Густав Климт и единственная и главная любовь всей его жизни Эмилией Флеге.
---
Владелица венского дома моды и кутюрье Эмилия Флёге оставалась единственной постоянной спутницей любвеобильного Густава Климта более двадцати лет. Этот факт не вызывает сомнений, а вот характер их отношений — предмет споров и дискуссий со времен начала ХХ века. Взаимное притяжение и эмоциональную зависимость творческая пара скрепила негласным дружеским союзом, приправив его долей романтики. Альянс оказался сильнее уз брака и стал их неразгаданной формулой любви.
История знакомства
Семьи Климтов и Флёге состояли в родстве. В 1891 году брат художника Эрнст женился на старшей сестре Эмилии, и в этом же году Густав написал портрет своей невестки. С самых первых дней знакомства Густаву, которому было уже под 30, нравилось находиться рядом с 17-летней Эмилией. Желая завоевать симпатию девушки, он даже соглашается вместе изучать французский. Так невинно и с пользой проходят их первые «свидания».
Густав Климт. Эмилия Флёге в 17 лет. 1891 и портрет Эмилии Флёге. 1893
Через год умирает Эрнст, и Густав становится опекуном его новорожденной дочери. В этом качестве художник все чаще появляется в доме Флёге, и к 1897 году Густав и Эмилия становятся неразлучны. Многие их знакомые не сомневались, что у них роман. Художник сопровождал Эмилию в оперу и театр, проводил летние месяцы на семейной вилле Флёге, писал длинные письма, а из путешествий отправлял открытки, нередко дорисовывая в свои милые послания крылатое сердечко.
Делиться впечатлениями с Эмилией стало для Густава необходимостью. В 1903 году из Италии он писал о «невероятном великолепии» мозаик VI века в Равенне, которые во многом повлияли на его технику «золотого периода». Профессия друга и бесконечные разговоры об искусстве не могли не отразиться на его спутнице. Как достойная ученица первого художника Венского Сецессиона вскоре она произведет собственную революцию в мире моды.
Салон моды «Сёстры Флёге»
Вместе с двумя сестрами Эмилия несколько лет училась швейному искусству. С финансовой поддержкой брата в 1904 году девушки открыли салон моды «Cёстры Флёге» в Casa Piccola — самом сердце текстильной индустрии Вены. Эмилия была творческим руководителем трио, сестра Элена занималась клиентами, а Полин — офисом. Несколько раз в год Эмилия ездила в Париж и Лондон, чтобы узнать о модных тенденциях и привезти новейшие образцы текстиля.
Интерьеры салона, оформленные в стиле модерн ведущими дизайнерами венского Сецессиона из «Венских мастерских» (Wiener Werkstätte), производили впечатление на клиентов. Салон процветал и стал модным местом встреч дам из высшего общества. К 1914 году у них одевались большинство венских модниц. Клиентками были дамы из просвещенных кругов еврейских промышленников, которые заказывали портреты у Климта.
Эмилия Флёге на отдыхе у озера Аттерзе. 1906 год..
Сравните вкусы «Золотой Адель» и Эмилии Флёге: паттерн на платье, ожерелье. Фотографии Эмилии Флёге
Климт внес свою лепту в продвижение бизнеса Эмилии: он настойчиво рекомендовал своим клиентам салон подруги. Многие дамы с портретов художника одевались у «Сестёр Флёге». И даже позировали Климту в платьях Эмилии. Их общими заказчицами были Соня Книпс и Фредерика Беер.
Платье для девятилетней Мады Примавеси было сделано Эмилией — по предложению Климта, специально для этого портрета. Для Климта детские портреты — редкость, как и портреты пожилых дам. На одном из них художник изобразил маму Эмилии.
Портрет Мады Примавеси Густав Климт 1912
Портрет Барбары Флеге (матери Эмилии Флеге) Густав Климт 1915
Что их вдохновляло
Одним из источников вдохновения для Густава и Эмилии были их впечатляющие коллекции восточного и европейского искусства. Климт собирал японскую гравюру, а Эмилия текстильные изделия народного творчества из Центральной Европы. Фрагменты вышивок и кружев она выставляла в витрине своего салона. Обращаясь к этническим узорам, Эмилия находила новые идеи украшения своих моделей и неожиданные цветовые сочетания.
В начале ХХ века предметы народного творчества представлялись горожанам чем-то свежим и экзотическим. Эти работы декоративного искусства, благодаря коллекционерам, начали приобретать художественное и эстетическое значение и повлияли на стилистическое развитие модерна.
Образец народного творчества из собрания Эмилии Флёге. Музей народного творчества, Вена.
Образец народного творчества из собрания Эмилии Флёге. Музей народного творчества, Вена.
Образец народного творчества из собрания Эмилии Флёге. Музей народного творчества, Вена.
