить не успели.

Гибель армии

31 марта 1920 года советские войска, преследовавшие кубанцев и отставшие от них, форсировали перевалы и вышли к Туапсе. Кубанцы так и не смогли привести свои войска в порядок, восстановить дисциплину. Кубанские части без боя бросили город и бежали на юг. Соглашение с черноморцами рухнуло. Командиру авангарда генералу Агоеву приказали занимать Сочи. 60-тысячной массе беженцев было плевать на соглашения, заключенные кубанским правительством с Черноморской республикой. Функционеры Черноморской республики, её ополчение и часть населения бежали в горы, увезя имеющееся добро и провиант.

К 3 апреля 1920 года все побережье вплоть до Грузии затопили кубанские беженцы. Кубанское правительство, Рада и атаман разместились в Сочи. Здесь кубанцы получили небольшую передышку. Дело было в том, что 34-я стрелковая дивизий 10-й советской армии, которая преследовала Кубанскую армию, в результате длительного марша и эпидемии тифа была обескровлена, в ней осталось всего около 3 тыс. человек. Кубанцев действительно было много. Красные остановились в Туапсе и перешли к обороне, выставив заслон на р. Чухук.

Правда, почти месячная пауза не спасла Кубанскую армию. Восстановить её боеспособность не удалось. Собственно, и не пытались. Продолжались политические дрязги и разногласия. Вожди Черноморской республики больше не желали никаких соглашений. Кубанское правительство пыталось заключить союз с грузинами, но переговоры с Грузией остались безрезультатными. Военное командование пыталось наладить связь с Врангелем (4 апреля Деникин передал пост главнокомандующего ВСЮР Врангелю). Войска и беженцы были заняты поиском пропитания. Все прибрежные селения были полностью опустошены. Попытки добыть провиант в горных селениях закончились неудачно. Местные крестьяне перекрыли горные пути и тропы завалами и небольшими отрядами ополчения с пулеметами. Скот и лошади умирали от бескормицы. Затем наступил настоящий голод. Люди ели уже павших животных, кору и резали лошадей. Продолжалась эпидемия тифа, к ней прибавилась и холера.

В Крыму сомневались: что делать с оставшимися на кавказском побережье кубанцами и донцами? До Крыма доходили сведения о полном разложении кубанцев, о стычках и метаниях. Атаман и Рада заявили о полном разрыве с добровольцами. Генерал Писарев, который возглавил армию, просил о вывозе в Крым. Однако Ставка и донское командование сомневались в необходимости такого шага. Верховное командование хотело перевести только не бросивших оружие и готовых драться. Донские командиры были ещё более осторожными, и предложили воздержаться от эвакуации 4-го корпуса в Крым. Мол, казаки полностью разложились и только усилят смуту на полуострове. Уже эвакуированные в Крым донские части создавали проблемы. С другой стороны, донское командование ещё не сбрасывало со счётов такой вариант – вернуть казаков из Крыма на кавказское побережье и вместе с кубанцами перейти в контрнаступление, освобождая Кубань и Дон. А в случае провала наступления отступить в Грузию.

К тому же положение самого Крыма в марте и апреле 1920 года было неопределённым. Возможность его длительной обороны и снабжения ставилась под сомнение. Многие считали, что большевики вот-вот перебросят силы с Северного Кавказа и прорвут оборону. Крым – это «ловушка». Поэтому вскоре придётся эвакуироваться самим. В итоге транспорты для эвакуации доно-кубанских корпусов так вовремя и не направили. Кроме того, как и раньше для кораблей не хватало угля.

Тем временем стоявшая в Туапсе 34-я стрелковая дивизия была подкреплена 50-й дивизией. Они теперь входили в состав 9-й советской армии. Численность советской группировки была доведена до 9 тыс. бойцов. 30 апреля 1920 года красные снова пошли в наступление с целью добить противника. Кубанцы не смогли оказать сопротивление и бежали. Правительство и Рада снова просила помощи у Грузии, командование – у Крыма. Грузинское правительство отказалось пропускать кубанцев, опасаясь вызвать войну с Советской Россией. Тогда атаман Букретов и генерал Морозов начали переговоры с красными о капитуляции. Сам атаман и члены Кубанской рады бежали в Грузию, а затем в Константинополь. Большая часть Кубанской армии сложила оружие и сдалась (около 25 тыс. человек). Часть войск во главе с генералом Писаревым (12 тыс. человек), откатилась от Сочи к Гаграм и была посажена на суда, которые прислала Врангель. В дальнейшем из вывезенных казаков сформировали Кубанский корпус.

