Прыгающая бомба для разрушения плотин
---
«Озера Мён и Эдер были пусты. 330 миллионов тонн воды, подобно раковой опухоли, расползлись по долинам западного Рура, только скелеты городов и деревень были видны среди пустошей» (Брикхилл Пол, «Затопить Германию!»).
Рождение идеи
Всю свою сознательную жизнь англичанин Барнс Уоллес занимался тем, что конструировал летательные аппараты: в Первую мировую войну — дирижабли, а к началу Второй мировой — тяжёлые бомбардировщики. Волею судьбы Уоллес, как инженер, вынужден был создавать все новые и новые орудия уничтожения, но, как всякий нормальный человек, он мечтал о скорейшем окончании этого безумия.
Одному человеку не дано прекратить войну, но вот приблизить по мере своих сил и знаний её окончание — вполне реально. Что может остановить Германию? Уничтожение боевой техники? Военные заводы выпустят ещё тысячи танков и пушек. Разбомбить сами заводы? Предприятий — сотни, они рассредоточены по всей Европе, а многие упрятаны глубоко под землёй, куда не проникнет ни одна британская бомба.
Можно попытаться лишить агрессора энергии путём уничтожения угольных шахт и нефтепромыслов. Шахты, конечно, несложно разрушить, однако так же легко и восстановить. А нефть шла в Германию из Румынии. Ни один бомбардировщик не сможет безнаказанно пролететь над всей оккупированной Европой, а если даже и пролетит, то на обратный путь ему просто не хватит топлива.
И тут Уоллеса осенила простая мысль — дамбы. В Рурской области стоят три дамбы: Мён, Эдер и Зорпе. Они снабжают водой многочисленные заводы. Ведь Рур — основная промышленная база Германии. Там сконцентрированы такие отрасли, как угольная, чёрная металлургия, тяжёлое машиностроение, химическая промышленность. И практически все это завязано на дамбы. К примеру, для производства одной тонны стали нужно восемь тонн воды. А ведь уничтожение дамб повлечёт за собой не только остановку предприятий и электростанций. Миллионы тонн воды выльются в долины, снесут с земли пресловутые заводы, затопят угольные шахты. Это будет очень серьёзный удар по германской промышленности, вот только остаётся вопрос: какую бомбу надо иметь, чтобы разрушить эти могучие бетонные чудовища? Ничего похожего в тот момент на вооружении Британии не было…
Смертоносные «блинчики».
Проведённые расчёты показали, что для разрушения дамб примитивным ударом сверху нужна бомба такой массы. Которую не поднимет ни один существующий на тот момент самолёт. Более лёгкий заряд может уничтожить дамбу только в том случае, если его аккуратно подложить под её основание со стороны водохранилища — достаточно будет нескольких трещин, остальное доделает вода. Правда, ни один лётчик в мире не справится с такой ювелирной работой.
Единственное и самое простое решение подобной задачи — торпеда. Однако немцы это предусмотрели, и все дамбы были защищены мощными заграждениями и противоторпедными сетями.
Решение, как всегда, пришло внезапно, и было гениально простым. Бомбу нужно сконструировать так, чтобы она могла перепрыгнуть через ограждения. Эта идея родилась в голове инженера. Когда он наблюдал за мальчишками, пускающими блинчики по поверхности озера. Сброшенный с низколетящего самолёта заряд будет прыгать по воде, пока не достигнет стенки дамбы, потом затонет возле неё и только потом взорвётся. Чтобы получить максимальный эффект, он должен погрузиться на 9-10 метров. Это означало, что его следует оснастить гидростатическим взрывателем вроде тех, что стоят на глубинных бомбах.
А как добиться того, чтобы бомба не отскочила от стены дамбы, как мячик, а затонула непосредственно возле неё? И вновь Уоллес находит гениальное решение: если бомбу заставить вращаться назад, когда она оторвётся от самолёта, она будет вести себя именно так, как требуется. После удара о стену дамбы она, подобно кручёному мячу, снова пойдёт вперёд, пока опять не упрётся в дамбу. После этого снаряд будет тонуть вертикально, пока не достигнет глубины взрыва. А «раскрутить» бомбу в самолёте можно с помощью обычного электромотора и ременной передачи.
