Конструктивизм в Иваново как воплощение идей социалистической революции (3 часть)
---
1) Перед нами корпуса 400-квартирного "дома-коллектива", который считается одним из наиболее ценных памятников конструктивизма Иваново, являющийся первым примером строительства жилья для рабочих с учётом требований «нового быта» и символом утопичного революционного настроя конца 1920-х — начала 1930-х годов.
2) В 1928 году жилищно-строительное кооперативное товарищество «Первый рабочий посёлок» запланировало начать строительство крупного жилого комплекса, который должен был реализовать концепцию дома-коммуны, предполагавшую максимальное обобществление быта. Для реализации был выбран проект московского архитектора Ильи Голосова, автора дома культуры им. Зуева (об этом здании вы можете подробно почитать в блоге архитектора Григория Одинцова archistorik здесь). Согласно ему, комплекс задумывался как комбинат с элементами обслуживания и включал ясли, детский сад, столовую, прачечную, зал собраний. Идея максимального обобществления быта стала терять популярность и уже во время строительства коридорная система планировки была заменена секционной. Также был сделан ряд других отступлений от проекта: фасады остались неоштукатуренными, изменён вынос козырьков верхних лоджий. Строительство завершилось в 1930—1931 годах
3) "Дом коллектива" расположен на участке, ограниченном улицами Красных Зорь, Мархлевского и Калужской. Корпуса, выходящие торцами на начало улицы Красных Зорь, соединены попарно одноэтажными помещениями магазинов и других заведений (бывшие учреждения обслуживания). Этажность корпусов возрастает с 4 до 6 этажей по направлению к улице Красных Зорь, где в торцах устроены лоджии. Стены кирпичные, перекрытия деревянные, над подвалом — железобетонные. В доме 362 квартиры, несмотря на то, что он называется 400-квартирным. Во дворе стоит отдельное здание прачечной, устроены детская игровая и спортивная площадки.
4) Архитектура комплекса обладает выразительностью благодаря динамичному ритму объёмов и контрастному сопоставлению глухих плоскостей ограждений лоджий, стеклянных лент витрин и выступающих козырьков плоских крыш.
5) Другие 2 материала об ивановском конструктивизме вы можете увидеть здесь и здесь
6) Ещё дополнительно вы можете почитать о московском конструктивизме, о котором вы можете почитать опять же у Григория Одинцова archistorik
7)
8)
9)
10) Это малоизвестный памятник конструктивизма в здании трансформаторной подстанции на улице Зверева 14 по проекта Сергея Грузенберга.
11) Теперь пойдём в центр города и на пересечении улиц Красной Армии и Театральной увидим здание ивсельхозбанка, который был построен в 1927-1928 гг. по проекту архитектора Виктора Веснина, автора проекта Днепрогэса в Запорожье. С 1923 года вместе с братьями стал одним из лидеров советской архитектуры конструктивизма. Многие проекты они сделали вместе, но иногда выполняли самостоятельные проекты или совместно с другими архитекторами. Для архитекторов 1920-х годов было принято работать бригадами по 3-5 человек. Но такие бригады часто распадались из-за психологической несовместимости. "Бригада" же Весниных отличалась своей органичностью. В их коллективе не только была идеальная психологическая совместимость, но и творческие амплуа братьев дополняли друг друга, что немаловажно. Виктор обладал трезвым взглядом и рациональностью мышления, глубоко понимал технические проблемы. На стадии эскизирования он выступал в роли главного критика, к мнению которого братья прислушивались.
Композиция здания строится на составлении двух корпусов разной длины (больший выходит фасадом на Театральную), объединённых полукруглым объёмом лестничной клетки, нависающим над входом в виде эркера. На фасаде глухой монолит стен контрастирует с прозрачными плоскостями остекления сплошных витрин первого этажа, крупных высоких окон второго и небольших - третьего. Зрительное нарастание массы стен и убывание стеклянных поверхностей снизу вверх придаёт архитектуре здания особую выразительность, создаёт впечатление приподнятости его объёма над землёй.
