Кирасиры в музеях
---
Вроде бы рыцари, не так ли? Но нет: рядом с рыцарями парни в этих доспехах даже рядом не стояли. Типичные латы кирасиров XVI века, причем правому очень здорово досталось по шлему…
«…наконец всадники утомились…»
Первая книга Маккавейская 10:81
Военное дело на рубеже эпох. Мы продолжаем наш рассказ о воинах эпохи перехода от феодальных отношений к рыночным, «капиталистическим», поскольку, как оказалось, именно эта эпоха едва ли не столь же интересна, как и эпоха классических рыцарей. Время ускорило свой бег, «сжалось», изменения стали происходить быстрее, их стало легче отслеживать. Это первое обстоятельство. Второе очевидным образом связано с первым: техника усовершенствовалась, производительность предприятий, производящих вооружение, также выросла, поскольку развилась и горнодобывающая индустрия, а значит, стало больше металла. А больше металла – больше доспехов и по более низкой цене, то есть в них стало возможно одеть теперь уже много людей, а не двух-трех, самых богатых, как это было раньше.
С тех пор как в 1986 году я познакомился с книгой Лилианы и Фреда Функен «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Эпоха Ренессанса», изданной французским издательствам Casterman, и увидел ее иллюстрации, ну, скажем вот эту с конными латниками XVI века, мне всегда хотелось узнать, на основе чего они их нарисовали
Правда, решение одних проблем как всегда породило другие. Так, Генрих VIII, пополнив свою гвардию отрядом дворян численностью 50 человек в полном рыцарском вооружении, восседавших на «бронированных» конях, не мог позволить себе увеличить его численность из-за… нехватки соответствующих лошадей. То есть доспехи (и деньги на них!) у них были. Вот только лошадей не было. Ну просто не было. Кстати, эти всадники также представляли собой нечто вроде «ордонансовой роты», ведь каждого из них сопровождали еще и другие всадники: конный лучник, всадник в легком вооружении с легким копьем, а также слуга, заботившийся обо всех троих.
А вот они, оказывается, где все – в музее замка Морж в Лозанне. Приходите и рисуйте…
Красивый доспех крайний справа на фотографии из музея в замке Морж заметили? Но что это за доспехи, когда сделаны, где? Второй такой же образец находится в арсенале в городе Граце, а еще один – в Метрополитен-музее города Нью-Йорка. Поэтому нам совершенно точно известно, что это кирасирские латы из Инсбрука 1560 г. Вес 16,92 кг. Вес шлема 2466,4 г
Известно, что оружейники из Нюрнберга славились своей способностью относительно быстро производить большое количество пластинчатой брони. Во второй половине XVI века они специализировались на изготовлении высококачественных пехотных доспехов с простым, но эффектным декором в виде ярких полос, контрастирующих с окрашенными в черный цвет поверхностями. Такая конструкция была типична для многих доспехов того времени и состояла из открытого шлема (бургиньот) и пластин, закрывающих только плечи, туловище и ноги от бедер и до колен. Черненые поверхности, по-видимому, делали эту броню менее восприимчивой к ржавчине, так что она почти не требовала ухода. Около 1600 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Этот отряд участвовал в знаменитой битве при Гунегайте (на «ВО» об этой битве рассказывалось) в 1513 году, но в 1539-ом был полностью реорганизован, как слишком дорогой. Чтобы хоть как-то поднять боеспособность армии, король даже издал закон, по которому всякий англичанин, имея доход 100 фунтов год, должен был обязательно иметь еще и лошадь, годную для армейской службы. Мало того, было приказано, что у каждого мужчины, жена которого носит юбку из вельвета или нижнюю юбку из шелка, вне от своих доходов (то есть сверх этих самых 100 фунтов!) обязательно содержал бы еще и боевого коня. Мол, на женино мотовство деньги есть, так изволь и о Родине подумать.
Здесь же мы можем увидеть и вот эти доспехи. Шлем у одного открытый – бургиньот. Но есть копейный крюк. Значит это не кирасирские латы, и принадлежат они конным копейщикам
Вот они какие красавцы. Вообще, в музее замка Морж, как и во всяком другом западном музее – заметим это, мы куда чаще сталкиваемся именно с кирасирскими латами, чем со всякими другими. Вот, например, кирасирские доспехи с шлемами типа «савойский бургиньот» или савояр. Его легко отличить от всех прочих…
А слева подальше – это уже эксклюзивные максимилиановские доспехи. Все тот же замок Морж
Кстати, заметим, далеко не все люди, которые посещают музеи и любуются выставленными там рыцарскими доспехами, отдают себе отчет в том, что смотрят они на доспехи совсем не рыцарские! Им и в голову не приходит, что подлинных рыцарских доспехов сохранилось очень мало. И то это доспехи, относящиеся к середине XV в., а более ранних-то практически и не осталось. То, что выставлено в музеях, как раз и представляет собой в основном доспехи переходного периода: турнирные, парадные и боевые, но опять же – это либо доспехи рядовых латников-наемников, к рыцарям не имеющие никакого отношения, или доспехи «рыцарей» (феодалов), служивших у этих наемников… командирами. То есть очень часто это либо серийные доспехи массового производства, или более редкие, но тоже достаточно часто встречающиеся доспехи командиров, сделанные на заказ. Понятно, что были еще и доспехи королей и придворных. Но основная масса – это относительно латы наемников! И оказались они в музеях именно потому, что было их много.
