Мощные виды вооружения, которые в СССР держали в тайне
---
СССР во времена своего существования был мировой сверхдержавой, где разрабатывались инновационные, а порой и весьма необычные виды вооружения.
Многие из них было настолько секретны, что узнать о них появилась возможность только недавно.
В нашем обзоре 10-ка некогда секретных видов советского оружия.
ВВА-14
ВВА-14.
Атомные подводные лодки были ключевой частью стратегии холодной войны, как для Советского Союза, так и для Соединенных Штатов. Из-за их этого обе стороны разрабатывали сложные контрмеры для обнаружения и уничтожения подобных судов. Одним из лучших способов уничтожения подводных лодок стали специально разработанные противолодочные самолеты (ASW), оснащенные торпедами и гидроакустическими системами.
Наиболее странным изо всех противолодочных самолетов времен холодной войны стал ВВА-14, в котором были совмещены функции гидросамолета, экранолета, бомбардировщика и торпедоносца. ВВА-14 мог совершать вертикальный взлет с поверхности благодаря системе из 12 подъемных турбореактивных двигателей. Вблизи поверхности воды аппарат мог использовать экранный эффект, а на больших высотах летал как обычный самолет.
В 1974 году ВВА-14 совершил первый вылет, но вскоре было принято решение заморозить проект из-за чрезмерной сложности самолета. Все прототипы были демонтированы и уничтожены. Единственный сохранившийся экземпляр без крыльев и двигателей хранится в Центральном музее ВВС в Монино.
Губная помада – пистолет
Губная помада – пистолет.
Во время холодной войны обе стороны конфликта активно использовали шпионов. Чуть ли не каждый год изобретались причудливые гаджеты, которые должны были помочь шпионам в выполнении их заданий. Одним из самых интересных примеров подобных устройств является советская помада-пистолет, известная как “поцелуй смерти”.
Был зафиксирован только один экземпляр “стреляющей помады”, который конфисковали пограничники во время пересечения границы между Восточной и Западной Германией в 1965 году. “Поцелуй смерти” выглядел как металлический тюбик помады, а был он заряжен всего одним 4,5-миллиметровым патроном. Перезаряжать это устройство было невозможно, поэтому оперативники использовали его только в крайнем случае.
2Б1 “Ока”
2Б1 Ока.
Поскольку самым страшным оружием во время холодной войны являлась атомная бомба, СССР и США изобрели много странных способов доставки к цели этого разрушительного оружия. Во времена, когда ядерные ракеты были еще несовершенными, использовались системы неуправляемой доставки. В СССР было создано одно из крупнейших артиллерийских орудий в мире — 420-миллиметровый самоходный миномет 2Б1 “Ока”. Для сравнения, на американском линкоре класса “Айова” калибр основной батареи орудий класса линкор – 406 миллиметров. Огромное орудие “Оки” могло послать 750-килограммовый снаряд на 45 километров.
Одним из основных недостатков этой САУ было отсутствие противооткатных устройств — после выстрела миномет отъезжал назад на 5 метров. На марше управлял “Окой” только механик-водитель, а остальной экипаж перевозился отдельно на бронетранспортере. Несмотря на то, что 2Бй изначально была создана в качестве ядерного орудия, она могла стрелять и обычными снарядами. В 1960 году было принято решения отказаться от столь огромных неформатных артиллерийских орудий в пользу управляемых ракет и все работы по проекту “Ока” были остановлены.
Тяжелый танк Т-35
Тяжелый танк Т-35.
В преддверии Второй мировой войны мировые державы наперегонки создавали супер-тяжелые танки прорыва. Впервые подобные конструкции появились в Великобритании, где их назвали “landships”. В промышленно развитых странах были созданы десятки концепций подобных танков, но в производство пошли буквально единицы. В СССР разработки по созданию собственных тяжелых танков начались в конце 1920-х годов.
К 1932 году был создан тяжелый танк Т-35, отличительной чертой которого стали пять башен, которые могли вести огонь во всех направлениях. В основной башне было установлено 45-миллиметровое (позднее – 76-миллиметровое) орудие, а в четырех других — пулеметы. Хотя танк был просто огромен (9,7 х 3,2 х 3,4 метров), внутри его было чрезвычайно тесно. Из-за своей большой массы (50 тонн) Т-35 мог развивать максимальную скорость всего в 28 км/ч, что было очень медленно по довоенным стандартам. Также, несмотря на все свое вооружение Т-35 был очень слабо бронирован (20-30 мм). Эти два недостатка привели к тому, что Т-35 стал устаревшим уже к моменту своего создания.
