Кострома...Россия: крупнейшая рыночная площадь Европы XVIII века.
---
1) В заключительной части мы посетим с вами костромские торговые ряды, где мы стали очевидцами проходящих съёмок одного телефильма а тему Гражданской войны, и Сусанинскую площадь, которая является памятников градостроительной реформы Екатерины II.
2) В XVII веке Кострома достигает своего экономического расцвета и становится одним из экономически значимых городов Русского царства. В Костроме возникает большой торговый центр. Сначала торговля велась на деревянных лавках. Но после пожара 1773 года, когда все торговые лавки, склады и дома были уничтожены, началась генеральная реконструкция Костромы. Так нынешние торговые ряды в Костроме стали образцовым в своём роде памятником градостроительного искусства времени екатерининской городской реформы, о которой писал ещё в серии постов о Ярославле.
3) Новые торговые ряды решено было строить из камня: работы начались в 1775 году. В основу был положен «образцовый» проект торговых рядов, подписанный владимирским губернским архитектором Карлом фон Клером. В проектировании и возведении сооружений также принимали участие архитекторы С. А. Воротилов, В. П. Стасов, П. И. Фурсов, Н. И. Метлин.
4) В основу планировки легла типовая секция купеческой лавки: каждой лавке, размером 4,5 на 7 метров соответствовал один арочный пролет галереи. Торговое помещение находилось на первом этаже, для складирования товаров использовались второй этаж и подвал; наверху также обычно располагалась контора лавки.
5) Строительство началось с Красных торговых рядов, именуемых так же Гостиным двором, под руководством Степана Воротилова в 1789 году. Здание было выстроено в виде замкнутого прямоугольника размером 110х160 м. При возведении корпуса пришлось решать сложную задачу. На предполагаемом месте постройки рядов размещался один из древнейших храмов Костромы: церковь Спаса в Рядах. Первоначально постройка была деревянной, а в 1766 году на её месте воздвигли каменный храм. Архитекторам удалось органично вписать церковь в состав Красных рядов.
6) Вот встроенная Церковь Спаса в Рядах в торговые галереи.
7) Название «Красные ряды» здание получило, потому что в нём торговали «красным» товаром, то есть тканями, кожаными изделиями, мехам и книгами. Строительство шло быстро. В марте 1791 года городская дума извещала, что готовы 33 лавки, 19 достраиваются, а на 11 заготовлены материалы — всего в корпусе предполагалось разместить 86 лавок. Работы завершились к 1793 году.
8) Здесь наша группа и повстречалась со знакомыми в съёмочной группе по созданию телефильма "Мятеж" режиссёра Сергея Пикалова (создателя сериалов "Не родись красивой" и "Атлантида" с Нелли Уваровой в главной роли) о событиях Ярославского восстания июля 1918 г. Интересно , современный асфальт покрыли соломой , так как тогда ещё мостовая была в начале XX века. Среди известных актёров грядущего многосерийного фильма будет Юрий Чурсин.
9) Галереи Гостиного двора с их гладким полом из каменных плит, нарядными вывесками, витринами служили не только центром оживлённой торговой жизни города, но и местом прогулок и встреч горожан.
10) Архитектор П. И. Фурсов построил во дворе Красных рядов одноэтажные Мелочные ряды, предназначенные для торговли галантереей. Так как Гостиный двор был построен в виде замкнутого прямоугольника с большим внутренним двором, то Мелочные ряды органично вписались в этот внутренний двор и выгодно использовали его площадь, сформировав внутри небольшие торговые «улицы».
11)
12)
13) Полукруглые Квасные ряды и часовня Святетеля Николая Чудотворца 1840-х гг. постройки по проекту архитектора Петра Фурсова.
14) Памятник Ивану Сусанину работы скульптора Никиты Лавинского и архитекторов М. П. Бубнова и М. Ф. Марковского., установленный в 1967 году. Памятник представляет собой фигуру крестьянина в долгополой одежде, стоящую на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской». Фигура развернута к Волге, тем самым обращена спиной к Сусанинской площади.