А вот один из кирасирских доспехов, датируемый 1600-16010 гг. (Военный музей замка Морж, Лозанна)
Вспомним, например, арсенал в австрийском городе Граце. Там доспехов, сделанных на заказ и впечатляющих своей отделкой, раз-два и обчелся, но зато тысячи(!) доспехов рядовых всадников и пехотинцев! Кстати, о масштабах производства таких доспехов свидетельствует пример, приводимый английскими историками Д.Эджем и Д.Паддоком, которые сообщают, что в 1512 году все тот же неутомимый Генрих VIII только во Флоренции закупил 2000 комплектов облегченных доспехов (16 шиллингов за комплект), а год спустя еще 5000 в Милане. В 1539 году 1200 доспехов были куплены в Колони и 2700 в Антверпене, хотя последние были низкого качества и использовались только в пехоте.
Еще одна иллюстрация из Функенов
А вот и практически полностью аналог изображенного на ней кирасирского доспеха из Оружейной палаты Дрездена. Изготовил их оружейник Кристиан Мюллер из Дрездена, ок.1640 года. Материал – черненое железо, головки заклепок из латуни, ремешки кожаные, подкладка из бархата. Высота 175 см, вес 23,07 кг. О доспехах известно, что их купил саксонский курфюрст Иоганн Георг II у оружейника Кристиана Мюллера, причем заказ сделал на 50 таких доспехов, то есть на целый отряд. Это кирасирский доспех, но улучшенного качества, который могли носить генералы и князья. Правда, носил ли его сам курфюрст Иоганн Георг II, увы, неизвестно. Декор этой относительно простой работы состоит из латунных головок заклепок.
Однако подобные закупки для казны все-таки оказались затратными. И в 1558 году было решено, что армию должно содержать само население. Теперь всякий британец, имеющий годовой доход в 1000 фунтов или больше, был обязан купить шесть лошадей для всадников в доспехах «в три четверти», десять лошадей для легкой конницы, причем в комплекте со сбруей и доспехами. Для пехоты нужно было купить 40 кирас с набедренниками и шлемами, то есть снаряжения пикинеров и аркебузиров, 40 облегченных доспехов «немецкого образца» (?), 40 пик, 30 луков вместе со связкой из 24 стрел, 30 легких шлемов, 20 копий «билл» («бычий язык»), 20 аркебуз и 20 морионов – то есть целый арсенал. Ну, а те, у кого доходы были меньше, скажем 5 или 10 фунтов, все равно должны были раскошелиться. От них требовалось купить одну алебарду или один билл, один лук со стрелами, один легкий доспех и шлем. Естественно, что закупки всего этого вооружения приобрели массовый характер, а значит, массовым стало и его производство. Вдобавок оно еще и стандартизировалось, хотя состоятельные люди предпочитали все-таки доспехи заказывать.
Тоже работа Функенов. Латники-копейщики против конных аркебузиров и пистольеров-кирасиров. Три всадника одеты в «лакейские камзолы», то есть относятся к 1570–1580 гг.
Впрочем, цена заказных доспехов была по-прежнему очень велика. Например, в 1612 году Генрих, принц Уэльский, заказал себе кирасирские доспехи и заплатил за них 340 фунтов стерлингов. Кстати, пара кирасирских пистолетов с колесцовыми замками в то время в Англии стоила 2 фунта 16 шиллингов.
И еще один «набор» латников из музея замка Морж. Там, похоже, их тоже собрали немало. Хотя арсенал в Граце в Австрии не переплюнул пока еще ни один из музеев!
Там, кстати, тоже есть кирасирские латы с савояром XVII века, но только маска у них какая-то не страшная… (Арсенал города Граца)
Во время обсуждения одного из материалов о кирасирах на страницах «ВО» возник вопрос о том, как долго латными всадниками переходного периода использовалось копье. И применялось ли оно наряду с пистолетом. Или пистолетчики были отдельно, а копейщики — отдельно. Начнем с того, что в вопросе отказа от применения копья впереди всей Европы была Франция. Здесь в 1604 году использование копья было официально запрещено указом короля Генриха IV. А вот в других странах оно использовалось и до этого времени, и после.