Затем за несколько дней пала «зелёная» Черноморская республика. Её лидеров арестовали, часть бежала в Грузию. С «зелёными»-повстанцами быстро разобрались. Им не дали вольничать как при правительстве Деникина. Семьи ушедших в горы бандитов ссылали, имущество конфисковывали. Прежний хаос уходил в прошлое. Наступала новая советская (русская) государственность.

Гибель Кубанской армии армии, Туапсе, человек, войска, бежали, Грузию, часть, советской, части, командование, правительство, Кубанской, Черноморской, Однако, кубанцев, смогли, Крыма, Кубанцы, России, марта

Командующий группой войск Кубанской армии Пётр Константинович Писарев

Гибель северокавказской и астраханской групп

Терские казаки и войска Северокавказской группы генерала Эрдели были отрезаны от главных сил Деникина и отступили к Владикавказу. Оттуда белые части и беженцы (всего около 12 тыс. человек) во Военно-Грузинской дороге двинулись в Грузию. 24 марта 1920 года Красная Армия заняла Владикавказ. В Грузии белые части были разоружены и помещены в лагеря в районе Поти, в болотистой, малярийной местности. Эрдели в дальнейшем отбыл в Крым.

Вслед за белыми пали и местные автономные «правительства». Белый Юг был буфером, который прикрывал различные «правительства» Северного и Южного Кавказа. Как только пали ВСЮР сразу стала очевидна иллюзорность и нежизнеспособность всех кавказских государственных образований. В ходе движения 11-й советской армии пал Северо-Кавказский эмират (на территории Дагестана и Чечни) Узуна-Хаджи. Его 70-тысячная армия развалилась. Часть войск из коммунистов и бывших красноармейцев во главе с Гикало и присоединившиеся к ним «левые исламисты» перешли на сторону Красной Армии. Другие, сразу устав от «священной войны», разбежались по домам. Оставшиеся верными имаму войска не смогли противостоять красным, их оттеснили в горы. Сам тяжело больной Узун-Хаджи 30 марта 1920 года умер, по другой версии, его убили соперники или агенты большевиков. Вскоре пришёл черёд Грузии и Азербайджана.

На побережье Каспия отступал белый отряд генерала Драценко, который ранее воевал на астраханском направлении. Астраханская группа отступала под давлением 11-й советской армии. Активизировались и горцы. Белогвардейцы отступили к Петровску (Махачкале), где базировалась белая Каспийская флотилия, 29 марта погрузились на корабли и направились в Баку. Здесь генерал Драценко и командующий флотилией контр-адмирал Сергеев заключили соглашение с азербайджанским правительством: белых пропускали в Грузию, а они сдавали Азербайджану всё вооружение. Военная флотилия принимала на себя задачу обороны азербайджанского побережья. Однако азербайджанские власти, как только Сергеев уехал в Батум, чтобы оттуда связаться со Ставкой, а корабли стали входить в порт, аннулировали соглашение. Потребовали безоговорочной сдачи.

Каспийская флотилия отказалась сдаваться. Капитан 1-го ранга Бушен увёл корабли в Персию, в Энзели. Белогвардейцы попросили убежища у британцев, которые там располагались. Ранее британцы поддерживали белых в регионе. Однако англичане, курс правительства которых уже поменялся, интернировали белогвардейцев.

Таким образом, Вооруженные силы Юга России пали. Их остатки на Северном Кавказе были ликвидированы и пленены. Небольшая часть бежала за границу. Часть влилась в состав Красной Армии. На небольшом Крымском полуострове собралось всё, что осталось от ВСЮР. Деникин свёл остатки своих сил в три корпуса: Крымский, Добровольческий и Донской, Сводную кавалерийскую дивизию и Сводную кубанскую бригаду. Крымский корпус по-прежнему прикрывал перешейки, остальные войска расположились в резерве для отдыха и восстановления.

Автор:Самсонов АлександрИспользованы фотографии:https://ru.wikipedia.org/Статьи из этой серии:Смута. 1920 год

Битва за Ростов
Катастрофа белой Одессы
Как Слащёв Крым оборонял
Доно-Манычская битва
Гибель Северной армии Миллера
Почему агента Запада Колчака превращают в героя и мученика России
Разгром армии Деникина в Тихорецком сражении
Как завершился Ледяной Сибирский поход
Падение белой Кубани
Агония белого Новороссийска
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]