Ту-2Ш “Огненный еж”
Ту-2Ш.
К концу Второй мировой войны в 1944 году Советский Союз экспериментировал с различными системами вооружения, которые могли бы предоставить стране большее преимущество над немецкими войсками. Поскольку преимущество уже было на стороне СССР, у инженеров появилось больше времени на эксперименты с разными системами вооружения.
На основе высокоэффективного бомбардировщика Ту-2с был спроектирован штурмовой самолет Ту-2Ш, которую оснастили противопехотным вооружением из батареи 88 автоматов ППШ. Эта система получила название “Огненный еж”. В бою летчик должен был лететь максимально низко над позициями противника, после чего он открывал бомбовый отсек и при помощи специального прицела вел плотный огонь по пехоте.
Зонтик с ядом
Зонтик с ядом.
Еще одно советское оружие для шпионов (ядовитый зонтик) на самом деле использовалось для оперативных задач и получило прозвище “болгарский зонтик”. Из конца зонтика при помощи кнопки на рукоятке выбрасывался клинок, отравленный рицином. Наиболее известным случаем применения этого оружия стало убийство болгарского писателя Георгия Маркова в Лондоне. Спецгент уколол Маркова в ногу, после чего писатель умер от отравления рицином три дня спустя.
МиГ-105
МиГ-105.
Хотя идея космических самолетов становится все более популярной в наши дни, еще во время холодной войны обе стороны экспериментировали с созданием подобных аппаратов, чтобы первыми попытаться милитаризовать космос. Соединенные Штаты проводили испытания Х-20 Dyna-soar, а в СССР был разработан экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет МиГ-105, получивший прозвище “Лапоть” из-за своей примечательной внешности.
Орбитальные самолеты-истребители были предназначены для обеспечения полного контроля над околоземным пространством, а также блокирования любых попыток атаки НАТО из внешних слоев атмосферы. На орбиту самолет должен был выводиться при помощи традиционного твердотопливного ракетного ускорителя, который затем отстыковывался от МиГ-105. Первый пробный пуск МиГ-105 был произведен с Ту-95 и окончился аварией при посадке. Впоследствии от проекта отказались из-за его дороговизны.
Подводная лодка “Акула”
Подводная лодка Акула.
Именно в СССР в конце холодной войны была построена самая большая в мире подводная лодка класса “Акула” (или “Тайфун” по классификации НАТО). Несмотря на то, что “Акула” несла на борту меньше ракет, чем американская подводная лодка класса “Огайо” (20 ракет “Булава” против 24 ракет “Трайдент”), советские ракеты были мощнее.
Аналогов “Акуле”, производство которой началось в 1976 году, не существует до сих пор. Ее длина – 175 метров (длина футбольного поля — 105 метров, а длина самого большого самолета в мире АН-225 — 84 метра), а ширина – 23 метра (что примерно равно высоте 8-этажного дома). Помимо 20 баллистических ракет, “Акула” была также вооружена шестью торпедными аппаратами. Приводили в движение гигантскую подводную лодку 2 ядерных реактора.
Сухой Т-4
Сухой Т-4.
В 1960-е годы идеальным средством доставки ядерных боеголовок к месту назначения считали высотные бомбардировщики. Соединенные Штаты начали разрабатывать XB-70 Valkyrie, огромный бомбардировщик, развивающий скорость в 3 Маха, который якобы невозможно было сбить. В ответ СССР начал разработку собственного бомбардировщика Т-4, способного развить аналогичную скорость. У Т-4 и ХВ-70 были похожие конструктивные особенности. Хотя Т-4 был немного меньше, чем ХВ-70, у них обоих была идентичная конфигурация: дельтавидное крыло и двигатели на нижней стороне фюзеляжа.
Сухой Т-4 был делан почти полностью из титана и нержавеющей стали. Что примечательно, для достижения подобных скоростей, у самолета не было открытой секции кабины. Находясь на земле и во время взлета нос Т-4 был опущен вниз, чтобы открыть обзор пилоту. А после достижения полетной высоты, самолет “задирал” нос, из-за чего пилот должен был ориентироваться только по приборам.
Аэросани
Аэросани.
Из-за особенностей климатических условий (длинные и холодные зимы), во время Второй мировой войны в СССР разрабатывались специальные транспортные средства. Одними из наиболее необычных и эффективных транспортных средств были аэросани, по сути представляющие собой обычные сани, на которые был установлен двигатель с пропеллером. Легкобронированные аэросани могли перемещаться со скоростью 25-140 км/ч по снегу. Наиболее распространенным и успешными были аэросани НКЛ-26 с пулеметом, которые использовались в советско-финской войне.
