Чего б не вспомнить: последний год царской России в работах художников
---
Этот период нашей истории в картинах: от разгона духовенства до эвакуации из Крыма.
Рассказ Ивана Бунина, написанного в 1916 году, завершается очень пророчески: "Погляди, государь, где твоя держава теперь? Нету тебе ничего, все чисто, одно гладкое поле!".
Произведения Д. А. Белюкина, Е.В. Муковнина и П.В. Рыженко (1970-2014) бесспорно привлекут внимание любителей истории. Содержание этих драматических картин наводит на размышления о трагедии России в начале 20-го века. Современные художники позволяют зрителю ощутить трагические последствия Гражданской войны, почувствовать сильные эмоции, потери Родины, грусть, усталость, безысходность, отчаяние изгнанников.
Дмитрий Белюкин, "Белая Россия. Исход":
На картине не только духовенство и монашество, но и другие сословия России, которым новая власть отказала в праве на существование. Это офицеры и рядовые армии и новой гвардии — корниловских и дроздовских полков, купечество, артистическая богема, гимназисты и лицеисты, депутаты Госдумы и сановники Двора, профессора, поэты и сестры милосердия.
Епитрахиль у полкового батюшки, надетая на подрясник, говорит о только что совершенном Таинстве исповеди умирающего полковника в бекеше с седлом под головой. Дыры в обшивке корабля говорят о том, что по нему стреляли с берега. Среди толпы выглядывают околыши и тульи фуражек Александровского (того самого Царскосельского) Лицея и Императорского человеколюбивого общества, материально поддерживавшего революционеров в ссылках. И.А.Бунин в шляпе стоит вдалеке, слева у трубы, остальные — собирательные типы людей, олицетворяющие собой образ русского человека, навсегда уходящий в прошлое.
Евгений Муковнин, "Последняя осень":
Сюжет данной картины, по словам художника, родился в результате прочтения одноименного рассказа Ивана Бунина, написанного в 1916 году, который завершается очень пророчески: "Погляди, государь, где твоя держава теперь? Нету тебе ничего, все чисто, одно гладкое поле!"
Павел Рыженко, "Реквием":
Вербное воскресение, вероятно, 1917 года. Февральская революция уже случилась, царь отрекся от престола. Два сына, белый и красный, приехали навестить мать и привезли ей денег. Сквозь перила виден человек "господско-городского" вида, протягивающий наверх корзинку с гостинцами, вероятно, от "белого".
Картина очень символична: "брат на брата восстал", но при этом и красные и белые — сыновья России, старушка-мать одновременно символизирует Россию, в инвалидном кресле — потому что Россия больна, в трауре — потому что наступают страшные времена... "Не может устоять царство, если разделится само в себе".
Дмитрий Белюкин, "Эвакуация дроздовцев и корниловцев из Крыма":
Полуостров Крым был последним оплотом Белого движения в России в Европейской части страны во время Гражданской войны. Здесь Красная Армия победила защитников барона Врангеля и разбили последний оплот царской России. Остатки белых войск были вынуждены эвакуироваться в конце 1920 г., когда последнего русского царя не было среди живых — 17 июля 1918 года большевики убили его и казнили всю его семью, включая прислугу.
Взято: ochendaje.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]