20 когнитивных искажений, которые характерны для 99% людей
02.02.2020 6 414 0 +190 Adriezan

20 когнитивных искажений, которые характерны для 99% людей

---
+190
В закладки
20 когнитивных искажений, которые характерны для 99% людей потому, Эффект, больше, кажется, хочет, Фаина, информацию, наблюдаем, объективную, реальность, остальные, самом, личности, футболку, другие, склонны, Наивный, членам, группы, которую

И вы не исключение.

Когнитивное искажение — это склонность мыслить в определённом узком ключе, что часто приводит к отклонению от мышления, основанного на логике. Этот аспект довольно тщательно изучен в психологии и поведенческой экономике, и он присутствует во всех сферах нашей жизни.

Когнитивные искажения влияют на то, как мы думаем, чувствуем, общаемся с друзьями, делаем выбор и т. д. Часто мы даже не осознаём собственные когнитивные искажения и то, как они влияют на нашу жизнь.

Вот самые распространённые когнитивные искажения:

Фундаментальная ошибка атрибуции.

Других мы судим по характеру и чертам личности, а себя — по обстоятельствам.

Пример:

Саня опоздал на пары, потому что он лентяй. Я опоздал на пары, потому что у меня было трудное утро.

Искажение самовозвеличения.

Наши неудачи — результат стечения обстоятельств, а наши успехи — всецело наша заслуга.

Пример:

Я получил премию, потому что упорно трудился, а не потому что мне повезло. А вот экзамен провалил из-за того, что не выспался.

Внутригрупповой фаворитизм.

Мы отдаём предпочтение членам своей группы в противовес членам других групп.

Пример:

Фаина ходит в ту же церковь, что и вы, поэтому Фаина вам симпатичнее, чем Сара.

Эффект присоединения к большинству.

Идеи, тренды и взгляды распространяются тем шире, чем больше у них сторонников.

Пример:

Сара считает, что спиннеры помогают детскому развитию. И Фаина тоже.

Групповое мышление.

Стремясь к конформизму и гармонии внутри группы, мы поступаем нерационально, зачастую с целью избежать конфликта.

Пример:

Сара хочет поесть мороженого. Фаина хочет идти выбирать футболки. Вы предлагаете купить футболку с изображением мороженого.

Гало-эффект.

Если у человека есть какая-то положительная черта, положительное впечатление распространяется и на другие его черты. (То же самое — с отрицательными чертами.)

Пример:

Не верю, что Таня может быть жадной. Она же такая вежливая!

Ложный консенсус.

Нам кажется, что с нами согласно гораздо большее количество людей, чем на самом деле.

Пример:

Да все так думают!

Проклятие знания.

Стоит нам что-то узнать, и мы автоматически полагаем, что это общеизвестно.

Пример:

Алиса Ильинична — учительница. Она не понимает, почему её ученики такие тупые. Ведь она говорит об элементарных вещах!

Эффект прожектора.

Мы переоцениваем то, насколько другие обращают внимание на наше поведение и нашу внешность.

Пример:

Сара переживает, что все заметят, какая у неё дурацкая футболка с мороженым.

Эвристика доступности.

Мы выносим суждения, основываясь на первых попавшихся примерах.

Пример:

Раздумывая, в каком магазине сделать покупку, вы выбираете тот, рекламу которого видели недавно.

Феномен «справедливого мира».

Мы подспудно верим, что мир устроен справедливо. Соответственно, любую несправедливость мы считаем заслуженной.

Пример:

У Сары украли кошелёк, потому что она пожадничала и не одолжила Фаине денег на футболку. Закон бумеранга никто не отменял!

Наивный реализм.

Нам кажется, что мы наблюдаем объективную реальность, а все остальные нерациональны, недостаточно информированы или предвзяты.

Пример:

Я-то понимаю, кто на самом деле стоит за эпидемией коронавируса, а другим людям невдомёк.

Наивный цинизм.

Нам кажется, что мы наблюдаем объективную реальность, а все остальные исходят из эгоистичных соображений.

Пример:

Он мне помогает только потому, что хочет чего-то взамен.

Эффект Форера (и эффект Барнума).

Расплывчатые описания нашей личности кажутся нам невероятно точными, хотя их можно с тем же успехом применить к большинству людей.

Пример:

Этот гороскоп в точности всё предсказал — как тут не верить астрологам?

Эффект Даннинга — Крюгера.

Чем меньше знаешь, тем больше уверен в своих знаниях. Чем больше знаешь, тем больше сомневаешься.

Пример:

Фаина с уверенностью рассказывает подругам, из чего нынче делают мороженое. Они не работают в молочной промышленности и возразить не могут.

Эффект привязки.

Принимая решение, мы больше полагаемся на ту информацию, которую узнали раньше.

Пример:

Скидка 50%? Беру!

Эффект Google (цифровая амнезия).

Мы склонны забывать информацию, которую легко найти с помощью поисковика.

Пример:

Как же звали того актёра, он ещё в той комедии играл? Я уже раз восемь его гуглил…

Реактивное сопротивление.

Мы поступаем наперекор тому, что нам говорят, особенно если ощущаем угрозу личной свободе.

Пример:

С этого моста прыгать нельзя? А мне пофиг!

Предвзятость подтверждения.

Мы склонны находить и принимать на веру информацию, подтверждающую наши взгляды.

Пример:

Я почитал сайты о том, что американцы не высаживались на Луну, и окончательно в этом уверился. А аргументы обратной стороны — чистая пропаганда.

Каскад доступной информации.

Постоянное повторение коллективных убеждений делает их ещё более убедительными.

Пример:

Миф о том, что наркоторговцы раздают детям конфеты в школах, привёл к тому, что полиция выпустила официальные предупреждения.

А вы обращали внимание на эти феномены?

Дорогие мужчины, нравятся ли вам bullet-bra?

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]