Многие из них было настолько секретны, что узнать о них появилась возможность только недавно.
В нашем обзоре 10-ка некогда секретных видов советского оружия.
ВВА-14
ВВА-14.
Атомные подводные лодки были ключевой частью стратегии холодной войны, как для Советского Союза, так и для Соединенных Штатов. Из-за их этого обе стороны разрабатывали сложные контрмеры для обнаружения и уничтожения подобных судов. Одним из лучших способов уничтожения подводных лодок стали специально разработанные противолодочные самолеты (ASW), оснащенные торпедами и гидроакустическими системами.
Наиболее странным изо всех противолодочных самолетов времен холодной войны стал ВВА-14, в котором были совмещены функции гидросамолета, экранолета, бомбардировщика и торпедоносца. ВВА-14 мог совершать вертикальный взлет с поверхности благодаря системе из 12 подъемных турбореактивных двигателей. Вблизи поверхности воды аппарат мог использовать экранный эффект, а на больших высотах летал как обычный самолет.
В 1974 году ВВА-14 совершил первый вылет, но вскоре было принято решение заморозить проект из-за чрезмерной сложности самолета. Все прототипы были демонтированы и уничтожены. Единственный сохранившийся экземпляр без крыльев и двигателей хранится в Центральном музее ВВС в Монино.
Губная помада – пистолет
Губная помада – пистолет.
Во время холодной войны обе стороны конфликта активно использовали шпионов. Чуть ли не каждый год изобретались причудливые гаджеты, которые должны были помочь шпионам в выполнении их заданий. Одним из самых интересных примеров подобных устройств является советская помада-пистолет, известная как “поцелуй смерти”.
Был зафиксирован только один экземпляр “стреляющей помады”, который конфисковали пограничники во время пересечения границы между Восточной и Западной Германией в 1965 году. “Поцелуй смерти” выглядел как металлический тюбик помады, а был он заряжен всего одним 4,5-миллиметровым патроном. Перезаряжать это устройство было невозможно, поэтому оперативники использовали его только в крайнем случае.
2Б1 “Ока”
2Б1 Ока.
Поскольку самым страшным оружием во время холодной войны являлась атомная бомба, СССР и США изобрели много странных способов доставки к цели этого разрушительного оружия. Во времена, когда ядерные ракеты были еще несовершенными, использовались системы неуправляемой доставки. В СССР было создано одно из крупнейших артиллерийских орудий в мире — 420-миллиметровый самоходный миномет 2Б1 “Ока”. Для сравнения, на американском линкоре класса “Айова” калибр основной батареи орудий класса линкор – 406 миллиметров. Огромное орудие “Оки” могло послать 750-килограммовый снаряд на 45 километров.
Одним из основных недостатков этой САУ было отсутствие противооткатных устройств — после выстрела миномет отъезжал назад на 5 метров. На марше управлял “Окой” только механик-водитель, а остальной экипаж перевозился отдельно на бронетранспортере. Несмотря на то, что 2Бй изначально была создана в качестве ядерного орудия, она могла стрелять и обычными снарядами. В 1960 году было принято решения отказаться от столь огромных неформатных артиллерийских орудий в пользу управляемых ракет и все работы по проекту “Ока” были остановлены.
Тяжелый танк Т-35
Тяжелый танк Т-35.
В преддверии Второй мировой войны мировые державы наперегонки создавали супер-тяжелые танки прорыва. Впервые подобные конструкции появились в Великобритании, где их назвали “landships”. В промышленно развитых странах были созданы десятки концепций подобных танков, но в производство пошли буквально единицы. В СССР разработки по созданию собственных тяжелых танков начались в конце 1920-х годов.
К 1932 году был создан тяжелый танк Т-35, отличительной чертой которого стали пять башен, которые могли вести огонь во всех направлениях. В основной башне было установлено 45-миллиметровое (позднее – 76-миллиметровое) орудие, а в четырех других — пулеметы. Хотя танк был просто огромен (9,7 х 3,2 х 3,4 метров), внутри его было чрезвычайно тесно. Из-за своей большой массы (50 тонн) Т-35 мог развивать максимальную скорость всего в 28 км/ч, что было очень медленно по довоенным стандартам. Также, несмотря на все свое вооружение Т-35 был очень слабо бронирован (20-30 мм). Эти два недостатка привели к тому, что Т-35 стал устаревшим уже к моменту своего создания.
Ту-2Ш “Огненный еж”
Ту-2Ш.