"Скульптор Н. Лавинский ещё задолго до решения вопроса о сооружении памятника работал над созданием образа Ивана Сусанина. Работал влюблённо, много, упорно. В результате им создан художественно верный образ русского человека — патриота. Иван Сусанин Лавинского это не фигура, внешне выражающая героизм личности, а личность человека, наполненная большим содержанием жизни и патриотической любовью к своей родине, к своей земле. В образе Ивана Сусанина, созданном Лавинским с убедительной художественной силой, раскрыто величие русского человека, идущего на смертный подвиг не по горячности и наитию, а с полным сознанием всего происходящего, как выполнение долга перед своей родиной, перед своей многострадальной землёй. Замечательна голова в памятнике Сусанину, наполненная высокими благородными чувствами простого человека-патриота. Очень выразителен жест правой руки, утверждающий, что место врагу русской земли только в земле. Памятник в целом с его пьедесталом я считаю большой удачей скульптора и архитекторов. Это не «тумба», как выражаются авторы письма, а «непоколебимый столп», несущий в себе самые высокие, благородные чувства русского народа" ( академик Николай Томский, учитель скульптора Лавинского).
15) От памятника Ивану Сусанина немного спустимся по Молочной улице, гд есть ещё комплекс торговых рядов. Название своё эта улица получился к концу XIX века, благодаря многочисленным торговкам молоком, сыром и другими молочными продуктами из правобережных селений через Волгу напротив Костромы.
16)
17)
18) Пряничные ряды и Никольская часовня.
19) Теперь от торговых рядов пройдём к главной Сусанинской площади города, которая в обиходе костромичей называется "сковородкой". Сама пожарная каланча - памятник эпохи классицизма работы Петра Фурсова, возведённая в 1824-1827 гг. В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!»), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции). Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком, состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона помещен двуглавый орел. Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые пожарной части губернского города: жилые и караульные помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой. Венчает все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны её детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый фонарь с обходным балконом. В настоящий момент с 1934 года пожарная каланча является самым высоким сооружением в Костроме после утраты Успенского собора бывшего Костромского кремля.
20) Сусанинская площадь (к сожалению, ряд снимков смазаны вышлии именно с изображением основных достопримечательностей города) возникла по регулярному плану Костромы 1781-1784 гг.
Литератор Павел Сумароков отмечал: "Кострома… расположена на гладкой равнине, при Волге. Строения благовидные, и на всех улицах хорошие мостовые, великая опрятность. Площадь, о которой упомянули, окружена каменными домами, лавками, каланча с фронтоном, колоннами, легкой архитектуры, занимает один её бок, и посредине стоит деревянный, на время, памятник с надписью: «Площадь Сусанина». Площадь эта походит на распущенный веер, к ней прилегают 9 улиц, и при одной точке видишь всех их протяжения. Мало таких приятных, веселых по наружности городов в России. Кострома — как щеголевато отделанная игрушка.".
21) Улица Симановского
22) Особняк-терем начала XX века, который принадлежал любителю деревянного зодчества — архитектору Смурову. По словам жителей, оригинальное здание пришло в ветхость и его отстроили заново из кирпича, закрыв сверху деревянной «декорацией».
23) Здание детской музыкальной школы им. композитора, дирижёра, педагога Михаила Ипполита-Иванова
24) Музыкальная школа находится в здании бывшего доходного дома Третьякова. Комплекс выстроен в развитых формах эклектики на основе купеческой усадьбы Солодовниковых конца XVIII — начала XIX вв. Издалека дома поражают воображение богатством отделки, несвойственным небольшим городам.
25)
26) Дом на проспекте Текстильщиков, у которого окна подъездов обрамлены колоннами, между которыми стоят скульптуры пионеров.
27) В завершение, своеобразный памятник деиндустриализации в Костроме с корпусами бывшей льняной мануфактуры, основанной в 1866 году братьями Третьяковыми и костромскими купцами Коншиным и Кашиным.
28) А это - Костромской завод полимерного машиностроения имени Л. Красина.