«Бочка с порохом»
Новое оружие для уничтожения дамб вид имело совсем не военный. Больше всего оно напоминало бочку из-под горючего. При диаметре метр с четвертью длина бомбы составляла всего полтора метра. Весила эта «бочка» около четырёх тонн, из которых две трети приходилось на взрывчатку. Снаряд устанавливался поперёк бомбового отсека специально модернизированного для этих целей бомбардировщика «Ланкастер». Снаряд держали две V-образные рамы, которые позволяли ему раскручиваться до скорости 500 оборотов в минуту с помощью маленького электромотора, установленного прямо в отсеке. Когда бомбардир в носовой кабине нажимал гашетку, V-образные рамы резко отходили в стороны, позволяя снаряду свободно падать.
Вот только правильно использовать столь специфичное оружие было крайне сложно. Бомбы следовало сбрасывать на скорости ровно 400 км/ч с высоты точно 18 метров — для бомбардировщика это очень низко. Кроме того, бомбу следовало сбросить на расстоянии 400 метров от стены дамбы — допустимая ошибка составляла всего 25 метров в ту или иную сторону. Самолёту, чтобы пролететь такое расстояние, достаточно четверти секунды. Мало того, атаку нужно было проводить только ночью.
Операция «Возмездие»
Для проведения операции по уничтожению германских дамб, получившей название «Возмездие», Королевские военно-воздушные силы в марте 1943 года сформировали специальную эскадрилью под номером 617.
Эта эскадрилья получила самых опытных и удачливых лётчиков ВВС. Ночью 16 мая 1943 года с аэродрома Скемптон в Линкольншире ушли в сторону Европы 19 оснащённых прыгающими бомбами «Ланкастеров». Соединение разделили на три группы: девять самолётов должны были атаковать Мён, потом Эдер, а если останутся бомбы, то и Зорпе. Пять самолётов были нацелены только на Зорпе. Третья группа оставалась в резерве командования на случай, если понадобится нанести дополнительный удар по какой-либо цели.
Первая группа по пути потеряла один самолёт, однако успешно атаковала и разрушила дамбу Мён. Вскоре было покончено и с дамбой Эдер. «На Рур, который раньше подвергался испытанию огнём, — писал английский историк Пол Брикхилл, — теперь обрушилась вода. Угольные шахты были затоплены, заводы разрушены. Фритцлар, один из крупнейших военных аэродромов Гитлера, оказался под водой. Самолёты, лётное поле, ангары, казармы, бомбохранилища — все пропало. Исчезли шоссе, железные дороги, мосты. Промышленный пригород Касселя Унтернойштадт, находившийся в 40 милях от Эдера, ушёл под воду. Поток промчался ещё несколько миль по долине Фульды. Берега каналов были размыты, электростанции снесены, домны Рура оказались без воды и не могли давать сталь. Десятки речных сооружений были разрушены в Гельзенкирхене, Дортмунде, Хамме и Бохуме. Транспортная система, обеспечивавшая поступление сырья в Рур и вывоз готовой продукции, была уничтожена. Некоторые заводы не были снесены, однако не могли работать, так как лишились электричества или воды».
Всё выглядело бы гораздо страшнее, если бы удалось разрушить дамбу Зорпе. Однако она получила только лёгкие повреждения. Водохранилища Мён и Зорпе содержали львиную долю запасов воды, используемой тяжёлой промышленностью Германии. Если бы обе эти дамбы были разрушены, то, по словам германского рейхсминистра вооружений и военной промышленности Альберта Шпеера, «производство Рура упало бы на 90%».
