Европейское метро приходит в Москву
14.01.2017 580 0 0 russos

Европейское метро приходит в Москву

---
0
В закладки
Дима Чистопрудов побывал на строительстве двухпутного тоннеля Кожуховской линии метро в Жулебино. Я тоже должен был поехать, но аккумулятор в машине сказал, что мне не надо туда ехать. А жалко. Делаю просто перепост и немного прокомментирую. Десятиметровый ТПМК, названный «Лилией», был собран в переходной камере на Привольной улице в Жулебино. Я вам уже показывал начальный этап его сборки, теперь смотрим что получилось.

Необходимо дать пояснения. Во-первых, Лилия действительно, самый большой щит для строительство метро, но в Москве уже работал щит большего диаметра (14,2 метров!) Это ТПМК этой же фирмы «Елизавета», которым построены Лефортовский и Северозападный тоннели. Уже в процессе проектирования Серебреноборских тоннелей было принято решение проложить участок метро не в отдельных тоннелях, а нижнем ярусе, что и было реализовано.

Во-вторых, проект очень спорный и до сих пор не ясно, насколько удобно такой участок будет эксплуатировать. Еще в 30-е годы было принято решение отказаться в метрополитене от боковых платформ (Станция «Александровский сад» в силу разных обстоятельство стала исключением), так как они неудобны как и для работников, так и для пассажиров. Как будет здесь — покажет время. Потом, честно скажу, я даже не вижу особенного выигрыша в строительстве. С одной стороны работа одного щита в замен двух — дешевле, но объем грунта с одного тоннеля диаметром 10 метров больше, чем с двух шестиметровых тоннелей. Потом обделка большего диаметра дороже, чем меньшего. Но тут все настолько на грани, так что надо внимательно изучать сметы. Еще не забываем, что многое зависит от геологии.

Но в любом случае, Москва получит прекрасный опыт строительства и будут новые фотографии большого тоннеля. :)

Оригинал взят у chistoprudov в Европейское метро приходит в Москву

Один большой двухпутный тоннель и станции с платформами по бокам, как в Мадриде, Берлине, Риме, Копенгагене и Токио. Встречайте теперь и в Москве!



1. Впервые за всю историю строительства московского метрополитена запущен тоннелепроходческий механизированный комплекс (далее ТПМК), ведущий проходку большого двухпутного тоннеля диаметром десять метров. Строительство двухпутных тоннелей часто называют «мадридским методом». Именно в Мадриде с помощью такой технологии удалось построить почти 200 км тоннелей и 156 станций метро всего за 12 лет.

Десятиметровый ТПМК, названный «Лилией», был собран в переходной камере на Привольной улице в Жулебино. На фото — портал будущего тоннеля. «Лилия» уже стартовала и прошла несколько метров. На начальном этапе скорость движения ничтожная, но когда закончатся все пуско-наладочные работы, комплекс будет проходить до 10 метров в сутки. Так как для Москвы технология уникальна, несмотря на недавние морозы, с ходом работ лично ознакомился мэр города.



Испанцы предложили строить в Москве тоннели по распространенной в Европе технологии — с двумя путями и платформами по бокам. Подобное строительство ведется значительно быстрее, поскольку тоннель в этом случае прокладывается одним проходческим щитом большого диаметра, а не двумя.

По этой двухпутной технологии планируется строить часть будущей Кожуховской ветки, которая соединит Некрасовку с центром Москвы и пройдет параллельно существующей Таганско-Краснопресненской линии. «Лилия» пройдет от переходной камеры за станцией «Косино» в направлении станции «Нижегородская улица», то есть до МЦК. Остальные участки будут пройдены обычным методом.



В интернете попробовал найти схему этого щита, но не уверен, что это именно он. По сути — это огромный металлический червяк. Существует легенда, что изобретателю проходческого щита Марку Брюнелю пришла в голову идея этого устройства, когда он наблюдал, как корабельный червь прокладывает дорогу в твердой дубовой щепке. Это было, на минуточку, в начале 19 века. Брюнел заметил, что только лишь голова маленького моллюска покрыта жесткой раковиной. С помощью её зазубренных краев червь буравил дерево. Углубляясь, он оставлял на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Взяв этот принцип за основу, Брюнел запатентовал большой чугунный проходческий щит, который проталкивают под землей домкратами. Рабочие могли убирать из щита землю, а тот в свою очередь предохранял их от обвала породы. Щит углублялся в породу, отталкиваясь от созданного собой тоннеля, а рабочие выгребали землю, наращивали и укрепляли тоннель кирпичной кладкой. За почти два столетия проходческие щиты сильно эволюционировали, но основной принцип их работы остался прежним.

UPD. Из комментариев:
Фактически первым кто успешно применил щит был сын Марка — Исамбард (отец сошел с ума из-за постоянных протечек щита и гибели рабочих). Исамбард в разы более знаменит и является одним из сотни самых важных для Британии людей за всю ее историю. Да, Марк придумал и запатентовал, но первый туннель под Темзой копал Исамбард, а значит он реалистично работал над этим. Отцу на момент патентования было 50, сыну 13, рыть первый тоннель он начал в 19 (отцу уже 56 и это много для 1825). Брунел (И.) построил Паддингтон, Клифтон Бридж и кучу всего еще, в честь него назвали университет на западе Лондона.