29) Место слияние рек Костромы и Волги. Вот отсюда и вышел путь в 3 км до жд-вокзала, показанный в этих 4 частях о городе, не считая отдельного "города в городе" комплекса Ипатьевского монастыря и музея деревянного зодчества.
2) В XVII веке Кострома достигает своего экономического расцвета и становится одним из экономически значимых городов Русского царства. В Костроме возникает большой торговый центр. Сначала торговля велась на деревянных лавках. Но после пожара 1773 года, когда все торговые лавки, склады и дома были уничтожены, началась генеральная реконструкция Костромы. Так нынешние торговые ряды в Костроме стали образцовым в своём роде памятником градостроительного искусства времени екатерининской городской реформы, о которой писал ещё в серии постов о Ярославле.
3) Новые торговые ряды решено было строить из камня: работы начались в 1775 году. В основу был положен «образцовый» проект торговых рядов, подписанный владимирским губернским архитектором Карлом фон Клером. В проектировании и возведении сооружений также принимали участие архитекторы С. А. Воротилов, В. П. Стасов, П. И. Фурсов, Н. И. Метлин.
4) В основу планировки легла типовая секция купеческой лавки: каждой лавке, размером 4,5 на 7 метров соответствовал один арочный пролет галереи. Торговое помещение находилось на первом этаже, для складирования товаров использовались второй этаж и подвал; наверху также обычно располагалась контора лавки.
5) Строительство началось с Красных торговых рядов, именуемых так же Гостиным двором, под руководством Степана Воротилова в 1789 году. Здание было выстроено в виде замкнутого прямоугольника размером 110х160 м. При возведении корпуса пришлось решать сложную задачу. На предполагаемом месте постройки рядов размещался один из древнейших храмов Костромы: церковь Спаса в Рядах. Первоначально постройка была деревянной, а в 1766 году на её месте воздвигли каменный храм. Архитекторам удалось органично вписать церковь в состав Красных рядов.
6) Вот встроенная Церковь Спаса в Рядах в торговые галереи.
7) Название «Красные ряды» здание получило, потому что в нём торговали «красным» товаром, то есть тканями, кожаными изделиями, мехам и книгами. Строительство шло быстро. В марте 1791 года городская дума извещала, что готовы 33 лавки, 19 достраиваются, а на 11 заготовлены материалы — всего в корпусе предполагалось разместить 86 лавок. Работы завершились к 1793 году.
8) Здесь наша группа и повстречалась со знакомыми в съёмочной группе по созданию телефильма "Мятеж" режиссёра Сергея Пикалова (создателя сериалов "Не родись красивой" и "Атлантида" с Нелли Уваровой в главной роли) о событиях Ярославского восстания июля 1918 г. Интересно , современный асфальт покрыли соломой , так как тогда ещё мостовая была в начале XX века. Среди известных актёров грядущего многосерийного фильма будет Юрий Чурсин.
9) Галереи Гостиного двора с их гладким полом из каменных плит, нарядными вывесками, витринами служили не только центром оживлённой торговой жизни города, но и местом прогулок и встреч горожан.
10) Архитектор П. И. Фурсов построил во дворе Красных рядов одноэтажные Мелочные ряды, предназначенные для торговли галантереей. Так как Гостиный двор был построен в виде замкнутого прямоугольника с большим внутренним двором, то Мелочные ряды органично вписались в этот внутренний двор и выгодно использовали его площадь, сформировав внутри небольшие торговые «улицы».
11)
12)
13) Полукруглые Квасные ряды и часовня Святетеля Николая Чудотворца 1840-х гг. постройки по проекту архитектора Петра Фурсова.
14) Памятник Ивану Сусанину работы скульптора Никиты Лавинского и архитекторов М. П. Бубнова и М. Ф. Марковского., установленный в 1967 году. Памятник представляет собой фигуру крестьянина в долгополой одежде, стоящую на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской». Фигура развернута к Волге, тем самым обращена спиной к Сусанинской площади.
