«Для женщин после 45»: зачем нам устанавливают возрастные лимиты в одежде
---
Эйджизм (дискриминация по возрастному признаку) далеко не новая тема в моде. Об этой проблеме говорят не первый десяток лет, но даже прогрессивные модные дома, которые стараются успеть за экологическими и этическими трендами, нередко игнорируют эту, казалось бы, первостепенную проблему. Если обратить внимание на российский рынок, то эйджизм можно встретить не только в ассортименте одежды, но и в советах, как одеваться. «Что можно носить после 40+», «Как выглядеть стильно после 50» — как будто после определенного возраста добрая половина вещей оказывается под запретом. Неужели это так и чего на самом деле стоит дискриминация по возрасту модной индустрии (спойлер: миллиарды и миллиарды долларов), разбираемся в нашей статье.
У эйджизма в моде множество лиц. На какое ни посмотри, все ужасны. С одной стороны, многие жалуются на практически полное отсутствие вещей для тех, кому за 50, с другой — разные возрастные группы чувствуют давление со стороны СМИ, утверждающих, что им теперь, после определенного рубежа, остались всего пара рубашек и платьев определенного фасона, которые они будут носить до конца своих дней. То есть чем дальше — 30,40, 50, 60, тем сложнее подбирать одежду, чтобы выглядеть «стильно и элегантно» или, проще говоря, одобряемо обществом.
«Почему вы думаете, что мы примем тот факт, что наша жизнь закончится, как только нам стукнет столько-то лет»
При этом подобный эйджизм может дорого стоить модной индустрии. По данным International Longevity Centre, если ситуация не изменится, рынок моды потеряет 14 миллиардов долларов в течение следующих 20 лет. За последние 8 лет (2011−2018) люди пожилого возраста увеличили свои траты на 21%. При этом к 2050 году целевой аудиторией брендов станут покупатели старше 50 лет. Если дизайнеры не подумают о потребностях этой группы людей, то, скорей всего, они начнут терять деньги.
Между тем интерес к моде у этой категории стремительно растет. Увеличивается число пользователей «Инстаграма» (медленнее, чем хотелось бы, но все же), появляются инфлюенсеры, демонстрирующие свободу в выборе одежды. Блогеры отрицают концепцию возраста, не верят, что существуют ограничения после какого-то времени, и вовсю демонстрируют тренды в своей ленте. «Почему вы думаете, что мы примем тот факт, что наша жизнь закончится, как только нам стукнет столько-то лет», — вопрошает Лин Слэйтер, 64-летний профессор из Нью-Йорка и фэшен-блогер, чей аккаунт насчитывает 713 тысяч подписчиков.
Лин Слэйтер
Несмотря на оптимизм инстаграм-знаменитостей, дизайнеры не так часто привлекают моделей старше 60. Да, в кампании Celine снялась 82-летняя писательница Джоан Дидион, у H&M модель Джиллиан Мак-Леод, а 79-летняя актриса Ванесса Редгрейв прорекламировала круизную коллекцию-2017 Gucci. Еще реже возрастные модели появляются на разворотах и обложках модных журналов. Но это скорее исключения, чем правило. Нельзя пока сказать, что модная индустрия свободна от возрастных предрассудков, и, судя по всему, у нас это не скоро получится.
Джиллиан МакЛеод для H&M
Откуда ноги растут
Женщины, не боящиеся носить яркую одежду, безусловно заслуживают уважения, однако далеко не каждая осмелится примерить такой наряд. Почему некоторые стремятся носить одежду «поскромнее» и «соответствующую возрасту», нужно разбираться.
Отношение к одежде во многом определяют медиа - фильмы, телепередачи, сериалы, книги, где так или иначе встречаются и описание одежды, и отношение к этому автора. Но пока не все население планеты добралось до социальных сетей, многим приходится черпать вдохновение из того, что есть. А тем временем на телевидении бесконечные мейковеры обсуждают внешний вид женщины. На «Модном приговоре» обвиняют девушку в том, что она одевается как девочка, шоу «Перезагрузка» переодевает женщину из «подростковой» одежды во «взрослую», а передача «На 10 лет моложе», выходившая на первом канале до 2018 года, и вовсе была направлена на формирование страха из-за возрастных изменений. В такой среде, где возраст — это то, чего нужно стыдиться, а старение — скрывать, сложно отдавать предпочтение чему-то яркому и нескромному.
Эйджизм во время шопинга
«Шопинг ее только расстраивал: ассистенты постоянно смеялись и говорили, что некоторые места просто не предназначены для нее, а онлайн ничего не находила, потому что все было сконцентрировано на девушках помоложе»
Несмотря на кажущуюся продвинутость модных марок, мир меняется довольно медленно. От натурального меха и кожи экзотических животных бренды отказались только в прошлом году (и то далеко не все), на проблему загрязнения обратили внимание в позапрошлом (но заметных изменений пока нет). А говорить об инклюзивности и освобождении от предрассудков с постоянно всплывающими обвинениями в культурной апроприации и расизме и вовсе не приходится. Когда бренды обратят внимание на эйджизм? Видимо, когда начнут терять прибыль.
