Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты
17.02.2020 5 017 0 +147 Bubandis

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты

---
+147
В закладки
Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

Таким бы мог стать преемник КрАЗ-214Б, если бы не экономия..

Американские корни на украинской земле

В предыдущей части материала о КрАЗ-214 упоминалось, что корни конструкции трехосного гиганта уходят своими корнями в американские лендлизовские машины. В комментариях читателей можно встретить сожаления о частичном или даже полном заимствовании именно заокеанских инженерных решений. Действительно, перед победителями Второй мировой войны лежал технологический потенциал половины Европы, одни только Германия и Чехословакия могли поделиться чуть ли не самыми совершенными конструкциями в мире. Чехи охотно делились с немецкой промышленностью в своё время. Тем не менее, выбор именно американских подходов для советского военного (и не только) автопрома более чем оправдан.

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

В исправном состоянии осталось немного КрАЗ-214..

Во-первых, советские войска с великолепными Studebaker и ему подобными ковали победу в войне. Машины пользовались уважением за надежность и неприхотливость. Технические решения американской колесной техники были проверены в жесточайших фронтовых условиях. Во-вторых, заимствование немецких инженерных идей, при всем их совершенстве и изяществе, было бы откровенным пренебрежением к мнению народа, победившего в войне. Кроме этого, высокая техническая культура производства на заводах, к примеру, Mercedes-Benz и Krupp, не позволяла быстро и безболезненно освоить сборку в СССР – страна лежала в руинах. И при всем уважении к немецкой инженерной школе в условиях Восточного фронта техника не всегда показывала себя с лучшей стороны – сказывалось чрезмерное усложнение и высокая стоимость решений. Хотя простенький немецкий Opel Kadett K38 все же реквизировали, в результате чего МЗМА на долгие годы получил импульс для развития. В-третьих, американский автопром имел давние тесные связи с Советской Россией – гигантский завод в Горьком строился по лекалам Форда, и это далеко не единственный пример. А уж правительственные лимузины чуть ли не до самого заката Советского Союза разрабатывались с оглядкой на заокеанские автомобили. Именно поэтому в основе многих моделей отечественных армейских машин мы видим отголоски американских идей. Так было с ЗИЛ-157, так случилось и с КрАЗ-214.

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

КрАЗ, к которому пристыкован полуприцеп с управляемыми колесами на тележке..

Полноприводный КрАЗ не был первенцем Кременчугского автозавода. 10 апреля 1959 года из ворот предприятия вышел самосвал с индексом 222 и собственным именем «Днепр». Это была первая и последняя модель среди тяжелых украинских грузовиков, которую при рождении одарили именем. В дальнейшем КрАЗы получили исключительно народные прозвища. О том, как в Кременчуге осваивали производство несвойственной ранее продукции (напомню, тяжелые грузовики пришли на Украину с Ярославля), характерно рассказывает начальник сборочного цеха А. С. Даниленко:

«Залезем под машину со сборщиком и замначальника цеха товарищем Горяиновым и пробуем соединить узлы. То гайка не становится на место, то шплинт не идет… Двигатель устанавливали на раму первоначально полтора дня, а теперь устанавливаем за три минуты».

Со временем на КрАЗе перешли со стапельной сборки на конвейерную – для этого был подготовлена 260-метровая производственная линия.

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

Автоцистерна АКЦ-4-214 для доставки и раздачи ракетного топлива..

Особенностью армейской эксплуатации КрАЗ было использование специальных агрегатов и платформ, предназначенных исключительно для этих тяжелых машин – на остальные они просто не помещались. Собственно, появление КрАЗ-214 позволило в Советской Армии создать класс тяжелых инженерных машин – экскаваторов, понтонных и тяжелых механизированных мостов. При этом на заводе за все время выпуска 214-й версии успели оформить только две модификации – 214Б и 214М. В первом случае это была модернизированная машина с 24-вольтовой бортовой системой электрооборудования, усиленным передним мостом и главной передачей, унифицированной с обоими задними мостами. КрАЗ-214М оснащался экранированным оборудованием.

Машина инженеров и понтонеров

Еще будучи под «брендом» ЯАЗ-214, герой нашей истории примерил редкую для себя роль носителя оружия. Наиболее известным стал комплекс 2К5 «Коршун», который некоторое время выпускался в самом начале конвейерной жизни машины. За кабиной ЯАЗа (позже КрАЗа) располагались шесть направляющих с ракетами ЗР-7 калибром 250 мм с дальность стрельбы в 55 км. Можно сказать, что это была на тот момент самая тяжелая РСЗО в СССР, которая, однако, не удовлетворила военных низкой точность и её в итоге сняли с вооружения. Один из немногих экземпляров сохранившихся «Коршунов» хранится в Санкт-Петербургском музее артиллерии, правда, носителем оружия является уже поздний КрАЗ-214. В книге Евгения Кочнева «Автомобили Советской Армии 1946-1991 гг. » приводятся данные о том, что на базу ярославской машины монтировали тактические ракетные комплексы «Вихрь» (дальность до 90 км) и даже две баллистические ракеты модели «034» (дальность до 60 км). Велись опытные работы по установке на машину ракеты комплекса 2К6 «Луна», но все-таки такая массивная конструкция была чрезмерной даже для гигантского КрАЗа, и он уступил её четырехосным ЗИЛ-135Б (ЗИЛ-135Л).

