Как построить реплику ботика Петра I "Св. Николай"
13.12.2016 781 0 0 kak-eto-sdelano

Как построить реплику ботика Петра I "Св. Николай"

---
0
В закладки
Сначала надо сильно захотеть. Так, что спать не возможно и голову накрывает одна мысль - это должно быть сделано! Потом все обдумать, просчитать, составить план работ, набраться Терпения. И начать! - это главное. Пишем а Архивы, Музеи, штудируем сеть и литературу, устанавливаем контакты с людьми. Едем в Санкт-Петербург чтобы посмотреть на оригинальное судно. ЦВММ (центральный военно-морской музей), Ботик - экспонат №1 и реликвия нашего флота. Изучаем оригинал и получаем обмерные листы корпуса, рангоута, дельных вещей и снабжения судна.



Перемещаемся по Петербургу до Ботного Дома что в Петропавловской Крепости. Сейчас там находится реплика Ботика, построенная мастерами на Охтинской верфи в 1996 году. Это был заказ МО РФ к празднованию 300-летия российского флота. Обращаемся к руководству с просьбой провести контрольные промеры, получаем таковое и меряем все что нам необходимо.



Возвращаемся домой и присаживаемся за проектные работы. Дело хлопотное, но интересное. Результат должен в точности повторить представления с музейных обмерных листов. Чем детальней будет проработан проект в чертежах, тем меньше вопросов возникнет в ходе строительства. У меня получилось около 70-и рабочих чертежей.



Когда чертежные дела остались позади, самое время подумать с чего начать и где это можно сделать. Я принял решение приступать к проекту с изготовления частей набора, рангоута, дельных вещей и снабжения. Это большая и кропотливая работа, которая требует много времени и делать ее после корпусных работ мне показалось обременительно. Эта часть работы не требует больших площадей, все можно сделать в небольшой мастерской.



В мастерской были изготовлены гик и гафель, бушприт и шверцы, комплект блоков и юферсов, рулевое устройство, степс и полный комплект набора судна - штевни и шпангоуты, за исключением килевой балки - она не проходила в габаритах.



Чем удобна такая мастерская? - два шага от домашнего кофе.



По ходу работы обязательно потребуется кузня. На Ботике очень много вещей выполнены ручной ковкой. Кузню я изготовил у товарища в гараже.
Она неказистая, но отвечала всем выставленным перед ней требованиям. Размещать заказы на изготовление деталей где-то на стороне - это лишить себя возможности попробовать сделать самому. Такое недопустимо!



Кузнечные работы очень интересное занятие. Металл становится податливым и работа с ним доставляет одно удовольствие. Конечно здесь не обязательно быть профессионалом.



Не Боги горшки обжигают - надо пробовать, учиться и опять пробовать и все получится!



Все детали прошедшие огонь и наковальню лучше всего заворонить. Хорошая начальная защита от коррозии и отличный вид.



Когда закончится работа в мастерской и будут изготовлены все элементы судна, придет время выбирать площадку под стапельные работы. Это работы по сборке корпуса. Мне досталась свалка.



Трудиться приходится много иначе свалка так и останется свалкой, сколько на нее не смотри.



Хорошо когда работает команда, но если не боитесь - проверено - одному многое под силу. Терпение и труд - все перетрут!



В результате получился эдакий своеобразный эллинг, летний вариант, но так и было задумано.



Пора переходить к стапелю. Конструкция из бруса, выставленная по уровню, предварительно была рассчитана и вычерчена на бумаге. На нем, на стапеле, даем разбивку основных положений - ось ДП и мест под шпангоуты.



Пошел первый шпангоут. Это Мидель.



Все шпангоуты выставляются в положении "вверх ногами". Впоследствии в таком положении очень удобно работать с установкой наружной обшивки.



Выставляются изделия строго на отведенные позиции, проверка отвесом по каждому шпангоуту. Работа должна быть выполнена как можно точнее, от этого зависят все последующие операции.



Следующим шагом ставим киль.



Перед этим с ним работаем. Выбираем шпунт и собираем его через замок с форштевнем.







Киль соединяется со шпангоутами посредством сквозных болтовых соединений. Использованы болты М8 из нерж. стали.







Следующий шаг - установка носовых, так называемых поворотных шпангоутов, они ставятся НЕ перпендикулярно к килю и штевню.
Выставляются они с помощью шаблонов снятых с теоретического чертежа корпуса.







Начинаются подготовительные работы перед установкой обшивки. В первую очередь - это малковка - снятие лишнего дерева со шпангоутов, чтобы обеспечить плотное прилегание к ним поясьев обшивки. Делается это ш.машинкой и проверяется рейкой.



Части шпангоутов, т.н. футоксы, флоры и топ-тимберсы дополнительно крепятся между собой деревянными нагелями. Все это садится на смолу.





Когда все подготовлено, проверено, зашпаклевано и зачищено, смалковано и затянуто, начинается обшивка. Она двойная реечная продольная. Рейки сечением 12х25 в два слоя с перекрытием по длине нижних стыковочных швов. Рейки укладываются, причерчиваются, обрабатываются, потом опять укладываются и крепятся промежуточным креплением. Когда набирается площадь, все снимается и ставится окончательно на смолу опять-таки с временным крепежом.







Все временные отверстия заделываются на дереве со смолой. Такие специальные Морские спички.



Здесь мы зачищаемся, пропитываемся и готовимся к серьезной защите дерева. Деревянный Корпус будет покрыт шестью слоями тяжелой ровингой ткани, это должно его уберечь от механических повреждений и излишнего абразива.







Пробиваем, тем самым крепим наружную обшивку деревянными нагелями к шпангоутам и штевням.





Ставим пробки, прикрывая головки болтов.





Опять все чистим, шлифуем, пропитываем и получаем вот такую красивую штучку.





Начинается очень ответственный момент в строительстве - ручное формирование пластика. Здесь одному обойтись можно, но не нужно, все-таки надо позвать в помощь своего товарища. Работа достаточна грязная, я заформовал два своих комбинезона. Приготовьтесь к защите дыхания и своих рук. Дело муторное, но опять-таки надо начинать и к середине появляется удовлетворение, а к окончанию - так и радость от сделанного.





Опять шкуровки, зачистки и шпаклевки.







Наконец окраска!





Надо переворачивать. Автокран в помощь и очень аккуратно и быстренько. Управился за час.







Внутренние работы. Надо зачистить все подтеки, убрать шергень-планки и только тогда приступить действительно к работе.







Транцевая доска, стойки шпигеля, формирование планширя и бархоута, укладка кильсона, внутренняя обшивка, банки и баковый настил, работа с льняным маслом - все это очень интересно, вкусно пахнет - работа доставляет удовольствие!







Очень красивая внутренняя защита дерева - сначала льняное масло в два слоя, сверху свинцовый сурик тоже в два слоя и потом финишное покрытие.





Сейчас Ботик выглядит так:







Если увиденное и прочитанное не оставило вас равнодушными к проекту - ПОДДЕРЖИТЕ ЕГО!
Запущен краудфандинг-проект по сбору средств на пошив парусов для Дедушки русского флота. Площадка сбора на Планета.ру : https://planeta.ru/campaigns/sails

Сайт проекта: www.peters1boat.ru
Связь с автором и строителем: peters1boat@inbox.ru отвечу всем с удовольствием на любые вопросы.
С уважением ко всем читателям ЖЖ, Александр Бойцов, г.Томск

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg tw.png inst.png уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]