12) На Палехской улице рядом с площадью Победы расположен Жилой дом рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества РЖСКТ "Прогресс", возведённый по проекту ивановского архитектора Виктора Панкова в начале 1930-х годов. Четырёх-пятиэтажное кирпичное здание с магазином на первом этаже имеет в плане бизкую к Г-образной форму (угол менее 90°).
13) В объёмной композиции выделяется более высокая угловая часть со срезанным углом, акцентированным балконами на бетонных столбах и аттиком, прорезанным круглым окном. Примыкающие к ней крылья состоят из пятиэтажных частей в три оси окон по фасадам, с выступающими витринами магазина, и более низких, четырёхэтажных флангов, слегка выдвинутых на линию витрин. Короткое крыло, вытянутое вдоль Палехской улицы, имеет лёгкий выступ лестничной клетки по центру, а длинное - вдоль улицы Варенцовой - балконы по краям фасада.
14) Дворовый фасад отличается сильным выступом торцового пятиэтажного объёма и двумя ризалитами лестничных клеток в протяжённом крыле. Окна прямоугольные, большей частью близкие к квадрату; в завершении стен - лёгкий карниз.
15) Напротив дома РЖСКТ "Прогресс" находится дом служащих Ивсельхозбанка с балконом-капитанским мостиком и узкими вертикалями окон работы архитектора С. Минофьева 1931-1933 гг. постройки на Палехской улице 14.
16) Типичные конструктивистские окна "в стык" под прямым углом на первом этаже срезаны:
17) Рядом с площадью Революции по адресу Аптекарский переулок 2/1 в конструктивистском здании 1932-1935 гг. постройки по проекту ленинградского архитектора Владимира Гальперина (автор Круглых бань в Ленинграде), расположены департаменты областной администрации, магазины и офисы. Сама постройка является частью неосуществлённого проекта постройки Дома Советов на месте снесённых в 1932 году местных Рождественского и Крестовоздвиженского храмов.
18) На Шереметьевском проезде 33А находится Административно-общественный корпус ИВПИ (Иваново-Вознесенского политехнического института им. М.В.Фрунзе) 1934 года постройки по проекту московских архитекторов Н. Круглова и Б.Кондрашева.
Сложность объёмно-пространственного решения здания подчёркивает его главенствующее положение в ансамбле общежитий ИВПИ. Выразительность фасадов основана на использовании функциональных архитектурных элементов, находящихся в чётком соподчинении: динамическое взаимодействие сдвинутых относительно друг друга объёмов поддерживается ритмом балконов, контрастом краснокирпичных стен и белых бетонных деталей, варьированием формы и размеров окон.
19) Изящно выполненные пролетарские символы на здании ивановского политеха.
20)
21) На угловом участке при пересечении Шереметьевского проспекта и улицы 10-го Августа расположена гостиница Центральная 1929-1930 гг. постройки по проекту архитектора Д.В.Разова при участии Я.Ф.Попова, который является интересным примером соединения стилистики конструктивизма с приёмами строительства доходных домов.
22) Несущими конструкциями являются кирпичные стены, в угловой части сооружения применён железобетонный каркас. Перекрытия железобетонные, кроме чердачных. Фасады оштукатурены и окрашены в серый цвет.
В плане здание имеет неправильную форму (обусловлено конфигурацией участка), близкую к П-образной. Здание состоит из прилегающих друг к другу корпусов - двух шестиэтажных и одного пятиэтажного - поставленных по трём сторонам узкого двора-колодца. Акцентом лаконичной архитектурной композиции служит угловая часть - над западающей плоскостью срезанного угла, в которой находится главный вход, нависают четыре яруса глубоких лоджий, огибающих эту часть здания. На фасаде горизонтали белых ограждений лоджий ярко выделяются на тёмном фоне стены, что придаёт облику всего сооружения динамичность и выразительность.
В 2008 году гостиница была закрыта, теперь здесь отделы областной администрации.