К концу Второй мировой войны в 1944 году Советский Союз экспериментировал с различными системами вооружения, которые могли бы предоставить стране большее преимущество над немецкими войсками. Поскольку преимущество уже было на стороне СССР, у инженеров появилось больше времени на эксперименты с разными системами вооружения.
На основе высокоэффективного бомбардировщика Ту-2с был спроектирован штурмовой самолет Ту-2Ш, которую оснастили противопехотным вооружением из батареи 88 автоматов ППШ. Эта система получила название “Огненный еж”. В бою летчик должен был лететь максимально низко над позициями противника, после чего он открывал бомбовый отсек и при помощи специального прицела вел плотный огонь по пехоте.
Зонтик с ядом
Зонтик с ядом.
Еще одно советское оружие для шпионов (ядовитый зонтик) на самом деле использовалось для оперативных задач и получило прозвище “болгарский зонтик”. Из конца зонтика при помощи кнопки на рукоятке выбрасывался клинок, отравленный рицином. Наиболее известным случаем применения этого оружия стало убийство болгарского писателя Георгия Маркова в Лондоне. Спецгент уколол Маркова в ногу, после чего писатель умер от отравления рицином три дня спустя.
МиГ-105
МиГ-105.
Хотя идея космических самолетов становится все более популярной в наши дни, еще во время холодной войны обе стороны экспериментировали с созданием подобных аппаратов, чтобы первыми попытаться милитаризовать космос. Соединенные Штаты проводили испытания Х-20 Dyna-soar, а в СССР был разработан экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет МиГ-105, получивший прозвище “Лапоть” из-за своей примечательной внешности.
Орбитальные самолеты-истребители были предназначены для обеспечения полного контроля над околоземным пространством, а также блокирования любых попыток атаки НАТО из внешних слоев атмосферы. На орбиту самолет должен был выводиться при помощи традиционного твердотопливного ракетного ускорителя, который затем отстыковывался от МиГ-105. Первый пробный пуск МиГ-105 был произведен с Ту-95 и окончился аварией при посадке. Впоследствии от проекта отказались из-за его дороговизны.
Подводная лодка “Акула”
Подводная лодка Акула.
Именно в СССР в конце холодной войны была построена самая большая в мире подводная лодка класса “Акула” (или “Тайфун” по классификации НАТО). Несмотря на то, что “Акула” несла на борту меньше ракет, чем американская подводная лодка класса “Огайо” (20 ракет “Булава” против 24 ракет “Трайдент”), советские ракеты были мощнее.
Аналогов “Акуле”, производство которой началось в 1976 году, не существует до сих пор. Ее длина – 175 метров (длина футбольного поля — 105 метров, а длина самого большого самолета в мире АН-225 — 84 метра), а ширина – 23 метра (что примерно равно высоте 8-этажного дома). Помимо 20 баллистических ракет, “Акула” была также вооружена шестью торпедными аппаратами. Приводили в движение гигантскую подводную лодку 2 ядерных реактора.
Сухой Т-4
Сухой Т-4.
В 1960-е годы идеальным средством доставки ядерных боеголовок к месту назначения считали высотные бомбардировщики. Соединенные Штаты начали разрабатывать XB-70 Valkyrie, огромный бомбардировщик, развивающий скорость в 3 Маха, который якобы невозможно было сбить. В ответ СССР начал разработку собственного бомбардировщика Т-4, способного развить аналогичную скорость. У Т-4 и ХВ-70 были похожие конструктивные особенности. Хотя Т-4 был немного меньше, чем ХВ-70, у них обоих была идентичная конфигурация: дельтавидное крыло и двигатели на нижней стороне фюзеляжа.
Сухой Т-4 был делан почти полностью из титана и нержавеющей стали. Что примечательно, для достижения подобных скоростей, у самолета не было открытой секции кабины. Находясь на земле и во время взлета нос Т-4 был опущен вниз, чтобы открыть обзор пилоту. А после достижения полетной высоты, самолет “задирал” нос, из-за чего пилот должен был ориентироваться только по приборам.
Аэросани
Аэросани.
Из-за особенностей климатических условий (длинные и холодные зимы), во время Второй мировой войны в СССР разрабатывались специальные транспортные средства. Одними из наиболее необычных и эффективных транспортных средств были аэросани, по сути представляющие собой обычные сани, на которые был установлен двигатель с пропеллером. Легкобронированные аэросани могли перемещаться со скоростью 25-140 км/ч по снегу. Наиболее распространенным и успешными были аэросани НКЛ-26 с пулеметом, которые использовались в советско-финской войне.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]