Англичане больше не использовали свои прыгающие бомбы, поскольку немцы в спешном порядке прикрыли все оставшиеся дамбы мощными зенитными батареями, и к ним теперь было не подобраться. Однако эффект от действия этих бомб был настолько потрясающим, что натолкнул Барнса Уоллеса на новые идеи…
Журнал: Тайны 20-го века
Рождение идеи
Всю свою сознательную жизнь англичанин Барнс Уоллес занимался тем, что конструировал летательные аппараты: в Первую мировую войну — дирижабли, а к началу Второй мировой — тяжёлые бомбардировщики. Волею судьбы Уоллес, как инженер, вынужден был создавать все новые и новые орудия уничтожения, но, как всякий нормальный человек, он мечтал о скорейшем окончании этого безумия.
Одному человеку не дано прекратить войну, но вот приблизить по мере своих сил и знаний её окончание — вполне реально. Что может остановить Германию? Уничтожение боевой техники? Военные заводы выпустят ещё тысячи танков и пушек. Разбомбить сами заводы? Предприятий — сотни, они рассредоточены по всей Европе, а многие упрятаны глубоко под землёй, куда не проникнет ни одна британская бомба.
Можно попытаться лишить агрессора энергии путём уничтожения угольных шахт и нефтепромыслов. Шахты, конечно, несложно разрушить, однако так же легко и восстановить. А нефть шла в Германию из Румынии. Ни один бомбардировщик не сможет безнаказанно пролететь над всей оккупированной Европой, а если даже и пролетит, то на обратный путь ему просто не хватит топлива.
И тут Уоллеса осенила простая мысль — дамбы. В Рурской области стоят три дамбы: Мён, Эдер и Зорпе. Они снабжают водой многочисленные заводы. Ведь Рур — основная промышленная база Германии. Там сконцентрированы такие отрасли, как угольная, чёрная металлургия, тяжёлое машиностроение, химическая промышленность. И практически все это завязано на дамбы. К примеру, для производства одной тонны стали нужно восемь тонн воды. А ведь уничтожение дамб повлечёт за собой не только остановку предприятий и электростанций. Миллионы тонн воды выльются в долины, снесут с земли пресловутые заводы, затопят угольные шахты. Это будет очень серьёзный удар по германской промышленности, вот только остаётся вопрос: какую бомбу надо иметь, чтобы разрушить эти могучие бетонные чудовища? Ничего похожего в тот момент на вооружении Британии не было…
Смертоносные «блинчики».
Проведённые расчёты показали, что для разрушения дамб примитивным ударом сверху нужна бомба такой массы. Которую не поднимет ни один существующий на тот момент самолёт. Более лёгкий заряд может уничтожить дамбу только в том случае, если его аккуратно подложить под её основание со стороны водохранилища — достаточно будет нескольких трещин, остальное доделает вода. Правда, ни один лётчик в мире не справится с такой ювелирной работой.
Единственное и самое простое решение подобной задачи — торпеда. Однако немцы это предусмотрели, и все дамбы были защищены мощными заграждениями и противоторпедными сетями.
Решение, как всегда, пришло внезапно, и было гениально простым. Бомбу нужно сконструировать так, чтобы она могла перепрыгнуть через ограждения. Эта идея родилась в голове инженера. Когда он наблюдал за мальчишками, пускающими блинчики по поверхности озера. Сброшенный с низколетящего самолёта заряд будет прыгать по воде, пока не достигнет стенки дамбы, потом затонет возле неё и только потом взорвётся. Чтобы получить максимальный эффект, он должен погрузиться на 9-10 метров. Это означало, что его следует оснастить гидростатическим взрывателем вроде тех, что стоят на глубинных бомбах.
А как добиться того, чтобы бомба не отскочила от стены дамбы, как мячик, а затонула непосредственно возле неё? И вновь Уоллес находит гениальное решение: если бомбу заставить вращаться назад, когда она оторвётся от самолёта, она будет вести себя именно так, как требуется. После удара о стену дамбы она, подобно кручёному мячу, снова пойдёт вперёд, пока опять не упрётся в дамбу. После этого снаряд будет тонуть вертикально, пока не достигнет глубины взрыва. А «раскрутить» бомбу в самолёте можно с помощью обычного электромотора и ременной передачи.