23) Общежития Ивановского политеха, возведённые в 1929-1931 гг. московскими архитекторами Н.А.Кругловым и Б.А.Кондрашевым. Это значительное произведение архитектуры конструктивизма; важная часть крупнейшего в области градостроительного комплекса учебных сооружений 1920-1930-х годов.
24) Краснокирпичные стены снаружи неоштукатурены. Из бетона выполнены колонны каркаса, переходы между корпусами, балконы, лестницы, перекрытия подвалов. Здания остались незаконченными: не осуществлено большинство предусмотренных проектом балконов. В процессе эксплуатации изменена форма некоторых окон.
Выразительность фасадов основана на использовании функциональных архитектурных элементов, находящихся в чётком соподчинении: динамическое взаимодействие сдвинутых относительно друг друга объёмов поддерживается ритмом балконов, контрастом краснокирпичных стен и белых бетонных деталей, варьированием формы и размеров окон.
Коропуса общежитий однотипные, ступенчатые в плане, попарно соединены крытыми переходами на уровне второго этажа. Плоскости кирпичных стен расчленены чётким ритмом оконных проёмов (крупных прямоугольных, узких щелевидных, вертикальных полос сплошного остекления и т.д.). Эффектно выглядит узкое внутреннее пространство между двумя корпусами, замкнутое широкой светлой лентой крытого перехода с квадратными "прорывами" между бетонными столбами.
Внутренняя планировка зданий проста - вдоль продольного коридора, по обе его стороны, распологаются жилые комнаты. Санузлы и подсобные помещения находятся в торцах, лестничные клетки (одна на каждый корпус) - в середине, в месте смещения объёмов.
25)
26)
27)
28) Общежитие № 1 текстильной академии, построенное в 1933 году по проекту ивановского архитектора Н.И. Кадникова. Здание построено из красного кирпича, в оформлении главного фасада применён силикатный кирпич. Имеет симметричную композицию, что характерно для позднего конструктивизма.
29)
30) Вот найденные артефакты ивановского конструктивизма. Чуть позже я выложу один большой общий пост со всеми снимками из уже показанных трёх частей. Далее - посмотрим сам город.
2) В 1928 году жилищно-строительное кооперативное товарищество «Первый рабочий посёлок» запланировало начать строительство крупного жилого комплекса, который должен был реализовать концепцию дома-коммуны, предполагавшую максимальное обобществление быта. Для реализации был выбран проект московского архитектора Ильи Голосова, автора дома культуры им. Зуева (об этом здании вы можете подробно почитать в блоге архитектора Григория Одинцова archistorik здесь). Согласно ему, комплекс задумывался как комбинат с элементами обслуживания и включал ясли, детский сад, столовую, прачечную, зал собраний. Идея максимального обобществления быта стала терять популярность и уже во время строительства коридорная система планировки была заменена секционной. Также был сделан ряд других отступлений от проекта: фасады остались неоштукатуренными, изменён вынос козырьков верхних лоджий. Строительство завершилось в 1930—1931 годах
3) "Дом коллектива" расположен на участке, ограниченном улицами Красных Зорь, Мархлевского и Калужской. Корпуса, выходящие торцами на начало улицы Красных Зорь, соединены попарно одноэтажными помещениями магазинов и других заведений (бывшие учреждения обслуживания). Этажность корпусов возрастает с 4 до 6 этажей по направлению к улице Красных Зорь, где в торцах устроены лоджии. Стены кирпичные, перекрытия деревянные, над подвалом — железобетонные. В доме 362 квартиры, несмотря на то, что он называется 400-квартирным. Во дворе стоит отдельное здание прачечной, устроены детская игровая и спортивная площадки.
4) Архитектура комплекса обладает выразительностью благодаря динамичному ритму объёмов и контрастному сопоставлению глухих плоскостей ограждений лоджий, стеклянных лент витрин и выступающих козырьков плоских крыш.
