Пропуск в счастливое время: особенности советского детства
---
У детей в Советском Союзе не было ни смартфонов, ни планшетов, ни компьютерных игр. Но им никогда не было скучно. Почему? Ответит ведущий программы «СССР. Знак качества» Гарик Сукачев.
Маленький советский человек рос счастливым. Он чувствовал любовь и заботу не только своей семьи, но и всей большой страны. Буквально с первых дней жизни он попадал под опеку государства. Как только ему исполнялось два месяца, его уже ждали в яслях. Женщина должна работать, поэтому всю заботу о ее ребенке брало на себя государство. Его учили жить в коллективе, готовили к школе, в общем, воспитывали из него настоящего советского человека.
С утра до вечера дети пропадали во дворе. Даже крики родителей не могли загнать их домой и остановить игру. Игровой инвентарь был самый простой. Например, бельевую резинку девчонки растягивали на разной высоте и прыгали через нее. Иногда из желающих принять участие выстраивалась очередь. Парни играли, как говорили, «в банки». Ставили их одну на другую, отходили подальше и били. Битой обычно служила палка от старой клюшки. Игрушек было немного, зато имелась богатая фантазия.
В 20-е годы в Советском Союзе начали строить дома с дворами, где имелись свои скверики, детские и спортивные площадки. Жители домов, все вместе, заливали катки, строили ледяные горки, лепили снеговиков и воспитывали своих и чужих детей.
«Двор - это был наш мир, то есть практически мы росли во дворе. Нам некуда было еще пойти, мы жили в этом пространстве. Наш двор - это наша жизнь, наше привыкание к этому миру, со всеми его тревогами, опасностями, радостями», - объясняет народный артист России, актер и режиссер Николай Бурляев.
«Я была деревенская девочка. И поэтому у нас не было, во дворе чтоб собирались. А у нас было поле, лес, у нас была речка, у нас была улица», - добавляет народная артистка России, актриса театра и кино Нина Усатова.
Самыми популярными играми у девочек были «классики». А еще они любили играть в «секретики». Тайно от всех роешь ямку, складываешь на дно красивые фантики и цветочки, сверху все это закрываешь стеклышком. Через некоторое время можешь показать это особо доверенным друзьям.
Своих товарищей по двору дети воспринимали как членов особой «дворовой семьи». В ней были свои неписанные законы: лежачих не бьют, драться до первой крови, предателей и стукачей презирать. И главный закон как у мушкетеров: один за всех и все за одного.
Образование в СССР долгое время считалось одним из самых лучших в мире. В 1958 году американский журнал Life провел эксперимент. В течение месяца иностранные корреспонденты следили за учебой московского ученика и его чикагского ровесника. К их удивлению, перечень предметов в советской школе оказался заметно больше, чем в американской, и наш ученик показал хорошую успеваемость по всем из них. Стремление к образованию в СССР означало возможность войти в интеллектуальную элиту. В конечном счете журналисты сделали вывод, что советский школьник обошел американского в образованности на 2 года.
Сколько же смеха и слез связано с главным школьным документом - дневником. Пятерками дети гордились, а двойки старались скрыть от родителей. Приходилось идти на школьное преступление. Двойку просто стирали резинкой или исправляли на оценку получше. Лезвием бритвы убирали хвостик снизу и рисовали его ручкой сверху. Так двойка легко превращалась в пятерку. Особо сообразительные выводили оценки с помощью хлорки или просто вырывали страницу.
«Обычно я сидела где-то недалеко, мне кажется, либо первый ряд, либо второй. Любила сидеть в центре, что, в общем-то, правильно, и поближе, потому что не очень хорошо видела. И на самом деле, чем дальше сидишь, тем меньше концентрация внимания», - считает актриса театра и кино Елена Захарова.
А когда концентрации не хватало, можно было списать у подружек. Самой знаменитой шпаргалкой была «гармошка». Чтобы ее написать, надо было обладать мелким почерком и невероятным терпением.
Способов исправить плохую оценку было много. Троечница Лариса Рубальская придумала с одноклассниками, пожалуй, самый надежный.
«Однажды мы наш журнал школьный со всеми отметками зарыли в землю, на территории института Склифосовского. Уж несколько дней в школе скандал был, не признались», - делится воспоминаниями поэтесса Лариса Рубальская.
Каждый ребенок знал, что отличникам полагаются поощрения. Красивые грамоты. Фотография на школьной Доске почета. В местной газете, глядишь, про тебя напишут. А еще могут путевку дать, к Черному морю в «Артек». Любой ценой государство заставляло маленького советского человека хорошо учиться.