Образец народного творчества из собрания Эмилии Флёге. Музей народного творчества, Вена.
Образец народного творчества из собрания Эмилии Флёге. Музей народного творчества, Вена.
Эмилия Флёге. 1910 год.
Модели Эмилии Флёге, совершившие революцию в мире моды, спустя сто лет привлекают внимание ведущих модельеров современности.
Модели Эмилии Флёге, совершившие революцию в мире моды, спустя сто лет привлекают внимание ведущих модельеров современности.
Модели Эмилии Флёге, совершившие революцию в мире моды, спустя сто лет привлекают внимание ведущих модельеров современности.
Густав Климт и Эмилия Флёге в саду виллы Ореанда на озере Аттерзее. 1910 год.
В последние годы к творчеству Эмилии Флёге возрос интерес не только как к подруге знаменитого художника, а в первую очередь, как к талантливому модельеру, повлиявшему на развитие индустрии моды.
Модель Эмилии Флёге, воссозданная шанхайским художником-дизайнером Хань Фэн. Выставка «7 Муз Густава Климта», 2016 год. Новая галерея, Нью-Йорк.
Кутюрье и художник вместе разделяли еще одну страсть — к ювелирным украшениям. Только Эмилия обожала их носить, а Климт — изображать. Художник не отказывал в этой слабости своей подруге и часто преподносил ей подарки от ее любимой и самой популярной в Вене марки «Wiener Werkstätte».
Владелица модного дома была фотомоделью и рекламировала ювелирные изделия от «Wiener Werkstätte» (Венские мастерские) — знаменитого творческого объединения дизайнеров, художников и архитекторов начала ХХ века. Их эффектные ювелирные изделия из полудрагоценных камней ценились за художественное оформление, а стилистика сближала с работами знаменитого коллеги — Густава Климта.
Фото: Эмилия Флёге в ювелирных украшениях от «Венских мастерских». 1910.
Брошь. 1905 год. Дизайнер: Коломан Мозер и Брошь. Серебро, золото, коралл, лазурит, лунный камень. 1905 год. Дизайнер: Йозеф Гофман.
Вдали от всех
Начиная с 1898 года Эмилия и Густав проводили летние месяцы на озере Аттерзе в Верхней Австрии, вначале на семейной вилле Флёге недалеко от деревушки Вайсенбах, позже — на вилле Олеандр. Сады, парки, тенистые аллеи и чудесное озеро умиротворяли. Особенно Климта, оставлявшего в Вене свое очередное увлечение и страшно уставшего от своих бесконечных романов и мимолетных связей.
Климт надевал синюю хлопковую рубашку-балахон с вышивкой на плечах (в мастерской он тоже ее предпочитал), Эмилия наряжалась в изысканные наряды из заморских шелков, и они вместе отправлялись гулять по садам, кататься на лодке, изредка встречаясь с родственниками и друзьями.
Эмилия Флёге в реформаторском платье и Густав Климт в саду виллы Ореандра в Каммере на озере Аттерзе. 1910 год.
Вдохновленный присутствием любимой Эмилии и захватывающим видом окрестностей, Климт начал писать пейзажи. Эти созерцательные произведения, не обремененные присутствием людей, успокаивали художника. Наслаждаясь игрой света и отражением деревьев на поверхности озера, он воспевал чистоту и красоту природы. Климт отдыхал телом и душой.
Замок Каммер на озеро Аттерзее I (Замок воды) Густав Климт Живопись, 1908
Аллея в парке дворца Каммер Густав Климт Живопись, 1912
Озеро Аттерзее Густав Климт Живопись, 1900
Эмилия должна прийти
В 1918 году Климт умер. Последние его слова были: «Эмилия должна прийти». После смерти художника Эмилия Флёге сожгла все письма, полученные от него, но сохранила нетронутой «комнату Климта» в Casa Piccalo, превратив ее в уютный музей, где хранились мольберт, одежда, рисунки и мебель художника.
После присоединения Австрии к Германии в 1938 году «Сёстры Флёге» потеряли большинство своих клиентов и вынуждены были закрыть ателье.
Эмилия Флёге вела уединенный образ жизни. Она умерла в 1952 году, пережив художника на 34 года. Эмилия никогда не была замужем.
Густав Климт и Эмилия Флёге. 1899 год.
Альфред Вайдингер, специалист по творчеству Климта из галереи Бельведер, полагает, что в картине «Поцелуй» художник изобразил себя и Эмилию. Несмотря на то, что образы мужчины и женщины собирательны, этот романтический сюжет, действительно может рассказывать историю любви между двумя творцами. Замершие в самозабвении влюбленные, выйдя за пределы времени, они одни во вселенной.
Поцелуй Густав Климт 1908
Источник: klikabol.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]