5) Другие 2 материала об ивановском конструктивизме вы можете увидеть здесь и здесь
6) Ещё дополнительно вы можете почитать о московском конструктивизме, о котором вы можете почитать опять же у Григория Одинцова archistorik
7)
8)
9)
10) Это малоизвестный памятник конструктивизма в здании трансформаторной подстанции на улице Зверева 14 по проекта Сергея Грузенберга.
11) Теперь пойдём в центр города и на пересечении улиц Красной Армии и Театральной увидим здание ивсельхозбанка, который был построен в 1927-1928 гг. по проекту архитектора Виктора Веснина, автора проекта Днепрогэса в Запорожье. С 1923 года вместе с братьями стал одним из лидеров советской архитектуры конструктивизма. Многие проекты они сделали вместе, но иногда выполняли самостоятельные проекты или совместно с другими архитекторами. Для архитекторов 1920-х годов было принято работать бригадами по 3-5 человек. Но такие бригады часто распадались из-за психологической несовместимости. "Бригада" же Весниных отличалась своей органичностью. В их коллективе не только была идеальная психологическая совместимость, но и творческие амплуа братьев дополняли друг друга, что немаловажно. Виктор обладал трезвым взглядом и рациональностью мышления, глубоко понимал технические проблемы. На стадии эскизирования он выступал в роли главного критика, к мнению которого братья прислушивались.
Композиция здания строится на составлении двух корпусов разной длины (больший выходит фасадом на Театральную), объединённых полукруглым объёмом лестничной клетки, нависающим над входом в виде эркера. На фасаде глухой монолит стен контрастирует с прозрачными плоскостями остекления сплошных витрин первого этажа, крупных высоких окон второго и небольших - третьего. Зрительное нарастание массы стен и убывание стеклянных поверхностей снизу вверх придаёт архитектуре здания особую выразительность, создаёт впечатление приподнятости его объёма над землёй.
12) На Палехской улице рядом с площадью Победы расположен Жилой дом рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества РЖСКТ "Прогресс", возведённый по проекту ивановского архитектора Виктора Панкова в начале 1930-х годов. Четырёх-пятиэтажное кирпичное здание с магазином на первом этаже имеет в плане бизкую к Г-образной форму (угол менее 90°).
13) В объёмной композиции выделяется более высокая угловая часть со срезанным углом, акцентированным балконами на бетонных столбах и аттиком, прорезанным круглым окном. Примыкающие к ней крылья состоят из пятиэтажных частей в три оси окон по фасадам, с выступающими витринами магазина, и более низких, четырёхэтажных флангов, слегка выдвинутых на линию витрин. Короткое крыло, вытянутое вдоль Палехской улицы, имеет лёгкий выступ лестничной клетки по центру, а длинное - вдоль улицы Варенцовой - балконы по краям фасада.
14) Дворовый фасад отличается сильным выступом торцового пятиэтажного объёма и двумя ризалитами лестничных клеток в протяжённом крыле. Окна прямоугольные, большей частью близкие к квадрату; в завершении стен - лёгкий карниз.
15) Напротив дома РЖСКТ "Прогресс" находится дом служащих Ивсельхозбанка с балконом-капитанским мостиком и узкими вертикалями окон работы архитектора С. Минофьева 1931-1933 гг. постройки на Палехской улице 14.
16) Типичные конструктивистские окна "в стык" под прямым углом на первом этаже срезаны:
17) Рядом с площадью Революции по адресу Аптекарский переулок 2/1 в конструктивистском здании 1932-1935 гг. постройки по проекту ленинградского архитектора Владимира Гальперина (автор Круглых бань в Ленинграде), расположены департаменты областной администрации, магазины и офисы. Сама постройка является частью неосуществлённого проекта постройки Дома Советов на месте снесённых в 1932 году местных Рождественского и Крестовоздвиженского храмов.
18) На Шереметьевском проезде 33А находится Административно-общественный корпус ИВПИ (Иваново-Вознесенского политехнического института им. М.В.Фрунзе) 1934 года постройки по проекту московских архитекторов Н. Круглова и Б.Кондрашева.