Начиная с 1940-го за обучение в старших классах приходилось платить - по 150 рублей в год. Не каждая семья могла позволить себе такие траты. Государство специально подталкивало родителей к тому, чтобы их ребенок раньше покинул школу, ведь стране остро требовались рабочие. Отменили плату только в 1956 году.
Советскому ребенку не надо было думать, что надеть в школу. Форма была одна для всех. У мальчиков - белая рубашка, брюки и пиджак. Девочки в обычный день носили коричневое платье и черный фартук, а в праздники фартук был белый. Чтобы он не висел как тряпка, брали тазик с водой, сыпали туда крахмал, замачивали, сушили его и гладили. А завершить праздничный образ можно было кружевным воротничком. У каждой девочки в запасе их было несколько. Они их меняли каждую неделю.
Советская школьная форма появилась в 1948 году. Первая форма во многом копировала костюмы гимназистов царской России. От благородных девиц советским школьницам достался белый передник, а мальчикам - мундир. Шилась она из самого дорогого материала. Это был кашемир, на ощупь напоминающий шелк. Цвет платьев для девочек был только коричневым, это настраивало учениц на деловой лад и не утомляло глаза. Кроме того, исключало всякие сравнения - кто «лучше одет».
Но вот купить форму было совсем непросто. Тогда шутили: «вхожу в советский магазин, теряю весь адреналин». Например, ребенку нужен 30-й размер, а на полке имелся только 34-й. Вот и приходилось покупать форму на вырост - одну на несколько лет. А вот пионерские галстуки и октябрятские значки можно было приобрести в неограниченном количестве.
В 1924 году детей в возрасте семи лет впервые начали принимать в октябрята. На тот момент они были ровесниками Великой Октябрьской революции, за что и получили свое название. В первом классе носили октябрятский значок с гордостью, а в третьем его уже стеснялись. Думали, уж не такие мы маленькие, чтобы его надевать. Поэтому школьники стирали камнем со значка красный цвет, и получалась такая пятиконечная золотая звезда, как сказали бы сегодня, похожая на знак шерифа. В это время все уже мечтали скорее стать пионерами.
У каждого конца пионерского галстука был свой особый смысл. Большой угол символизировал коммунистов, длинный конец - комсомол, а короткий - пионерию. В пионерском салюте тоже был свой особый смысл. Поднятая выше лба ладонь означала, что общественные интересы у пионера выше личных. Причем пионерская символика отлично работала. Будешь плохо учиться, хулиганить - останешься без красного галстука. Для неокрепшей психики ребенка это была травма.
«В то время было два вида галстуков: шелковый и штапельный. Конечно, у половины класса был штапельный. Потому что шелковый стоил дороже. Когда моя бабушка узнала, что я в пионерах, она исхитрилась и купила мне шелковый галстук. Говорила: "Только не бери концы в рот, потому что они закручиваются, и галстук становится некрасивым". Хоть она меня и предупреждала, все равно мы все грызли кончики галстука», - вспоминает Лариса Рубальская.
А за испорченный галстук могли и выгнать из пионеров. Это событие было трагедией для каждого ребенка.
Именно пионерские организации были штабом, который руководил всей общественно-полезной работой. По сути, государство применяло в школе те же методы, что были отлично проверены на взрослом советском человеке. На любом предприятии именно партийная организация управляла жизнью всего коллектива. Так и в школе, нельзя было не выполнить приказ пионерского штаба.
В 70-х годах в стране не хватало бумаги. И к решению этой проблемы подключили школьников. А чтобы они активнее сдавали макулатуру, организовали соревнование между классами. Иногда для веса в кипу газет подкладывали кирпичи, но в основном побеждали честно. Сдал 20 килограммов макулатуры - получи талон на одну книгу, причем дефицитную.
По статистике, школьники собирали макулатуры больше, чем все остальные советские граждане. Что касается металлолома, тягаться с отходами таких гигантов, как ЗИЛ, было нереально. Но все равно маленький советский человек тащил на школьный двор все, что попадалось под руку.
Собирали металлолом и макулатуру дети совершенно бесплатно. А еще их отправляли в колхозы, где они должны были заниматься прополкой, уборкой и сортировкой овощей. Сегодня такие общественные работы справедливо назвали бы эксплуатацией детского труда, а тогда это была «норма».
Мечта любого советского ребенка - жвачка. За нее можно было списать контрольную или переписать домашнее задание. Мороженое сливочное, шоколадное, фруктовое - еще одно любимое лакомство советского ребенка. Своим легендарным вкусом оно обязано единому государственному стандарту, который считался самым жестким в мире. Мороженое готовили только из натурального молока. Про этот десерт тогда даже говорили: зимой и летом вкусно и полезно.
