Лётные знаки СССР, которые выше орденов
---
Испытатель Анохин Сергей Николаевич
Знак "Заслуженный летчик-испытатель СССР"
Пятидесятые годы были характерны и качественным скачком в развитии отечественной авиации. Вступали в строй один за другим новые реактивные самолеты. Звуковой барьер был преодолен. Авиация становилась всепогодной. В этом была огромная заслуга летчиков и штурманов-испытателей. Их постоянный на грани риска труд поистине был героическим. Это вызвало появление особой меры поощрения.
По ходатайству председателя Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике генерал -лейтенанта ИАС П.В. Дементьева, поддержанного МО СССР Маршалом Советского Союза Р. Я. Малиновским и ГК ВВС маршалом авиации К.А. Вершининым, Указом Президиума ВС СССР от 14 августа 1958 года были объявлены почетные звания "Заслуженный летчик-испытатель СССР" и "Заслуженный штурман-испытатель СССР". Одновременно вышел приказ МО СССР № 163 от 30 августа 1958 г.
Согласно Положению этой высокой наградой могли быть отмечены летчики-штурманы испытатели 1-го класса авиационной промышленности и МО СССР в области летных испытаний и исследований новейшей авиационной техники, существенно способствующей прогрессу отечественной авиации. Награждение производилось Указами Президиума Верховного Совета СССР по представлению Госкомитета СМ СССР по авиационной технике и МО СССР.
Испытателям, удостоенным этих высоких званий, вручались грамоты Президиума ВС СССР и нагрудные знаки. Последние носились на правой стороне груди выше орденов.
Первое присвоение звания "Заслуженный летчик-испытатель СССР" последовало 17 февраля 1959 г. Знак № 1 получил полковник С.Н. Анохин — летчик, который еще в 1933 г. преднамеренно, по заданию, ввел планер в пикирование до возникновения флаттера и полного разрушения, получив ценнейшие материалы для определения критической скорости. Освоил и испытал более 200 типов самолетов и планеров, совершил 305 парашютных прыжков. Потеряв 17 мая 1945 г. в испытательном полете левый глаз, добился возвращения на работу летчика-испытателя и дал путевку в жизнь еще многим летательным аппаратам.
полковник Н.С. Зацепа
7 октября 1959 г. последовало первое присвоение звания "Заслуженный штурман-испытатель СССР". Первым его удостоился полковник Н.С. Зацепа. В том же Указе было присвоено и звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР" первой женщине испытателю полковнику Н.И. Русаковой.
Изготовлялись знаки на Московском монетном дворе из серебра, а накладка из золота. Однако через два года Указом Президиума ВС СССР от 5 сентября 1960 г. благородные металлы были заменены на нейзильбер и томпак с золочением.
Знак "Заслуженный летчик-испытатель СССР". Плоский посеребренный восьмиугольник с выпуклой окантовкой. В правом верхнем углу расположена выпуклая надпись в три строки: "заслуженный летчик- испытатель". В левом нижнем — лавровая ветвь. По центру нижней кромки размещена выпуклая аббревиатура "СССР". По диагонали справа, снизу—вверх, налево укреплено позолоченное изображение стилизованного реактивного сверхзвукового самолета с дельтовидным крылом. Знак при помощи ушка и кольца крепится к серебристой прямоугольной колодочке, имеющей по бокам выемки. Вдоль оснований колодки идут прорези. Внутренняя ее часть покрыта голубой муаровой лентой. На обороте знака вырезан порядковый номер "...". Изготовлен из нейзильбера, а накладка из томпака. Размер 42x23 мм. Крепление при помощи штифта и гайки на колодочке.
Знак "Заслуженный штурман-испытатель СССР". Рисунок, размер, металл и крепление знака аналогичны предшествующему, но в правом верхнем углу надпись в три строки: "заслуженный штурман- испытатель".
Знак "Заслуженный военный летчик СССР"
Середина 60-х годов приносит в Вооруженные Силы СССР новые награды. По ходатайству Главкома ВВС Главного маршала авиации К. А. Вершинина, поддержанному Министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Р.Я. Малиновским и 1-м заместителем начальника ГШ генералом армии В.Д. Ивановым, Указом Президиума ВС СССР от 26 января 1965 г. № 3230 -VI были установлены почетные звания "Заслуженный военный летчик СССР" и "Заслуженный военный штурман СССР". 47 Объявлено приказом МО СССР № 75 от 23 марта 1965 г., а чуть позднее, 13 мая 1965 г. приказом МО СССР № 155 была введена в действие Инструкция о порядке представления летного состава авиации Вооруженных Сил СССР к присвоению этих почетных званий.
Согласно Положению присваивались они Указом Президиума ВС СССР по представлению МО СССР летному составу, имеющему квалификацию военного летчика (штурмана) 1-го класса. Кроме того за особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную работу. Удостоенным этого почетного звания вручались грамоты Президиума Верховного Совета СССР и соответствующие нагрудные знаки. Последние носились на правой стороне груди выше орденов.