Однако что нам до компромиссных акций брендов, если даже на бытовом уровне многие сталкиваются с эйджизмом. «Шопинг ее только расстраивал: ассистенты постоянно смеялись и говорили, что некоторые места просто не предназначены для нее, а онлайн ничего не находила, потому что все было сконцентрировано на девушках помоложе», — рассказывает Жасинта Бассетт, основательница онлайн-магазина The Bias Cut для всех возрастов. Ее мама столкнулась с эйджизмом в возрасте 66 лет, после чего Жасинта решила основать небольшой бизнес, где дискриминации по возрасту не нашлось места. Их слоган так и звучит: «Где эйджизм никогда не был в моде».
Но, несмотря на весь информационный шум, некоторые находят в себе силы отстраниться и выработать свою позицию. Даже в российской медиасреде есть множество позитивных примеров. После разгоревшегося скандала из-за поста Ксении Собчак многие СМИ, звезды и телеграм-каналы приняли сторону «потерпевших» — женщин за 40, не боящихся публиковать «обнаженные» фото. И пусть здесь мало замешан фэшен, считать это маленькой победой в общей истории российского эйджизма нам никто не запретит.
В сухом остатке
Возраст принято воспринимать как проблему. Считается, что его непременно нужно скрывать: закрашивать седину, «закалывать» морщины, прятать ноги, руки, грудь, если на них появились возрастные изменения. Фотограф и автор книг о моде Ари Сет Коэн, который входит в 500 самых влиятельных людей в мире моды BoF, говорит: «Модные и бьюти-бренды игнорируют возрастных покупателей годами. Вместо того чтобы пытаться достичь здравого демографического равновесия, они, стесняясь своей незащищенности, используют страх и антивозрастную пропаганду для продажи средств, продвигающих нелепую и вредную борьбу со старением».
Получается, несмотря на то, что старение — абсолютно естественный процесс, его обязательно необходимо переживать с дискомфортом и стеснением. Постоянно выдумывать новые способы его скрывать и демонстрировать, что никакого старения на самом деле нет. Страх, скрываемый за всем этим, вредит не только брендам, но и конечному потребителю, которому регулярно приходится делать некомфортный выбор между понравившейся одеждой и той, что одобряет общество, плюс предлагают в скромной выборке вариантов бренды. Нам остается только взять пример с тех, кто научился отделять себя от общественного мнения, и выбирать свой путь, не опираясь на то, что можно, а что нельзя носить девушке за 30, 40, 50 и… до бесконечности.
У эйджизма в моде множество лиц. На какое ни посмотри, все ужасны. С одной стороны, многие жалуются на практически полное отсутствие вещей для тех, кому за 50, с другой — разные возрастные группы чувствуют давление со стороны СМИ, утверждающих, что им теперь, после определенного рубежа, остались всего пара рубашек и платьев определенного фасона, которые они будут носить до конца своих дней. То есть чем дальше — 30,40, 50, 60, тем сложнее подбирать одежду, чтобы выглядеть «стильно и элегантно» или, проще говоря, одобряемо обществом.
«Почему вы думаете, что мы примем тот факт, что наша жизнь закончится, как только нам стукнет столько-то лет»
При этом подобный эйджизм может дорого стоить модной индустрии. По данным International Longevity Centre, если ситуация не изменится, рынок моды потеряет 14 миллиардов долларов в течение следующих 20 лет. За последние 8 лет (2011−2018) люди пожилого возраста увеличили свои траты на 21%. При этом к 2050 году целевой аудиторией брендов станут покупатели старше 50 лет. Если дизайнеры не подумают о потребностях этой группы людей, то, скорей всего, они начнут терять деньги.
Между тем интерес к моде у этой категории стремительно растет. Увеличивается число пользователей «Инстаграма» (медленнее, чем хотелось бы, но все же), появляются инфлюенсеры, демонстрирующие свободу в выборе одежды. Блогеры отрицают концепцию возраста, не верят, что существуют ограничения после какого-то времени, и вовсю демонстрируют тренды в своей ленте. «Почему вы думаете, что мы примем тот факт, что наша жизнь закончится, как только нам стукнет столько-то лет», — вопрошает Лин Слэйтер, 64-летний профессор из Нью-Йорка и фэшен-блогер, чей аккаунт насчитывает 713 тысяч подписчиков.