«Бочка с порохом»
Новое оружие для уничтожения дамб вид имело совсем не военный. Больше всего оно напоминало бочку из-под горючего. При диаметре метр с четвертью длина бомбы составляла всего полтора метра. Весила эта «бочка» около четырёх тонн, из которых две трети приходилось на взрывчатку. Снаряд устанавливался поперёк бомбового отсека специально модернизированного для этих целей бомбардировщика «Ланкастер». Снаряд держали две V-образные рамы, которые позволяли ему раскручиваться до скорости 500 оборотов в минуту с помощью маленького электромотора, установленного прямо в отсеке. Когда бомбардир в носовой кабине нажимал гашетку, V-образные рамы резко отходили в стороны, позволяя снаряду свободно падать.
Вот только правильно использовать столь специфичное оружие было крайне сложно. Бомбы следовало сбрасывать на скорости ровно 400 км/ч с высоты точно 18 метров — для бомбардировщика это очень низко. Кроме того, бомбу следовало сбросить на расстоянии 400 метров от стены дамбы — допустимая ошибка составляла всего 25 метров в ту или иную сторону. Самолёту, чтобы пролететь такое расстояние, достаточно четверти секунды. Мало того, атаку нужно было проводить только ночью.
Операция «Возмездие»
Для проведения операции по уничтожению германских дамб, получившей название «Возмездие», Королевские военно-воздушные силы в марте 1943 года сформировали специальную эскадрилью под номером 617.
Эта эскадрилья получила самых опытных и удачливых лётчиков ВВС. Ночью 16 мая 1943 года с аэродрома Скемптон в Линкольншире ушли в сторону Европы 19 оснащённых прыгающими бомбами «Ланкастеров». Соединение разделили на три группы: девять самолётов должны были атаковать Мён, потом Эдер, а если останутся бомбы, то и Зорпе. Пять самолётов были нацелены только на Зорпе. Третья группа оставалась в резерве командования на случай, если понадобится нанести дополнительный удар по какой-либо цели.
Первая группа по пути потеряла один самолёт, однако успешно атаковала и разрушила дамбу Мён. Вскоре было покончено и с дамбой Эдер. «На Рур, который раньше подвергался испытанию огнём, — писал английский историк Пол Брикхилл, — теперь обрушилась вода. Угольные шахты были затоплены, заводы разрушены. Фритцлар, один из крупнейших военных аэродромов Гитлера, оказался под водой. Самолёты, лётное поле, ангары, казармы, бомбохранилища — все пропало. Исчезли шоссе, железные дороги, мосты. Промышленный пригород Касселя Унтернойштадт, находившийся в 40 милях от Эдера, ушёл под воду. Поток промчался ещё несколько миль по долине Фульды. Берега каналов были размыты, электростанции снесены, домны Рура оказались без воды и не могли давать сталь. Десятки речных сооружений были разрушены в Гельзенкирхене, Дортмунде, Хамме и Бохуме. Транспортная система, обеспечивавшая поступление сырья в Рур и вывоз готовой продукции, была уничтожена. Некоторые заводы не были снесены, однако не могли работать, так как лишились электричества или воды».
Всё выглядело бы гораздо страшнее, если бы удалось разрушить дамбу Зорпе. Однако она получила только лёгкие повреждения. Водохранилища Мён и Зорпе содержали львиную долю запасов воды, используемой тяжёлой промышленностью Германии. Если бы обе эти дамбы были разрушены, то, по словам германского рейхсминистра вооружений и военной промышленности Альберта Шпеера, «производство Рура упало бы на 90%».
Англичане больше не использовали свои прыгающие бомбы, поскольку немцы в спешном порядке прикрыли все оставшиеся дамбы мощными зенитными батареями, и к ним теперь было не подобраться. Однако эффект от действия этих бомб был настолько потрясающим, что натолкнул Барнса Уоллеса на новые идеи…
Журнал: Тайны 20-го века
Источник: zagopod.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]