Интервью с генеральным директором АО "Ремдизель" Фаизом Хафизовым
---
В пятом номере журнала "Экспорт вооружений" опубликовано интервью с генеральным директором АО "Ремдизель" Фаизом Хафизовым «Мы не только сталкивались с проблемой импортозамещения, а мы ее решили». Наш блог публикует ее сокращенный вариант.
(с) АО "Ремдизель"
Фаиз Шакирович Хафизов – генеральный директор АО «Ремдизель». Родился в 1946 г. В 1971 г. поступил на работу на Камский автомобильный завод. В 1976 г. окончил втуз при автомобильном заводе им. Лихачева (ЗИЛ). Работал на ЗИЛе техником-технологом. С начала 1980-х гг. работает на КАМАЗе, сначала мастером, затем заместителем начальника цеха комплектации и сдачи автомобилей. Работал ведущим технологом и начальником отдела в филиале Московского института Госкомсельхозтехники. В 1985 г. стал начальником отдела капитального ремонта на предприятии «КАМАЗавтоцентр». С 2005 г. генеральный директор АО «Ремдизель».
Какова загрузка мощностей АО «Ремдизель»? Каково соотношение военной и гражданской продукции?
По состоянию на 2016 г. соотношение составляет 75 на 25, где первая цифра относится к заказам в интересах Министерства обороны России, а вторая отражает загрузку для народного хозяйства. Но эта пропорция временная по одной простой причине: мы не успели подготовиться к выполнению постановления МВД России в лице Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) об отмене решения по замене рам при капитальном ремонте. Как только данное решение будет принято, соотношение изменится на 55–60 в пользу Министерства обороны, а остальное – работы по ремонту автомобилей, узлов и агрегатов гражданского сектора.
То есть речь идет о диверсификации?
Не совсем так. Если взять период 2010–2015 гг., это соотношение в среднем было 55–60% для Вооруженных сил, и только в 2016 г. случился некоторый перекос по причине, указанной выше. Но это исправимо, надеюсь, что в октябре 2016 г. это решение будет получено, и в 2017 г. опять восстановится привычное положение дел. И объемы реализуемых товаров и услуг соответственно также вырастут.
В части военной тематики работы предприятия, в каком соотношении осуществляется ремонт автомобилей производства ПАО «КАМАЗ» и другие направления деятельности? Не планируется ли осуществлять ремонт колесной техники иных производителей?
Говоря о сегодняшнем дне, следует отметить следующее обстоятельство. Если мы ведем ремонт по техническому состоянию (РТС) или капитальный ремонт автомобилей КАМАЗ с учетом находящихся на их базе различных образцов специальной техники и оборудования, то это ремонт уже не собственно автомобиля, а изделия. Это топливозаправщики, автомобили связи, машины радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), у которых совершенно иные наименования. То есть правильнее будет говорить о ремонте автомобилей КАМАЗ и военной (специальной) техники, установленной на их шасси. Ремонт «чистых» бортовых автомобилей многоцелевого и общевойскового назначения (по номенклатуре Главного автобронетанкового управления, ГАБТУ) в общем объеме составляет примерно 40%, а остальное приходится на другие заказывающие управления Министерства обороны в части их номенклатуры специальной техники. Загрузка оборудования у нас высокая, на уровне 75%.
Другим направлением стало освоение РТС и капитального ремонта бронированного гусеничного тягача МТ-ЛБ. Изначально мы осваивали ремонт с модернизацией с установкой нового вооружения – 12,7-мм пулемета «КОРД», радиостанции и двигателя. Но сегодня мы работаем по семейству шасси: это машина разминирования УР-77 для инженерных войск, это связные машины на базе МТ-ЛБ, машины РХБЗ и метрологов.
Мы также проводим работу по обслуживанию и капитальному ремонту автомобилей МАЗ-543. Готовимся освоить другие виды продукции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Например, капитальный ремонт и обслуживание МЗКТ-7930. Предварительные договоры обсуждены с Министерством обороны и одобрены соответствующими управлениями (Главным ракетно-артиллерийским управлением, Ракетными войсками стратегического назначения и другими).
Автомобили марки ЗИЛ ремонтировать не планируете?
Если будет приемлемый заказ с модернизацией автомобилей ЗИЛ-131 и специальной техники на их базе, а их, как считается, в войсках более 20 000 единиц, то мы готовы за него взяться. Но ко мне с такими предложениями не обращались, и в ближайшее время это маловероятно, так как в Государственном оборонном заказе (ГОЗ) эти позиции отсутствуют.
К слову о ГОЗ. Ваше предприятие вписано в Государственную программу вооружения на период до 2025 года?
Да, мы вписаны. Это технический надзор, капитальный ремонт и РТС автомобилей КАМАЗ и МТ-ЛБ.
Имеется ли на предприятии собственное конструкторское бюро?