Лин Слэйтер
Несмотря на оптимизм инстаграм-знаменитостей, дизайнеры не так часто привлекают моделей старше 60. Да, в кампании Celine снялась 82-летняя писательница Джоан Дидион, у H&M модель Джиллиан Мак-Леод, а 79-летняя актриса Ванесса Редгрейв прорекламировала круизную коллекцию-2017 Gucci. Еще реже возрастные модели появляются на разворотах и обложках модных журналов. Но это скорее исключения, чем правило. Нельзя пока сказать, что модная индустрия свободна от возрастных предрассудков, и, судя по всему, у нас это не скоро получится.
Джиллиан МакЛеод для H&M
Откуда ноги растут
Женщины, не боящиеся носить яркую одежду, безусловно заслуживают уважения, однако далеко не каждая осмелится примерить такой наряд. Почему некоторые стремятся носить одежду «поскромнее» и «соответствующую возрасту», нужно разбираться.
Отношение к одежде во многом определяют медиа - фильмы, телепередачи, сериалы, книги, где так или иначе встречаются и описание одежды, и отношение к этому автора. Но пока не все население планеты добралось до социальных сетей, многим приходится черпать вдохновение из того, что есть. А тем временем на телевидении бесконечные мейковеры обсуждают внешний вид женщины. На «Модном приговоре» обвиняют девушку в том, что она одевается как девочка, шоу «Перезагрузка» переодевает женщину из «подростковой» одежды во «взрослую», а передача «На 10 лет моложе», выходившая на первом канале до 2018 года, и вовсе была направлена на формирование страха из-за возрастных изменений. В такой среде, где возраст — это то, чего нужно стыдиться, а старение — скрывать, сложно отдавать предпочтение чему-то яркому и нескромному.
Эйджизм во время шопинга
«Шопинг ее только расстраивал: ассистенты постоянно смеялись и говорили, что некоторые места просто не предназначены для нее, а онлайн ничего не находила, потому что все было сконцентрировано на девушках помоложе»
Несмотря на кажущуюся продвинутость модных марок, мир меняется довольно медленно. От натурального меха и кожи экзотических животных бренды отказались только в прошлом году (и то далеко не все), на проблему загрязнения обратили внимание в позапрошлом (но заметных изменений пока нет). А говорить об инклюзивности и освобождении от предрассудков с постоянно всплывающими обвинениями в культурной апроприации и расизме и вовсе не приходится. Когда бренды обратят внимание на эйджизм? Видимо, когда начнут терять прибыль.
Однако что нам до компромиссных акций брендов, если даже на бытовом уровне многие сталкиваются с эйджизмом. «Шопинг ее только расстраивал: ассистенты постоянно смеялись и говорили, что некоторые места просто не предназначены для нее, а онлайн ничего не находила, потому что все было сконцентрировано на девушках помоложе», — рассказывает Жасинта Бассетт, основательница онлайн-магазина The Bias Cut для всех возрастов. Ее мама столкнулась с эйджизмом в возрасте 66 лет, после чего Жасинта решила основать небольшой бизнес, где дискриминации по возрасту не нашлось места. Их слоган так и звучит: «Где эйджизм никогда не был в моде».
Но, несмотря на весь информационный шум, некоторые находят в себе силы отстраниться и выработать свою позицию. Даже в российской медиасреде есть множество позитивных примеров. После разгоревшегося скандала из-за поста Ксении Собчак многие СМИ, звезды и телеграм-каналы приняли сторону «потерпевших» — женщин за 40, не боящихся публиковать «обнаженные» фото. И пусть здесь мало замешан фэшен, считать это маленькой победой в общей истории российского эйджизма нам никто не запретит.
В сухом остатке
Возраст принято воспринимать как проблему. Считается, что его непременно нужно скрывать: закрашивать седину, «закалывать» морщины, прятать ноги, руки, грудь, если на них появились возрастные изменения. Фотограф и автор книг о моде Ари Сет Коэн, который входит в 500 самых влиятельных людей в мире моды BoF, говорит: «Модные и бьюти-бренды игнорируют возрастных покупателей годами. Вместо того чтобы пытаться достичь здравого демографического равновесия, они, стесняясь своей незащищенности, используют страх и антивозрастную пропаганду для продажи средств, продвигающих нелепую и вредную борьбу со старением».
Получается, несмотря на то, что старение — абсолютно естественный процесс, его обязательно необходимо переживать с дискомфортом и стеснением. Постоянно выдумывать новые способы его скрывать и демонстрировать, что никакого старения на самом деле нет. Страх, скрываемый за всем этим, вредит не только брендам, но и конечному потребителю, которому регулярно приходится делать некомфортный выбор между понравившейся одеждой и той, что одобряет общество, плюс предлагают в скромной выборке вариантов бренды. Нам остается только взять пример с тех, кто научился отделять себя от общественного мнения, и выбирать свой путь, не опираясь на то, что можно, а что нельзя носить девушке за 30, 40, 50 и… до бесконечности.
Источник: stil.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]