Первое присвоение званий последовало 19 августа 1965 г. Открывал список генерал-майор авиации А.И. Бабаев, в свое время ведущий известной пилотажной девятки самолетов МиГ-17, впоследствии Герой Советского Союза генерал-полковник авиации командующий ВВС ЛенВО.
генерал-майор авиации А.И. Бабаев
В том же Указе первым удостоенным звания "Заслуженный военный штурман СССР" был полковник В.Н. Гриша. Последнее награждение было осуществлено 18 августа 1988 год, после чего эти почетные звания были упразднены. Известно, что звания "Заслуженный военный летчик СССР" были награждены 701 человек, а "Заслуженный военный штурман СССР" — 145 человек.
Рисунки знаков полностью повторяли знаки "Заслуженный летчик (штурман)-испытатель СССР". Изготовлялись на Московском монетном дворе.
Знак "Заслуженный военный летчик СССР". Знак представляет восьмиугольник имеющий по краю окантовку, плоский и посеребренный. В центре, снизу расположена выпуклая аббревиатура "СССР", в левом углу выпуклая лавровая ветвь. Справа, сверху имеется выпуклая надпись из трёх строк: "заслуженный военный летчик". По диагонали знака именно в нижней части расположен выпуклый, позолоченный стилизованный реактивный сверхзвуковой самолет, вид крыльев дельтовидный. Сверху знака прямоугольная колодочка с муаровой ленточкой, слева и справа выемки, а сверху и снизу вырезы, крепление при помощи ушка и кольца. На обратной стороне знака "Заслуженный военный летчик СССР" имеется вырезанный порядковый номер. Металлические части из материала нейзильбера, а накладка из томпака. Крепление знака благодаря штифту и гайке, расположенное на колодоке, размеры 42x23 мм.
Знак "Заслуженный военный штурман СССР". Рисунок, размер, металл и крепление знака аналогичны предшествующему, но в правом верхнем углу надпись построчно: "Заслуженный военный штурман СССР".
Знак "Заслуженный парашютист — испытатель СССР"
13 июля 1984 г. Указом Президиума ВС СССР № 556 — XI было установлено почетное звание "Заслуженный парашютист-испытатель СССР". Знаком награждали парашютистов-испытателей авиационной промышленности и МО СССР за многолетнюю творческую работу и особые заслуги в проведении летных испытаний парашютной техники и других средств спасения и десантирования личного состава. Удостаивались звания только указом Президиума ВС СССР по представлению МО СССР и МАП СССР. Указ объявили приказом МО СССР № 169 от 14 августа 1984 г. и также была введена Инструкция по порядку представления к присвоению почетного звания. По ней требовалось иметь звание "Мастер парашютного спорта", не менее 10 лет испытательной работы и не менее 1000 испытательных и экспериментальных прыжков. Удостоенным этого высокого звания присваивалась грамота Президиума ВС СССР и нагрудный знак "Заслуженный парашютист — испытатель СССР", он носился на правой стороне груди выше орденов.
Рисунок знака был разработан по аналогии с другими знаками почетных авиационных званий. Изготовлялся на Московском монетном дворе.
полковник Е.А. Андреев
Знак № 1 получил Герой Советского Союза полковник Е.А. Андреев. Он один из первых совершил прыжок с реактивного самолета, еще не оборудованного катапультой, первый катапультировался на сверхзвуковой скорости, первым в мире прыгал из стратосферы с высоты 25 458 метров. Он испытал более 200 парашютных систем, прыгал с 50 типов летательных аппаратов, имеет около 8 000 прыжков и установил 8 мировых рекордов. Просуществовало звание всего четыре года, т.к. в 1988 г. было упразднено. Последнее вручение награды последовало 15 октября 1988 года.
Знак "Заслуженный парашютист — испытатель СССР". Восьмиугольник с выпуклым краем, посеребренный. Справа, вверху, имеется выступающая надпись из трёх строк: "заслуженный парашютист-испытатель" и слово "СССР" внизу посередине. От аббревиатуры "СССР" вверх идёт лавровая ветвь. Небольшое изображение самолёта находится в левом верхнем углу. Под самолётиком раскрытый купол парашюта, внизу фигурка парашютиста. Края знака, надписи и сам парашют позолоченные. Сверху знака находится серебристая прямоугольная колодочка с выемками по бокам. Две части крепятся через кольцо с ушками. На колодочке голубая муаровая ленточка, входящая сверху и снизу в прорези. На другой стороне знака "Заслуженный парашютист — испытатель СССР" вырезан порядковый номер. Крепление всего знака при помощи штифта и гаечки на колодке. Размеры знака 42*23 мм.
Вторая половина 80-х годов характеризовалась нарастающими изменениями в обществе, вызванное деструктивным влиянием Горбачева. Не могло это не коснуться и наградной системы и, в первую очередь, высшей ее ступени — государственного уровня. В частности, это относилось к почетным званиям, которые перекрывали только часть деятельности, оставляя большую ее половину без моральных стимулов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1988 г. № 9441-XI были упразднены почетные звания.
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]