Оно имеется. Например, ситуация с МТ-ЛБ. У этой машины отсутствует изготовитель. Наш конструктор меняет различные комплектующие, так как уже нет многих изготовителей этих изделий. И мы вносим ряд подобных изменений, дорабатываем и согласовываем их в ФГБУ «29 Конструкторско-технологический центр бронетанкового вооружения и техники и автомобильной техники» Министерства обороны («29 КТЦ»). И в ближайшем будущем будем иметь статус разработчика изделия со своим главным конструктором. И в этом бюро будут объединены функции производителя и ремонтника.
То есть, скажем, через пять лет вы сможете производить МТ-ЛБ «с нуля»?
Не через пять лет, а через год, причем вместе с корпусами под заказ конкретного заказчика. Мы сможем менять габариты корпуса, плавучесть (полторы тонны груза на плаву уже мало, нужно не менее четырех). Вопросы же возможного экспорта будут решаться Министерством обороны и АО «Рособоронэкспорт».
Сталкивалось ли предприятие с необходимостью решать вопросы импортозамещения?
Мы не только сталкивались с проблемой импортозамещения, а мы ее решили. Когда мы получили задание от ГАБТУ приступить к капитальному ремонту МТ-ЛБ, которые производились Харьковским тракторным заводом, болгарским машиностроительным заводом БЕТА (ныне АО «Бета Индустри Корп.») и польским предприятием Huta Stalowa Wola S.A., то столкнулись с отсутствием запасных частей. Этой номенклатуры оказалось около 4000 наименований, в том числе 1200 наименований резинотехнических изделий, более 150 наименований подшипников, а также такие детали, как гусеницы и топливные баки. Поэтому мы были вынуждены осваивать на «Ремдизеле», заводах КАМАЗа, а также 52 предприятиях России выпуск 3800 наименований деталей (сам МТ-ЛБ с модификациями состоит из 23000 деталей). И мы их уже сегодня получаем и используем при капитальном ремонте. Они обеспечивают 100-процентную гарантию того, что отремонтированный автомобиль соответствует характеристикам нового изделия. Работы по импортозамещению заняли у нас чуть больше года, но это был очень тяжелый труд.
Каковы задачи на 2017 год?
Работы по РТС и капитальному ремонту автомобилей КАМАЗ, «Урал», МАЗ, МЗКТ, МТ-ЛБ сохраняются на уровне 2016 г., но с некоторым увеличением. Рост может составить минимум 8–9% по выручке (по военному направлению).
Возможно увеличение и по гражданской тематике. Если в этом году у нас в капитальном ремонте было 800 автомобилей из народного хозяйства, то на следующий год мы планируем уже 2000 единиц. Если в гражданском секторе мы вернемся на уровни 2012–2014 гг., то рост может достичь 30%.
Интервью взял Андрей Фролов
(с) АО "Ремдизель"
Фаиз Шакирович Хафизов – генеральный директор АО «Ремдизель». Родился в 1946 г. В 1971 г. поступил на работу на Камский автомобильный завод. В 1976 г. окончил втуз при автомобильном заводе им. Лихачева (ЗИЛ). Работал на ЗИЛе техником-технологом. С начала 1980-х гг. работает на КАМАЗе, сначала мастером, затем заместителем начальника цеха комплектации и сдачи автомобилей. Работал ведущим технологом и начальником отдела в филиале Московского института Госкомсельхозтехники. В 1985 г. стал начальником отдела капитального ремонта на предприятии «КАМАЗавтоцентр». С 2005 г. генеральный директор АО «Ремдизель».
Какова загрузка мощностей АО «Ремдизель»? Каково соотношение военной и гражданской продукции?
По состоянию на 2016 г. соотношение составляет 75 на 25, где первая цифра относится к заказам в интересах Министерства обороны России, а вторая отражает загрузку для народного хозяйства. Но эта пропорция временная по одной простой причине: мы не успели подготовиться к выполнению постановления МВД России в лице Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) об отмене решения по замене рам при капитальном ремонте. Как только данное решение будет принято, соотношение изменится на 55–60 в пользу Министерства обороны, а остальное – работы по ремонту автомобилей, узлов и агрегатов гражданского сектора.
То есть речь идет о диверсификации?
Не совсем так. Если взять период 2010–2015 гг., это соотношение в среднем было 55–60% для Вооруженных сил, и только в 2016 г. случился некоторый перекос по причине, указанной выше. Но это исправимо, надеюсь, что в октябре 2016 г. это решение будет получено, и в 2017 г. опять восстановится привычное положение дел. И объемы реализуемых товаров и услуг соответственно также вырастут.
В части военной тематики работы предприятия, в каком соотношении осуществляется ремонт автомобилей производства ПАО «КАМАЗ» и другие направления деятельности? Не планируется ли осуществлять ремонт колесной техники иных производителей?