"Скульптор Н. Лавинский ещё задолго до решения вопроса о сооружении памятника работал над созданием образа Ивана Сусанина. Работал влюблённо, много, упорно. В результате им создан художественно верный образ русского человека — патриота. Иван Сусанин Лавинского это не фигура, внешне выражающая героизм личности, а личность человека, наполненная большим содержанием жизни и патриотической любовью к своей родине, к своей земле. В образе Ивана Сусанина, созданном Лавинским с убедительной художественной силой, раскрыто величие русского человека, идущего на смертный подвиг не по горячности и наитию, а с полным сознанием всего происходящего, как выполнение долга перед своей родиной, перед своей многострадальной землёй. Замечательна голова в памятнике Сусанину, наполненная высокими благородными чувствами простого человека-патриота. Очень выразителен жест правой руки, утверждающий, что место врагу русской земли только в земле. Памятник в целом с его пьедесталом я считаю большой удачей скульптора и архитекторов. Это не «тумба», как выражаются авторы письма, а «непоколебимый столп», несущий в себе самые высокие, благородные чувства русского народа" ( академик Николай Томский, учитель скульптора Лавинского).
15) От памятника Ивану Сусанина немного спустимся по Молочной улице, гд есть ещё комплекс торговых рядов. Название своё эта улица получился к концу XIX века, благодаря многочисленным торговкам молоком, сыром и другими молочными продуктами из правобережных селений через Волгу напротив Костромы.
16)
17)
18) Пряничные ряды и Никольская часовня.
19) Теперь от торговых рядов пройдём к главной Сусанинской площади города, которая в обиходе костромичей называется "сковородкой". Сама пожарная каланча - памятник эпохи классицизма работы Петра Фурсова, возведённая в 1824-1827 гг. В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!»), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции). Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком, состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона помещен двуглавый орел. Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые пожарной части губернского города: жилые и караульные помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой. Венчает все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны её детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый фонарь с обходным балконом. В настоящий момент с 1934 года пожарная каланча является самым высоким сооружением в Костроме после утраты Успенского собора бывшего Костромского кремля.
20) Сусанинская площадь (к сожалению, ряд снимков смазаны вышлии именно с изображением основных достопримечательностей города) возникла по регулярному плану Костромы 1781-1784 гг.
Литератор Павел Сумароков отмечал: "Кострома… расположена на гладкой равнине, при Волге. Строения благовидные, и на всех улицах хорошие мостовые, великая опрятность. Площадь, о которой упомянули, окружена каменными домами, лавками, каланча с фронтоном, колоннами, легкой архитектуры, занимает один её бок, и посредине стоит деревянный, на время, памятник с надписью: «Площадь Сусанина». Площадь эта походит на распущенный веер, к ней прилегают 9 улиц, и при одной точке видишь всех их протяжения. Мало таких приятных, веселых по наружности городов в России. Кострома — как щеголевато отделанная игрушка.".
21) Улица Симановского
22) Особняк-терем начала XX века, который принадлежал любителю деревянного зодчества — архитектору Смурову. По словам жителей, оригинальное здание пришло в ветхость и его отстроили заново из кирпича, закрыв сверху деревянной «декорацией».
23) Здание детской музыкальной школы им. композитора, дирижёра, педагога Михаила Ипполита-Иванова
24) Музыкальная школа находится в здании бывшего доходного дома Третьякова. Комплекс выстроен в развитых формах эклектики на основе купеческой усадьбы Солодовниковых конца XVIII — начала XIX вв. Издалека дома поражают воображение богатством отделки, несвойственным небольшим городам.
25)
26) Дом на проспекте Текстильщиков, у которого окна подъездов обрамлены колоннами, между которыми стоят скульптуры пионеров.
27) В завершение, своеобразный памятник деиндустриализации в Костроме с корпусами бывшей льняной мануфактуры, основанной в 1866 году братьями Третьяковыми и костромскими купцами Коншиным и Кашиным.
28) А это - Костромской завод полимерного машиностроения имени Л. Красина.
29) Место слияние рек Костромы и Волги. Вот отсюда и вышел путь в 3 км до жд-вокзала, показанный в этих 4 частях о городе, не считая отдельного "города в городе" комплекса Ипатьевского монастыря и музея деревянного зодчества.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]