Сложность объёмно-пространственного решения здания подчёркивает его главенствующее положение в ансамбле общежитий ИВПИ. Выразительность фасадов основана на использовании функциональных архитектурных элементов, находящихся в чётком соподчинении: динамическое взаимодействие сдвинутых относительно друг друга объёмов поддерживается ритмом балконов, контрастом краснокирпичных стен и белых бетонных деталей, варьированием формы и размеров окон.
19) Изящно выполненные пролетарские символы на здании ивановского политеха.
20)
21) На угловом участке при пересечении Шереметьевского проспекта и улицы 10-го Августа расположена гостиница Центральная 1929-1930 гг. постройки по проекту архитектора Д.В.Разова при участии Я.Ф.Попова, который является интересным примером соединения стилистики конструктивизма с приёмами строительства доходных домов.
22) Несущими конструкциями являются кирпичные стены, в угловой части сооружения применён железобетонный каркас. Перекрытия железобетонные, кроме чердачных. Фасады оштукатурены и окрашены в серый цвет.
В плане здание имеет неправильную форму (обусловлено конфигурацией участка), близкую к П-образной. Здание состоит из прилегающих друг к другу корпусов - двух шестиэтажных и одного пятиэтажного - поставленных по трём сторонам узкого двора-колодца. Акцентом лаконичной архитектурной композиции служит угловая часть - над западающей плоскостью срезанного угла, в которой находится главный вход, нависают четыре яруса глубоких лоджий, огибающих эту часть здания. На фасаде горизонтали белых ограждений лоджий ярко выделяются на тёмном фоне стены, что придаёт облику всего сооружения динамичность и выразительность.
В 2008 году гостиница была закрыта, теперь здесь отделы областной администрации.
23) Общежития Ивановского политеха, возведённые в 1929-1931 гг. московскими архитекторами Н.А.Кругловым и Б.А.Кондрашевым. Это значительное произведение архитектуры конструктивизма; важная часть крупнейшего в области градостроительного комплекса учебных сооружений 1920-1930-х годов.
24) Краснокирпичные стены снаружи неоштукатурены. Из бетона выполнены колонны каркаса, переходы между корпусами, балконы, лестницы, перекрытия подвалов. Здания остались незаконченными: не осуществлено большинство предусмотренных проектом балконов. В процессе эксплуатации изменена форма некоторых окон.
Выразительность фасадов основана на использовании функциональных архитектурных элементов, находящихся в чётком соподчинении: динамическое взаимодействие сдвинутых относительно друг друга объёмов поддерживается ритмом балконов, контрастом краснокирпичных стен и белых бетонных деталей, варьированием формы и размеров окон.
Коропуса общежитий однотипные, ступенчатые в плане, попарно соединены крытыми переходами на уровне второго этажа. Плоскости кирпичных стен расчленены чётким ритмом оконных проёмов (крупных прямоугольных, узких щелевидных, вертикальных полос сплошного остекления и т.д.). Эффектно выглядит узкое внутреннее пространство между двумя корпусами, замкнутое широкой светлой лентой крытого перехода с квадратными "прорывами" между бетонными столбами.
Внутренняя планировка зданий проста - вдоль продольного коридора, по обе его стороны, распологаются жилые комнаты. Санузлы и подсобные помещения находятся в торцах, лестничные клетки (одна на каждый корпус) - в середине, в месте смещения объёмов.
25)
26)
27)
28) Общежитие № 1 текстильной академии, построенное в 1933 году по проекту ивановского архитектора Н.И. Кадникова. Здание построено из красного кирпича, в оформлении главного фасада применён силикатный кирпич. Имеет симметричную композицию, что характерно для позднего конструктивизма.
29)
30) Вот найденные артефакты ивановского конструктивизма. Чуть позже я выложу один большой общий пост со всеми снимками из уже показанных трёх частей. Далее - посмотрим сам город.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]