2. ТПМК собран в монтажном котловане на глубине 23 метра. Вниз ведет вот такая шикарная лестница.



3.



4. Внутри щита инженерная красота и «слала роботам». Обязательно приеду посмотреть на этот ТПМК, когда он пройдет несколько сотен метров и будет целиком находиться в тоннеле. Грандиозная махина!



5. В отличие от классической проходки двух отдельных тоннелей диаметром по 6 метров, один 10-метровый щит позволяет существенно сэкономить время и бюджет.



6. Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, чем для двух обычных, уменьшается и количество сопутствующей инфраструктуры – это и освещение, и вентиляция, и подвоз тюбингов.



7. При стандартном строительстве однопутного тоннеля дошедшие до финиша щиты разбирают, перевозят на следующий участок, снова собирают и запускают в работу. При строительстве двухпутных тоннелей щит пробивает торцевые стены станции, проходит ее насквозь и движется дальше — сооружать следующий участок. Это также сокращает сроки и стоимость работ.

Судя по названию комплекса, инженерное чудо закупили в Германии. Длина ТПМК составляет 66 метров, вес – около 1600 тонн, вес ротора – 156 тонн.



8. Черт ногу сломит )



9.



10. Кабина пилота щита.



11. Силовой кабель в огромной катушке. Этот 10-метровый тоннеллепроходческий комплекс отличается от традиционного бо́льшим количеством элементов, размерами и сложностью монтажа. Однако, по словам проходчиков, этот щит был собран за рекордные 27 дней. Работы на стройке ведет АО "Мосинжпроект".



12. Интересно, что для такой огромной машины применяют другую систему выдачи грунта на поверхность. Привычные вагонетки не используются, и порода постоянно выдается по вертикальному конвейеру. Это связано с большим количеством вырабатываемой земли. Вагонеток просто не хватит. А подача тюбингов и раствора для заполнения пустот за обделкой производится вот таким хитрым тягачом.



13. Это длинный восьмиосный тягач, который за одну ходку может привезти контейнер с раствором и тюбинги для одного кольца. В самом щите рассмотреть тягач не получилось.



14. А на улице мы рассмотрели это чудище целиком. Впервые увидел такую технику. У меня сразу же возник вопрос — а как сдавать задом?



15. Если обычно вагонетки гремят в тоннелях по временным техническим путям, то в случае с тягачом не нужно будет укладывать и обслуживать эти пути. Но как ездить задом?!



16. Все оказалось проще, чем я думал. У тягача две кабины )



17. Когда тоннель вырастет до нескольких километров, ходить работягам пешком станет сложновато. Поэтому для доставки персонала к ТПМК предусмотрен специальный вагончик, который ставится на тягач взамен миксера с раствором. Ух, через несколько месяцев надеюсь прокатиться в нем!



18.



19. Лента конвейера для выдачи грунта на поверхность.



20. Накопительная башня ленты конвейера на 200 метров. ТПМК будет постепенно углубляться в тоннель и растягивать за собой линию конвейера. Чтобы каждый день не наращивать ленту по 10 метров, строят вот такие накопители. Когда очередная порция ленты заканчивается, приваривают (или приклеивают) еще 200 метров. По сути, это как рулон туалетной бумаги, только в данном случае бумагу не отрывают, а разматывают и уходят с ней в тоннель )



21. Ленту конвейера видно по бокам снимка. Сейчас накопитель пустой.



22. Вертикальный конвейер для отгрузки породы.



23. Его верхняя часть на поверхности.



24.



25. В эту камеру будет поступать порода с ТПМК. Отсюда уже обычными экскаваторами и самосвалами породу отправят куда следует.



26. Не все оборудование на стройплощадке импортное. Вот эти градирни для охлаждения воды, используемой для работы ТПМК, исключительно отечественного производства. Может я доживу до того дня, когда российские щиты будут закупаться в Европу )



27. Монтаж щита осуществлялся огромным автомобильным краном грузоподъемностью 550 тонн.



28. Противовесы.



29. Скоро большой кран разберут и вывезут. В дальнейшем, все необходимые операции на стройплощадке будет выполнять вот этот оранжевый монстр.



30. Пока что в монтажной камере собран только один щит. Позже здесь появятся еще три, но уже обычные, 6-метровые.



31. Отсюда пойдет проходка к станции «Косино», но уже стандартным для Москвы методом в два тоннеля.



32. А вот одно кольцо будущего тоннеля в натуральную величину. Сечение поездов тоже в масштабе. Пространство снизу под путями будет использовано для кабельного коллектора, сверху для вентиляции.

Вопрос дочитавшим до конца: Что у Коляна на ногах?



Cпасибо пресс-службе Стройкомплекса Москвы и АО Мосинжпроект за допуск и организацию интересной съемки.

Дмитрий Чистопрудов, фотоагентство Vostok. По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту mail@vostokphotos.ruуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]