Седло из Дрезденской оружейной палаты, датируемое 1715 годом. Материал: кожа, дерево, конский волос, детали из железа и латуни – позолоченные. Ткань – бархат, малиновый шелк, рельефная парча. Бахрома из золотых нитей. Размеры: длина 60 см, ширина 68 см, высота 55 см. Седло было подарком короля Людовика XIV польскому королю Августу Сильному. Всего было изготовлено шесть таких седел, расшитых золотом и серебром, которые он отправил в Дрезден в 1715 году. Седла были подарены вместе с пистолетами работы лучших парижских оружейников
Впрочем, в латной коннице они активно использовались и в XVI веке. По сути, существовавшие прежде ордонансовые роты сохранились и в этом столетии, но их состав и вооружение поменялись в ответ на вызовы времени.
Позолоченный доспех, около 1650 г. Вес 16.37 кг. (Дрезденская оружейная палата). Хотя он похож на кирасирский, это не боевой, а турнирный доспех, причем для пешего турнира с барьером. Дрезденские пешие турниры процветали в конце XVII века и в основном проходили во дворе замка курфюрстов. Ими отмечались различные праздничные мероприятия, такие как дни рождения, крестины, семейные встречи или торжественные визиты княжеских гостей
Известно, что пешие турниры проводились в 1606, 1613, 1614, 1615, 1622, 1630, 1650, 1652, 1662, 1667 и 1679 годах. Шлемы впечатляют своей компактной, закрытой формой, что объясняется характером турнира, в котором бойцы должны были выдерживать удары в основном по голове. Они были внесены в инвентарный список с 1688 года со всеми аксессуарами, включая шлемы и турнирные мечи. Но несмотря на многочисленные сведения об этих пеших турнирах единственное, что было известно именно об этих четырех доспехах, что они были приобретены от имени тогдашнего принца-курфюрста Иоганна Георга II. В 1650 году они поступили на оружейный склад для хранения. До сих пор нет никаких ссылок на производителя этих необычных изделий.
Так, в 1522 году Карл V утвердил состав конных жандармов в количестве восьми отрядов, по 50 копий в каждом. В 1545 году их число увеличилось до 19, но затем, в 1547-ом вновь уменьшилось до 15. Правда, это была численность мирного времени. В ходе войны количество таких отрядов быстро возрастало из-за чего их называли «растущими». В состав копья ордонансовой роты в 1545 году входил один жандарм на коне в конских латах, оруженосец с таким же копьем, как и у жандарма, но в кирасе, склепанной из полос, паж – в шлеме морион и с легким копьем-гинетой, затем еще один латник в кирасе и опять же с рыцарским копьем, но на коне уже без лат, и три копейщика в шлемах бургиньот, кольчужных пелеринах и с пистолетами в кобурах у седла.
Кирасиры и пикинеры периода Тридцатилетней войны в Музее Армии в Париже
В 1572 году всадники этих ордонансовых рот получили еще более однообразное вооружение: шлем морион или кабассет (командиры носили по-прежнему армэ), полное латное прикрытие для рук, кирасу из пластин на грудь и на спину, поверх которой надевали еще и «разнесенную броню» дополнительный пуленепробиваемый нагрудник, а также пластинчатые набедренники до колен. Поверх доспехов вошло в моду носить так называемую «лакейскую куртку» с завязанными на спине рукавами. От конских лат уже отказались. Зато кроме копья у этих всадников уже было по два пистолета в кобурах. Сами копья стали значительно легче, поэтому копейный крюк на кирасах этого времени крепить перестали.
А вот так доспехи сегодня в музеях очищают от ржавчины. Поэтому-то они очень часто и смотрятся как новые…
Использованная литература
Norman, A.V.B., Pottinger, D. Warrior to soldier 449-1660. A brief introduction to the history of British warfare. UK. L.: Weidenfild and Nicolson Limited, 1966.
Richardson, T. The Armour and Arms of Henry VIII. UK, Leeds. Royal Armouries Museum. The Trusteers of Armouries, 2002.
The Cavalry// Edited by J.Lawford // Indianopolis, New York: The Bobbs Merril Company,1976.
Young, P. The English Civil War // Edited by J.Lawford // Indianopolis, New York: The Bobbs Merril Company,1976.
Williams, A., De Reuk, A. The Royal Armoury at Greenwich 1515 -1649: a history of its technology. UK, Leeds. Royal Armouries Pub., 1995.
Продолжение следует…
Автор:Вячеслав ШпаковскийСтатьи из этой серии:Друзья и враги имперских кирасиров
Польские панцирники, австрийские гусары и турецкие пятёрочники
Враги кирасиров
С кем сражались латники императора Максимилиана?
«Маленькое открытие в прикладе аркебузы…»
Всадники Восьмидесятилетней войны
Кони и сёдла XVI—XVII веков
«По людям и по лошадям, а не по аеру»
Ордонансовые роты
«Это чудо, если кого-то убивают копьём»
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]