«Коршуны» на базе ЯАЗ-214..

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

КрАЗ-214 «Коршун» в Санкт-Петербурге. Фото автора.

Инженерная карьера ЯАЗа и позднее КрАЗа в Советской Армии началась в 1957 году, когда на Калининском экскаваторном заводе построили войсковой экскаватор-кран Э-305, а двумя годами позже на подмосковном заводе №38 разработали колесный эвакуационный транспортер ТК-1 с полуприцепом ПС-1, предназначенным для перевозки поврежденной техники массой до 20 тонн. Экскаватор-кран на базе полноприводной машины был для армии и народного хозяйства долгожданной машиной, аналогов которой ранее не было – все предыдущие аппараты отличались низкой мобильностью и проходимостью.

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

Средний колесный эвакуационный тягач, мод. ТК1: 1 – лебедка; 2 – грязезащитное крыло; 3 – ящик; 4 – седельное устройство; 5 – направляющая. Фото:gruzovikpress.ru

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

Полуприцеп, мод. ПС1: 1 – запасное колесо; 2, 3 – ящики для имущества; 4 – аппарель в походном положении; 5, 8, 9 – горизонтальные ролики; 6, 7 – вертикальные ролики..

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

Войсковой экскаватор-кран Э-305..

Э-305В..

Первоначально Э-305 оборудовался «прямой» или «обратной лопатой» вместимостью 0,3 м3 и грузоподъёмностью 400 кг, а также десятиметровой решетчатой стрелой в конфигурации крана. Однако первые же испытания показали, что с такой длинной стрелой придется повременить – на машине не были предусмотрены аутригеры и при максимальной нагрузке на стрелу колёса с низким давлением деформировались, кузов кренился и готов был в любой момент перевернуться. Кроме этого, таскать на машине такие длинные фермы стрелы было неудобно, и от идеи отказались. Также пришлось отказаться от грейферного оснащения, позволяющего сделать Э-305 поистине универсальной машиной. В итоге кран грузоподъемностью в 5 тонн в конструкции все-таки оставили – для этого использовали штатную экскаваторную механику. Для привода экскаваторно-кранового оборудования за кабиной оператора устанавливался дизель ЮМЗ на 48 л. с. Этого хватало, чтобы за 1 час вырыть 4-5 укрытий для боевой техники или один котлован 4-метровой глубины. Экскаватор Э-305 был принят на вооружение не только инженерных, но и других родов войск, а также частей Военно-морского флота СССР (приказ министра обороны № 24 от 20 февраля 1960 года). В дальнейшем эволюция экскаваторной техники КрАЗов была связана уже с новой моделью с индексом 255Б и переходом с тросового привода агрегатов на гидравлический.

Еще несколько исполнений Э-305..

Перевозка кислотного меланжа для ракет была одним из возможных вариантов использования недюжинного потенциала КрАЗа-214 в войсковой эксплуатации. Для этого служила специальная цистерна АКЦ-4-214М на 4000 литров, а для особо крупных партий ракетного топлива работал седельный тягач с огромным топливозаправщиком ТЗ-16.

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

ТММ..

Настоящей визитной карточкой военных КрАЗов были понтонно-мостовые парки (ПМП) и тяжелые механизированные мосты (ТММ). Легендарный ПМП, ставший для многих зарубежных стран объектом бессовестного копирования, впервые встал на боевое дежурство именно на базе КрАЗа-214. Подразделение военных инженеров-понтонеров, вооруженное 36 КрАЗами за полчаса перебрасывали через водную преграду 227-метровый мост, рассчитанный на 60-тонные машины. ТММ был первым в своем роде в Советской Армии и предназначался для установки двухколейного моста, также рассчитанного на 60 тонн нагрузки. Мост состоял из четырех пролетов (в самом длинном исполнении) и позволял преодолевать препятствия шириной до 40 метров.

Машина №253

При всем уважении к продукции КрАЗа начального периода следует заметить, что вся производственная линейка к началу 60-х годов была устаревшей и морально, и технически. В то время из ворот кременчугского завода выходили полноприводный КрАЗ-214, самосвал КрАЗ-222 «Днепр», бортовой КрАЗ-219 и седельный тягач КрАЗ-221. Все эти машины в той или иной степени стали легендарными в своей нише просто потому, что аналогов в Советском Союзе не имели, но настоятельно требовали если не замены, то хотя бы модернизации. Естественно, первыми в этой очереди учитывались интересы Министерства обороны, которое уже в 1961 году сформулировало требования к новому семейству автомобилей, состоящим из двух вариаций: бортовой 8-тонник 6х6 и автопоезда грузоподъемностью 15 тонн с колесной формулой 8х8 и активным полуприцепом.