«Я помню, как отец иногда брал нас с братом, и мы шли на улице Горького, в этом же доме было кафе. И вот ешь ты мороженое и запиваешь напитком газированным! Ой! Это было верх блаженства», - вспоминает Николай Бурляев.
Газированная вода, простая без сиропа, стоила всего одну копейку, с сиропом - три. Но можно было выпить воды и бесплатно. Кидаешь в автомат монету на леске, быстро вытаскиваешь ее обратно, или просто бьешь что есть силы по автомату кулаком.
Все советские дети что-нибудь коллекционировали. Девочки аккуратно вклеивали в тетрадь обертки от конфет, а мальчики охотились за этикетками от спичечных коробков. В киосках для подобных коллекционеров специально продавали наборы таких этикеток. Но особым шиком считалось собирание почтовых марок.
Пропуск в счастливое лето - путевка в пионерский лагерь «Артек». Ее нельзя было купить, только заслужить или получить по блату. Даже у какого-нибудь небольшого предприятия был свой пионерлагерь. В июне по всей стране вереницы разномастных автобусов с надписью «Дети» везли школьников на первую смену.
Распорядок дня в пионерском лагере напоминал режим в воинской части. Подъем в 7.30. Затем зарядка. В 8.10 - отрядные и лагерные линейки. Завтрак - в 8.20. Далее - отрядная работа. Трудовые дела, экскурсии, игры и тому подобное. Весь день был расписан буквально по минутам. Все подчинялось жесткому правилу: советский пионер не должен сидеть без дела. А после отбоя все только делали вид, что спят. Как только пионервожатые покидали корпус, дети устраивали бои подушками, рассказывали страшилки, читали с фонариком под одеялом и строили всякие мелкие детские пакости друг другу. В конце смены все собирались вокруг прощального костра. Это был единственный день, когда можно было не ложиться спать в девять вечера, а сидеть до полуночи, петь песни, делиться воспоминаниями и обмениваться подарками на память.
Человеческая память так устроена, что отсеивает негативные воспоминания и старается оставлять только радостные и счастливые. Тем более, если это связано с юностью и детством. Поэтому не удивительно, что для миллионов наших людей времена советского детства и воспринимаются как лучшее, что было в их жизни.
Татьяна Полуказакова
Маленький советский человек рос счастливым. Он чувствовал любовь и заботу не только своей семьи, но и всей большой страны. Буквально с первых дней жизни он попадал под опеку государства. Как только ему исполнялось два месяца, его уже ждали в яслях. Женщина должна работать, поэтому всю заботу о ее ребенке брало на себя государство. Его учили жить в коллективе, готовили к школе, в общем, воспитывали из него настоящего советского человека.
С утра до вечера дети пропадали во дворе. Даже крики родителей не могли загнать их домой и остановить игру. Игровой инвентарь был самый простой. Например, бельевую резинку девчонки растягивали на разной высоте и прыгали через нее. Иногда из желающих принять участие выстраивалась очередь. Парни играли, как говорили, «в банки». Ставили их одну на другую, отходили подальше и били. Битой обычно служила палка от старой клюшки. Игрушек было немного, зато имелась богатая фантазия.
В 20-е годы в Советском Союзе начали строить дома с дворами, где имелись свои скверики, детские и спортивные площадки. Жители домов, все вместе, заливали катки, строили ледяные горки, лепили снеговиков и воспитывали своих и чужих детей.
«Двор - это был наш мир, то есть практически мы росли во дворе. Нам некуда было еще пойти, мы жили в этом пространстве. Наш двор - это наша жизнь, наше привыкание к этому миру, со всеми его тревогами, опасностями, радостями», - объясняет народный артист России, актер и режиссер Николай Бурляев.
«Я была деревенская девочка. И поэтому у нас не было, во дворе чтоб собирались. А у нас было поле, лес, у нас была речка, у нас была улица», - добавляет народная артистка России, актриса театра и кино Нина Усатова.
Самыми популярными играми у девочек были «классики». А еще они любили играть в «секретики». Тайно от всех роешь ямку, складываешь на дно красивые фантики и цветочки, сверху все это закрываешь стеклышком. Через некоторое время можешь показать это особо доверенным друзьям.
Своих товарищей по двору дети воспринимали как членов особой «дворовой семьи». В ней были свои неписанные законы: лежачих не бьют, драться до первой крови, предателей и стукачей презирать. И главный закон как у мушкетеров: один за всех и все за одного.