Говоря о сегодняшнем дне, следует отметить следующее обстоятельство. Если мы ведем ремонт по техническому состоянию (РТС) или капитальный ремонт автомобилей КАМАЗ с учетом находящихся на их базе различных образцов специальной техники и оборудования, то это ремонт уже не собственно автомобиля, а изделия. Это топливозаправщики, автомобили связи, машины радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), у которых совершенно иные наименования. То есть правильнее будет говорить о ремонте автомобилей КАМАЗ и военной (специальной) техники, установленной на их шасси. Ремонт «чистых» бортовых автомобилей многоцелевого и общевойскового назначения (по номенклатуре Главного автобронетанкового управления, ГАБТУ) в общем объеме составляет примерно 40%, а остальное приходится на другие заказывающие управления Министерства обороны в части их номенклатуры специальной техники. Загрузка оборудования у нас высокая, на уровне 75%.
Другим направлением стало освоение РТС и капитального ремонта бронированного гусеничного тягача МТ-ЛБ. Изначально мы осваивали ремонт с модернизацией с установкой нового вооружения – 12,7-мм пулемета «КОРД», радиостанции и двигателя. Но сегодня мы работаем по семейству шасси: это машина разминирования УР-77 для инженерных войск, это связные машины на базе МТ-ЛБ, машины РХБЗ и метрологов.
Мы также проводим работу по обслуживанию и капитальному ремонту автомобилей МАЗ-543. Готовимся освоить другие виды продукции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Например, капитальный ремонт и обслуживание МЗКТ-7930. Предварительные договоры обсуждены с Министерством обороны и одобрены соответствующими управлениями (Главным ракетно-артиллерийским управлением, Ракетными войсками стратегического назначения и другими).
Автомобили марки ЗИЛ ремонтировать не планируете?
Если будет приемлемый заказ с модернизацией автомобилей ЗИЛ-131 и специальной техники на их базе, а их, как считается, в войсках более 20 000 единиц, то мы готовы за него взяться. Но ко мне с такими предложениями не обращались, и в ближайшее время это маловероятно, так как в Государственном оборонном заказе (ГОЗ) эти позиции отсутствуют.
К слову о ГОЗ. Ваше предприятие вписано в Государственную программу вооружения на период до 2025 года?
Да, мы вписаны. Это технический надзор, капитальный ремонт и РТС автомобилей КАМАЗ и МТ-ЛБ.
Имеется ли на предприятии собственное конструкторское бюро?
Оно имеется. Например, ситуация с МТ-ЛБ. У этой машины отсутствует изготовитель. Наш конструктор меняет различные комплектующие, так как уже нет многих изготовителей этих изделий. И мы вносим ряд подобных изменений, дорабатываем и согласовываем их в ФГБУ «29 Конструкторско-технологический центр бронетанкового вооружения и техники и автомобильной техники» Министерства обороны («29 КТЦ»). И в ближайшем будущем будем иметь статус разработчика изделия со своим главным конструктором. И в этом бюро будут объединены функции производителя и ремонтника.
То есть, скажем, через пять лет вы сможете производить МТ-ЛБ «с нуля»?
Не через пять лет, а через год, причем вместе с корпусами под заказ конкретного заказчика. Мы сможем менять габариты корпуса, плавучесть (полторы тонны груза на плаву уже мало, нужно не менее четырех). Вопросы же возможного экспорта будут решаться Министерством обороны и АО «Рособоронэкспорт».
Сталкивалось ли предприятие с необходимостью решать вопросы импортозамещения?
Мы не только сталкивались с проблемой импортозамещения, а мы ее решили. Когда мы получили задание от ГАБТУ приступить к капитальному ремонту МТ-ЛБ, которые производились Харьковским тракторным заводом, болгарским машиностроительным заводом БЕТА (ныне АО «Бета Индустри Корп.») и польским предприятием Huta Stalowa Wola S.A., то столкнулись с отсутствием запасных частей. Этой номенклатуры оказалось около 4000 наименований, в том числе 1200 наименований резинотехнических изделий, более 150 наименований подшипников, а также такие детали, как гусеницы и топливные баки. Поэтому мы были вынуждены осваивать на «Ремдизеле», заводах КАМАЗа, а также 52 предприятиях России выпуск 3800 наименований деталей (сам МТ-ЛБ с модификациями состоит из 23000 деталей). И мы их уже сегодня получаем и используем при капитальном ремонте. Они обеспечивают 100-процентную гарантию того, что отремонтированный автомобиль соответствует характеристикам нового изделия. Работы по импортозамещению заняли у нас чуть больше года, но это был очень тяжелый труд.
Каковы задачи на 2017 год?
Работы по РТС и капитальному ремонту автомобилей КАМАЗ, «Урал», МАЗ, МЗКТ, МТ-ЛБ сохраняются на уровне 2016 г., но с некоторым увеличением. Рост может составить минимум 8–9% по выручке (по военному направлению).
Возможно увеличение и по гражданской тематике. Если в этом году у нас в капитальном ремонте было 800 автомобилей из народного хозяйства, то на следующий год мы планируем уже 2000 единиц. Если в гражданском секторе мы вернемся на уровни 2012–2014 гг., то рост может достичь 30%.
Интервью взял Андрей Фролов
Взято: bmpd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]