Бортовой КрАЗ-Э253Б первой модификации с кабиной от МАЗ-500. 1962 год..

Данное перспективное семейство планировали активно привлекать к работе со стратегическим оружием, системами ПВО и другим важнейшим государственным задачам, поэтому все наработки по программе были строго секретны. В 1962 году в Кременчуге создали сразу два специальных конструкторских бюро – первое занималось доработкой серийных машин, а во втором как раз и принялись за реализацию новых идей военных. Как мы понимаем, из первого СКБ в дальнейшем родился самый известный КрАЗ-255Б, который к тому же стал самым массовым. Но если бы наработки СКБ №2 были бы воплощены в серии, то привычными для нас КрАЗами стали бы грузовики бескапотной компоновки. Работы по новой машине в СКБ №2 шли быстро и поначалу даже не успели создать свою кабину, располагающуюся над двигателем – позаимствовали у минского МАЗ-500. Конструкция, которую предложили в Кременчуге, вызывает уважение даже сейчас. Бескапотная компоновка позволила высвободить много места для грузового отделения, что выгодно отличало машину, получившую имя КрАЗ-Э253Б, от своих носатых серийных собратьев.

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

Макетный образец автопоезда КрАЗ-Э259Б с кабиной МАЗ и активным полуприцепом КрАЗ-Э834Б грузоподъемностью 15 тонн. 1962 год..

В качестве мотора применили новейший ярославский 240-сильный четырехтактный дизель ЯМЗ-238, а коробка переключения передач вообще была автоматическая 5-ступенчатая. Машина разгонялась до 60 км/ч и расходовала до 45 литров солярки на 100 км пути. В соответствии с заданием Минобороны, одновременно шла работа над машиной с активным полуприцепом – автопоезд получил имя КрАЗ-Э259Б и мог брать на борт до 15 тонн груза. Прогресс по проекту вышел на вершину уже к 1964 году, когда были созданы бортовой КрАЗ-Э253 и полноприводный пятиосный активный автопоезд с длинным именем КрАЗ-Э259-Э834. Появилась новая угловатая кабина, централизованная подкачка колес, турбодизель ЯМЗ-238Н мощностью 310 л. с. и более надежная 8-ступенчатая механическая КПП. Важным было появление гидроусилителя взамен архаичного пневматического. Обновление позволило поднять максимальную грузоподъемность бортовой машины до 9 тонн, а предельную скорость — до 71 км/ч.

Машины второй генерации отличались в том числе дизайном кабины собственной разработки..

В течение восьми месяцев оба экспериментальных грузовика прошли в рамках испытаний около 64 тысячи километров. Во многом они оказались удачными машинами. После ряда доработок к испытаниям вернулись в 1967 году, при этом в спарринг-партнеры выбрали КрАЗ-214Б, только появившийся опытный КрАЗ-255Б и миасскую машину классом ниже Урал-375Д. Бескапотный КрАЗ с запасом обошел всех на грунте и твердом дорожном покрытии, а госкомиссия в заключении написала:

«Автомобиль КрАЗ-Э253 по сравнению с серийным КрАЗ-214Б и опытным образцом КрАЗ-255Б имеет более высокие тягово-динамические характеристики, лучшую проходимость, высокую топливную экономичность и по своим параметрам находится на уровне лучших армейских автомобилей зарубежных стран».

Бортовой грузовик КрАЗ-2Э253 и автопоезд КрАЗ-2Э259-2Э834. 1968 год..

Но в 1967 году на конвейер в Кременчуге встал КрАЗ-255Б, который во многом был лишь улучшенной версией 214-й машины и дожил на производстве до 1993 года. В 1968 году в СКБ-2 предприняли последнюю попытку и предоставили окончательную итерацию бескапотного КрАЗ, кабина которого теперь походила на ГАЗ-66. Бортовой грузовик получил имя КрАЗ-2Э253, автопоезд — КрАЗ-2Э259-2Э834. Во многом прорывной проект закрыли с формулировкой Госкомитета по оборонной технике:

«Все работы по КрАЗ-253 прекратить. Конструкторскую документацию опечатать и сдать на хранение»

.

Боевые КрАЗы-214 и первые бескапотные эксперименты машины, только, КрАЗа, бортовой, Советской, этого, КрАЗ214, тяжелых, военных, автопоезд, время, Кременчуге, инженерных, машину, машин, Армии, КрАЗ255Б, техники, кабиной, машине

Колеи грунтовой дороги в период весеннего бездорожья после прохождения по ней опытных бескапотных КрАЗов. Источник: «КрАЗ. Люди. Завод. Автомобили»

Причина была проста: стоимость машины была на 60% выше привычного капотного КрАЗа, а выпуск многих узлов грузовика пришлось бы осваивать с большими трудностями – смежники зачастую были не готовы к этому.

Как бы то ни было, работы по 253-й машине были первыми в своём роде для кременчугского завода, они позволили сформировать конструкторский штаб, доказать инженерную самостоятельность, а многими годами позже использовать наработки в семействе «Открытие». Оно, правда, тоже окончилось ничем.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]