Гиробус MFO — что это за машина, и как она работает
11.02.2020 2 860 0 +85 Sairus

Гиробус MFO — что это за машина, и как она работает

---
+85
В закладки
Наверняка у многих из нас, друзья, в детстве были машинки, работающие за счет инерционного двигателя. У меня таких было две, одна большая пластмассовая «Нива», другая – совсем крошечная машинка из «киндера», когда там еще интересные попадались сюрпризы, это в начале 90-х еще было.
Самой главной (и тяжелой) деталью этой игрушки был железный маховик, накапливающий крутящий момент, и отдающий его на ведущие колёса, за счет этой кинетической энергии машинка и ехала некоторое время по полу.

Гиробус MFO — что это за машина, и как она работает (10 фото) маховик, энергии, время, через, вагона, кинетической, маховика, отсутствие, Конго, электромотор, Швейцарии, установленный, троллейбусом, который, дешевле, конструкции, контактной, гиробусы, столбу, машинка

Примерно такой же принцип реализован и на гиробусе, о котором я расскажу в этой статье.

Гиробус это очень необычное транспортное средство, наиболее уместно его сравнивать, наверное, с троллейбусом, который не нуждается в постоянном контакте с электросетью.

Гиробус MFO — что это за машина, и как она работает (10 фото) маховик, энергии, время, через, вагона, кинетической, маховика, отсутствие, Конго, электромотор, Швейцарии, установленный, троллейбусом, который, дешевле, конструкции, контактной, гиробусы, столбу, машинка

Запуск этой машины начинается с раскрутки огромного стального маховика весом в полторы тонны и диаметром в полтора метра. Для этого токосъемники гиробуса подключались к специальному столбу с контактной штангой, электромотор плавно раскручивал маховик до 3000 об/мин рабочего режима, после чего гиробус мог самостоятельно проехать 3 – 5 километров за счет кинетической энергии, отдаваемой маховиком.

Гиробус MFO — что это за машина, и как она работает (10 фото) маховик, энергии, время, через, вагона, кинетической, маховика, отсутствие, Конго, электромотор, Швейцарии, установленный, троллейбусом, который, дешевле, конструкции, контактной, гиробусы, столбу, машинка

Напрямую маховик с трансмиссией никак не связан, он вращает генератор, питающий в свою очередь электромотор, установленный в задней части вагона, соединенный через кардан с задним мостом.

Вот как это выглядит схематически

Гиробус MFO — что это за машина, и как она работает (10 фото) маховик, энергии, время, через, вагона, кинетической, маховика, отсутствие, Конго, электромотор, Швейцарии, установленный, троллейбусом, который, дешевле, конструкции, контактной, гиробусы, столбу, машинка

На этом фото машина запечатлена во время подзарядки

Гиробус MFO — что это за машина, и как она работает (10 фото) маховик, энергии, время, через, вагона, кинетической, маховика, отсутствие, Конго, электромотор, Швейцарии, установленный, троллейбусом, который, дешевле, конструкции, контактной, гиробусы, столбу, машинка

Кабель к столбу идет под землей. Обратите внимание еще и на два небольших токосъемника сбоку, через них подзаряжалась батарея бортовой сети управления и освещения с сигнализацией. Кстати, уже раскрученному маховику для поддержания нужных для работы оборотов требовалось не полчаса, а несколько минут.

Сам маховик и мотор-генератор расположены в герметичном металлическом корпусе, который заполнен инертным газом. Внутри корпуса пониженное давление, предусмотрена система охлаждения подшипников и мотор-генератора.

Гиробус MFO — что это за машина, и как она работает (10 фото) маховик, энергии, время, через, вагона, кинетической, маховика, отсутствие, Конго, электромотор, Швейцарии, установленный, троллейбусом, который, дешевле, конструкции, контактной, гиробусы, столбу, машинка

К этому моменту у многих уже возник резонный вопрос- а зачем, собственно, нужны такие сложности, ведь обычный троллейбус и по конструкции проще, и себестоимостью дешевле, и, чего уж, безопаснее. Ведь вращающийся под полом вагона полуторатонный маховик с линейной скоростью вращения более 800 км/час – так себе идея в плане безопасности, да и управляемость у вагона не самая лучшая, хоть конструкторы, как могли, снизили центр тяжести.

Гиробус MFO — что это за машина, и как она работает (10 фото) маховик, энергии, время, через, вагона, кинетической, маховика, отсутствие, Конго, электромотор, Швейцарии, установленный, троллейбусом, который, дешевле, конструкции, контактной, гиробусы, столбу, машинка

Так вот, разработали гиробус в Швейцарии, в середине 1940-х годов, в надежде, что он сможет расширить существующую сеть троллейбусного сообщения без прокладки новых контактных линий. Ведь один столб для подзарядки, установленный через 2-3 километра, как ни крути, дешевле полноценной линии.

Гиробус MFO — что это за машина, и как она работает (10 фото) маховик, энергии, время, через, вагона, кинетической, маховика, отсутствие, Конго, электромотор, Швейцарии, установленный, троллейбусом, который, дешевле, конструкции, контактной, гиробусы, столбу, машинка

Идея использовать маховик для накопления энергии принадлежала инженеру Бьярне Сторсанду из Maschinenfabrik Oerlikon (MFO), где впоследствии гиробусы и производились.

Сколько всего было выпущено гиробусов мне точно не известно. Возить пассажиров они начали в 1950 году, и на протяжении десятилетия работали в Швейцарии и Бельгии, и даже в Конго, куда попали опять-таки, из Бельгии.

Конкретно этот MFO 111 работал в Конго с 1955 по 1959 год

Гиробус MFO — что это за машина, и как она работает (10 фото) маховик, энергии, время, через, вагона, кинетической, маховика, отсутствие, Конго, электромотор, Швейцарии, установленный, троллейбусом, который, дешевле, конструкции, контактной, гиробусы, столбу, машинка

Плюсы гиробуса на городских маршрутах – отсутствие шума, независимость от контактной сети, и отсутствие двигателя внутреннего сгорания. Минусы – большее, в сравнении с троллейбусом, энергопотребление, необходимость в частых подзарядках во время остановок, сложность конструкции и её обслуживания. К примеру, для замены подшипников маховика надо было чуть ли не полностью разбирать вагон.

К началу 1960-х гиробусы были сняты с эксплуатации, до наших дней уцелел лишь один экземпляр

Гиробус MFO — что это за машина, и как она работает (10 фото) маховик, энергии, время, через, вагона, кинетической, маховика, отсутствие, Конго, электромотор, Швейцарии, установленный, троллейбусом, который, дешевле, конструкции, контактной, гиробусы, столбу, машинка

Кстати, возможно, что в ближайшее время инженеры вновь вернутся к использованию кинетической энергии маховиков на транспорте, ведь эксперименты ведутся даже в Формуле-1.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]