Образование в СССР долгое время считалось одним из самых лучших в мире. В 1958 году американский журнал Life провел эксперимент. В течение месяца иностранные корреспонденты следили за учебой московского ученика и его чикагского ровесника. К их удивлению, перечень предметов в советской школе оказался заметно больше, чем в американской, и наш ученик показал хорошую успеваемость по всем из них. Стремление к образованию в СССР означало возможность войти в интеллектуальную элиту. В конечном счете журналисты сделали вывод, что советский школьник обошел американского в образованности на 2 года.
Сколько же смеха и слез связано с главным школьным документом - дневником. Пятерками дети гордились, а двойки старались скрыть от родителей. Приходилось идти на школьное преступление. Двойку просто стирали резинкой или исправляли на оценку получше. Лезвием бритвы убирали хвостик снизу и рисовали его ручкой сверху. Так двойка легко превращалась в пятерку. Особо сообразительные выводили оценки с помощью хлорки или просто вырывали страницу.
«Обычно я сидела где-то недалеко, мне кажется, либо первый ряд, либо второй. Любила сидеть в центре, что, в общем-то, правильно, и поближе, потому что не очень хорошо видела. И на самом деле, чем дальше сидишь, тем меньше концентрация внимания», - считает актриса театра и кино Елена Захарова.
А когда концентрации не хватало, можно было списать у подружек. Самой знаменитой шпаргалкой была «гармошка». Чтобы ее написать, надо было обладать мелким почерком и невероятным терпением.
Способов исправить плохую оценку было много. Троечница Лариса Рубальская придумала с одноклассниками, пожалуй, самый надежный.
«Однажды мы наш журнал школьный со всеми отметками зарыли в землю, на территории института Склифосовского. Уж несколько дней в школе скандал был, не признались», - делится воспоминаниями поэтесса Лариса Рубальская.
Каждый ребенок знал, что отличникам полагаются поощрения. Красивые грамоты. Фотография на школьной Доске почета. В местной газете, глядишь, про тебя напишут. А еще могут путевку дать, к Черному морю в «Артек». Любой ценой государство заставляло маленького советского человека хорошо учиться.
Начиная с 1940-го за обучение в старших классах приходилось платить - по 150 рублей в год. Не каждая семья могла позволить себе такие траты. Государство специально подталкивало родителей к тому, чтобы их ребенок раньше покинул школу, ведь стране остро требовались рабочие. Отменили плату только в 1956 году.
Советскому ребенку не надо было думать, что надеть в школу. Форма была одна для всех. У мальчиков - белая рубашка, брюки и пиджак. Девочки в обычный день носили коричневое платье и черный фартук, а в праздники фартук был белый. Чтобы он не висел как тряпка, брали тазик с водой, сыпали туда крахмал, замачивали, сушили его и гладили. А завершить праздничный образ можно было кружевным воротничком. У каждой девочки в запасе их было несколько. Они их меняли каждую неделю.
Советская школьная форма появилась в 1948 году. Первая форма во многом копировала костюмы гимназистов царской России. От благородных девиц советским школьницам достался белый передник, а мальчикам - мундир. Шилась она из самого дорогого материала. Это был кашемир, на ощупь напоминающий шелк. Цвет платьев для девочек был только коричневым, это настраивало учениц на деловой лад и не утомляло глаза. Кроме того, исключало всякие сравнения - кто «лучше одет».
Но вот купить форму было совсем непросто. Тогда шутили: «вхожу в советский магазин, теряю весь адреналин». Например, ребенку нужен 30-й размер, а на полке имелся только 34-й. Вот и приходилось покупать форму на вырост - одну на несколько лет. А вот пионерские галстуки и октябрятские значки можно было приобрести в неограниченном количестве.
В 1924 году детей в возрасте семи лет впервые начали принимать в октябрята. На тот момент они были ровесниками Великой Октябрьской революции, за что и получили свое название. В первом классе носили октябрятский значок с гордостью, а в третьем его уже стеснялись. Думали, уж не такие мы маленькие, чтобы его надевать. Поэтому школьники стирали камнем со значка красный цвет, и получалась такая пятиконечная золотая звезда, как сказали бы сегодня, похожая на знак шерифа. В это время все уже мечтали скорее стать пионерами.
У каждого конца пионерского галстука был свой особый смысл. Большой угол символизировал коммунистов, длинный конец - комсомол, а короткий - пионерию. В пионерском салюте тоже был свой особый смысл. Поднятая выше лба ладонь означала, что общественные интересы у пионера выше личных. Причем пионерская символика отлично работала. Будешь плохо учиться, хулиганить - останешься без красного галстука. Для неокрепшей психики ребенка это была травма.
«В то время было два вида галстуков: шелковый и штапельный. Конечно, у половины класса был штапельный. Потому что шелковый стоил дороже. Когда моя бабушка узнала, что я в пионерах, она исхитрилась и купила мне шелковый галстук. Говорила: "Только не бери концы в рот, потому что они закручиваются, и галстук становится некрасивым". Хоть она меня и предупреждала, все равно мы все грызли кончики галстука», - вспоминает Лариса Рубальская.
А за испорченный галстук могли и выгнать из пионеров. Это событие было трагедией для каждого ребенка.
Именно пионерские организации были штабом, который руководил всей общественно-полезной работой. По сути, государство применяло в школе те же методы, что были отлично проверены на взрослом советском человеке. На любом предприятии именно партийная организация управляла жизнью всего коллектива. Так и в школе, нельзя было не выполнить приказ пионерского штаба.
В 70-х годах в стране не хватало бумаги. И к решению этой проблемы подключили школьников. А чтобы они активнее сдавали макулатуру, организовали соревнование между классами. Иногда для веса в кипу газет подкладывали кирпичи, но в основном побеждали честно. Сдал 20 килограммов макулатуры - получи талон на одну книгу, причем дефицитную.
По статистике, школьники собирали макулатуры больше, чем все остальные советские граждане. Что касается металлолома, тягаться с отходами таких гигантов, как ЗИЛ, было нереально. Но все равно маленький советский человек тащил на школьный двор все, что попадалось под руку.
Собирали металлолом и макулатуру дети совершенно бесплатно. А еще их отправляли в колхозы, где они должны были заниматься прополкой, уборкой и сортировкой овощей. Сегодня такие общественные работы справедливо назвали бы эксплуатацией детского труда, а тогда это была «норма».
Мечта любого советского ребенка - жвачка. За нее можно было списать контрольную или переписать домашнее задание. Мороженое сливочное, шоколадное, фруктовое - еще одно любимое лакомство советского ребенка. Своим легендарным вкусом оно обязано единому государственному стандарту, который считался самым жестким в мире. Мороженое готовили только из натурального молока. Про этот десерт тогда даже говорили: зимой и летом вкусно и полезно.
«Я помню, как отец иногда брал нас с братом, и мы шли на улице Горького, в этом же доме было кафе. И вот ешь ты мороженое и запиваешь напитком газированным! Ой! Это было верх блаженства», - вспоминает Николай Бурляев.
Газированная вода, простая без сиропа, стоила всего одну копейку, с сиропом - три. Но можно было выпить воды и бесплатно. Кидаешь в автомат монету на леске, быстро вытаскиваешь ее обратно, или просто бьешь что есть силы по автомату кулаком.
Все советские дети что-нибудь коллекционировали. Девочки аккуратно вклеивали в тетрадь обертки от конфет, а мальчики охотились за этикетками от спичечных коробков. В киосках для подобных коллекционеров специально продавали наборы таких этикеток. Но особым шиком считалось собирание почтовых марок.
Пропуск в счастливое лето - путевка в пионерский лагерь «Артек». Ее нельзя было купить, только заслужить или получить по блату. Даже у какого-нибудь небольшого предприятия был свой пионерлагерь. В июне по всей стране вереницы разномастных автобусов с надписью «Дети» везли школьников на первую смену.
Распорядок дня в пионерском лагере напоминал режим в воинской части. Подъем в 7.30. Затем зарядка. В 8.10 - отрядные и лагерные линейки. Завтрак - в 8.20. Далее - отрядная работа. Трудовые дела, экскурсии, игры и тому подобное. Весь день был расписан буквально по минутам. Все подчинялось жесткому правилу: советский пионер не должен сидеть без дела. А после отбоя все только делали вид, что спят. Как только пионервожатые покидали корпус, дети устраивали бои подушками, рассказывали страшилки, читали с фонариком под одеялом и строили всякие мелкие детские пакости друг другу. В конце смены все собирались вокруг прощального костра. Это был единственный день, когда можно было не ложиться спать в девять вечера, а сидеть до полуночи, петь песни, делиться воспоминаниями и обмениваться подарками на память.
Человеческая память так устроена, что отсеивает негативные воспоминания и старается оставлять только радостные и счастливые. Тем более, если это связано с юностью и детством. Поэтому не удивительно, что для миллионов наших людей времена советского детства и воспринимаются как лучшее, что было в их жизни.
Татьяна Полуказакова
Источник: cccp2.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]